Мудрый Экономист

Управление налоговой нагрузкой по налогу на прибыль организаций *

"Международный бухгалтерский учет", 2013, N 6

<*> Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома "ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" при Московском государственном университете приборостроения и информатики. Публикуется по материалам журнала "Финансовая аналитика: проблемы и решения". 2013. N 4 (142).

В работе сформулирована последовательность шагов, реализация которых будет способствовать уменьшению уровня налоговых выплат предприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства. Использование предложенного алгоритма позволит минимизировать риски доначисления налоговых платежей и штрафных санкций.

Налоговое планирование основывается на вполне объяснимом стремлении собственника защитить свое имущество. Конституция РФ закрепляет право частной собственности и ее защиту всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 35, 45 [2]). В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие прав и интересов других лиц, охраняемых законодательством [1]. Таким образом, законодательство РФ признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства.

Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, предоставляющий максимальные возможности для управления налоговой нагрузкой (см. рисунок).

Применение методов управления налоговой нагрузкой на разных этапах планирования деятельности организации

                     ----------------------------------¬
---------------------+ Методы управления налоговой +------------------¬
¦ -------------------+ нагрузкой по налогу на прибыль +----------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L---------------------------------- ¦ ¦
¦ ¦ --------------------------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ На этапе стратегического ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ планирования: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- выбор территориального расположения¦ ¦ ¦
¦ L-----------------¦организации; ¦ ¦ ¦
L------------------¬/¦- выбор организационно-правовой формы¦ ¦ ¦
¦организации; ¦ ¦ ¦
¦- выбор вида деятельности; ¦ ¦ ¦
¦- выбор системы налогообложения ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------- ¦ ¦
------------------------------------------¬ ¦ ¦
¦ На этапе оперативного планирования ¦ ¦ ¦
¦Выбор положений учетной политики ¦ ¦ ¦
¦организации для целей налогообложения: ¦ ¦ ¦
¦- выбор метода признания доходов ¦ ¦ ¦
¦и расходов; ¦ ¦ ¦
¦- выбор метода оценки сырья и материалов ¦ ¦ ¦
¦и расчет фактической себестоимости ¦ ¦ ¦
¦материальных ресурсов в производстве; ¦ ¦ ¦
¦- использование критериев отнесения ¦ ¦ ¦
¦имущества к амортизируемому; ¦ ¦ ¦
¦- выбор метода начисления амортизации; ¦ ¦ ¦
¦- использование права на применение ¦/L------------- ¦
¦амортизационной премии; ¦----------------
¦- применение повышающих и (или) ¦
¦понижающих коэффициентов к основной норме¦
¦амортизации; ¦
¦- применение предусмотренных ¦
¦законодательством льгот; ¦
¦- создание резервов и т.д. ¦
¦Формирование положений маркетинговой ¦
¦политики организации: ¦
¦- выбор метода ценообразования; ¦
¦- виды и порядок предоставления скидок. ¦
¦Формирование положений договорной ¦
¦политики организации ¦
L------------------------------------------

Планирование налоговых платежей необходимо начинать уже на стадии создания организации, открытия нового вида бизнеса или заключения нестандартного контракта. Основные моменты, выбор которых на этом этапе позволяет управлять налоговой нагрузкой, определяются, как правило, налоговой политикой государства.

Выбор территориального расположения организации. В международной практике налогового планирования этот инструмент называется "метод офшора".

Если брать дословный перевод, то офшор - это государство или иная юридически обособленная территория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых льгот. В отечественных условиях и в рамках названного метода понятие "офшор" приобретает более широкое значение - это расположение объекта налогообложения под юрисдикцией территории с более мягким режимом налогообложения. К таким территориям можно отнести как территории иностранных государств, предоставляющих максимальные налоговые льготы, так и отдельные территории Российской Федерации, на которых вследствие проведения региональными органами власти политики привлечения инвестиций в экономику региона установлен льготный режим налогообложения [7]. Этот режим может иметь самые различные формы, например:

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 83 НК РФ налогоплательщик - юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах:

Таким образом, территориальное размещение как самой организации, так и отдельных видов ее бизнеса можно использовать в качестве инструмента перераспределения доходов и расходов между структурными подразделениями и снижения налоговой нагрузки на организацию в целом.

Однако необходимо учесть, что индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные в качестве резидентов особой экономической зоны, не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами [7], а также обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, осуществляемым в рамках реализации инвестиционных проектов и выполнения иной хозяйственной деятельности.

Выбор организационно-правовой формы организации предоставляет следующие возможности:

Обязательно следует иметь в виду, что при наличии доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для целей налогообложения налогом на прибыль, организация обязана вести их раздельный учет. В противном случае все доходы и расходы организации будут подлежать налогообложению на общих основаниях, что повлечет за собой доначисление сумм налогов, штрафных санкций и пени.

Выбор вида деятельности (при условии соответствия законодательным требованиям) позволяет:

Выбор системы налогообложения предполагает добровольный выбор налогоплательщиком оптимального режима при условии соответствия самого налогоплательщика требованиям законодательства. Добровольный выбор может применяться в отношении следующих режимов налогообложения:

Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), установленных федеральным законодательством, осуществляется в императивном порядке, т.е. в соответствии с решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга [4]. Следует иметь в виду, что представительные органы власти в каждом регионе самостоятельно решают, в отношении каких видов предпринимательской деятельности (в рамках утвержденного перечня) вводится единый налог. Поэтому на стадии стратегического планирования необходимо тщательное ознакомление не только с нормами НК РФ и федеральных законов, но, прежде всего, с нормативно-правовыми актами тех регионов и муниципальных образований, на территории которых планируется осуществление деятельности организаций или их структурных подразделений. Тем более существует законопроект, предполагающий, во-первых, изменение перечня видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, во-вторых, введение дополнительных ограничений на применение ЕНВД по средней численности персонала, в-третьих, полную отмену ЕНВД с 2014 г. Законопроект, правда, еще не рассматривался в Государственной Думе, но существует вероятность его принятия. Поэтому необходимость мониторинга законодательства для тех налогоплательщиков, которые работают, применяя ЕНВД в настоящее время, или планируют его применение в будущих периодах, возрастает многократно. Тем более что цена вопроса - ощутимое снижение налоговой нагрузки за счет применения специального режима.

Предварительные расчеты и своевременное реагирование на изменение законодательства позволят оперативно изменить систему налогообложения и понести наименьшие потери с точки зрения управления налоговой нагрузкой на организацию.

В наиболее выгодной ситуации при отмене ЕНВД находятся индивидуальные предприниматели, которые имеют право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Этот вид налогообложения выгоден и в настоящее время, но также имеет большие перспективы развития в будущем.

Для того чтобы с наибольшей пользой воспользоваться возможностями, предоставляемыми налоговым законодательством, необходимо уже на стадии стратегического планирования (при создании новой организации или открытии нового вида деятельности в рамках уже действующего предприятия) таким образом сформировать организационную структуру компании, чтобы каждый вид ее деятельности, во-первых, располагался в регионе с максимально благоприятными условиями налогообложения и, во-вторых, использовал именно ту систему налогообложения, которая позволит минимизировать налоговые выплаты в бюджет. В этом случае часто бывает целесообразным формирование компании в виде холдинговой структуры подразделений, использующих в своей деятельности достоинства всех видов спецрежимов и общей системы налогообложения.

Возможность использования специальных режимов налогообложения освобождает налогоплательщика от обязанности исчислять и уплачивать ряд федеральных и региональных налогов, в том числе и налог на прибыль. Таким образом, на стадии стратегического планирования деятельности закладывается фундамент для дальнейшего управления налоговой нагрузкой организации.

Развитие этого процесса продолжается на стадии оперативного налогового планирования. На этом этапе целесообразно использовать следующие инструменты.

Положения учетной политики организации для целей налогообложения, предоставляющие налогоплательщику право выбора того или иного альтернативного варианта учета затрат. Наиболее пристального внимания налогоплательщиков заслуживает ряд положений.

Выбор метода признания доходов и расходов. Налоговое законодательство предоставляет организациям право выбора метода признания доходов и расходов. Лишены этого права только банки. Однако для крупных предприятий, а также большинства предприятий среднего и даже малого бизнеса предоставленная возможность не имеет никакого значения. Причина состоит том, что существует жесткое ограничение - применение организацией кассового метода возможно только при условии, что в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (ст. 273 НК РФ).

Очевидно, что соответствовать подобным требованиям могут даже не малые, а микропредприятия. Для них предоставленная возможность использования кассового метода является хорошим подспорьем, поскольку как доходы, так и расходы признаются при этом методе только в моменты поступления денежных средств на расчетный счет (доходы) или перечисления их поставщику (расходы).

Однако при планировании деятельности на перспективу необходимо учесть, что превышение указанного критерия автоматически переводит организацию на использование метода начисления, при котором доходы и расходы организации признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которым они относятся (ст. 271 НК РФ). И очень важно, развивая и совершенствуя деятельность предприятия, не пропустить этого момента. В противном случае налоговые органы будут вынуждены доначислить налог на прибыль и сопутствующие штрафные санкции.

Выбор метода оценки сырья и материалов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве. В соответствии с положениями НК РФ (п. 8 ст. 254) налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать метод оценки сырья и материалов при списании их в производство из следующего перечня:

Предпочтение того или иного метода оценки оказывает влияние на величину материальных затрат и, как следствие, этого на себестоимость выпускаемой продукции (реализуемых товаров, работ, услуг) и налогооблагаемую базу:

Использование этого инструмента может принести ощутимую пользу в материалоемких производствах. Выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике организации.

Использование критериев отнесения имущества к амортизируемому. В соответствии с законодательством (ст. 256 НК РФ) амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.

Перенос стоимости амортизируемого имущества на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) осуществляется, как известно, через начисление амортизации. Непризнание имущества амортизируемым приводит к тому, что его стоимость списывается в состав материальных расходов единовременно в полном объеме в момент ввода этого имущества в эксплуатацию.

Таким образом, использование возможности разукрупнения основных средств на составляющие, или, точнее, их приобретения не в виде комплекса, а в виде отдельных конструктивно обособленных объектов, стоимость которых составляет до 40 тыс. руб., позволит существенно повлиять на величину налогооблагаемой базы и принести значительную экономию по налоговым платежам в части налога на прибыль. Только обязательно следует обратить внимание не только на цену комплектующих, но, прежде всего, на их конструктивную обособленность. В противном случае налоговые органы могут:

Выбор метода начисления амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам организации. В налоговом учете существуют два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Поскольку применение того или иного метода, а также переход от одного метода к другому является правом налогоплательщика, то следует закрепить выбранные варианты учета в учетной политике для целей налогообложения.

При линейном методе амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества в соответствии со сроком его полезного использования в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Нелинейный метод с 01.01.2009 предусматривает начисление амортизации по каждой амортизационной группе в целом (ст. 259.2 НК РФ). Для этого на первое число налогового периода, с начала которого организация применяет нелинейный метод начисления амортизации, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс. Его величина рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе). В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется на первое число месяца, для которого определяется сумма начисленной амортизации. Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

Как только суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится меньше 20 000 руб., налогоплательщик имеет право ликвидировать указанную группу (подгруппу), при этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы текущего периода.

Таким образом, при использовании нелинейного метода стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы ускоренными темпами. Анализ сопоставления результатов начисления амортизации различными способами позволяет сделать следующие выводы:

Применение повышающих коэффициентов к основной норме амортизации. Использование этого права (ст. 259.3 НК РФ) позволяет увеличить скорость списания стоимости амортизируемого имущества в расходы от двух до трех раз. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, использование этого права должно быть обязательно закреплено в учетной политике для целей налогового учета, во-вторых, применение повышающих коэффициентов строго регламентировано требованиями законодательства, поэтому правомерность их применения налоговые органы обязательно проверят.

Наиболее спорными с точки зрения налоговых органов являются следующие случаи:

Официального толкования термина "научно-техническая деятельность" НК РФ не дает. По этому вопросу существуют две точки зрения. С одной стороны, Минфин России разъясняет, что повышающий коэффициент не выше трех может применяться к амортизируемому имуществу, используемому только для осуществления научных исследований и/или опытно-конструкторских разработок, понятие которых раскрывается в ст. 262 НК РФ. С другой стороны, определение научно-технической деятельности дается в ст. 2 [6]. Таким образом, налоговые риски в этом случае очень велики, а обоснование и документальное подтверждение научно-технического характера деятельности потребуют самого пристального внимания специалистов, занимающихся вопросами налогового планирования.

Для избегания риска доначисления налоговых платежей и штрафных санкций следует также помнить, что повышающие коэффициенты при применении нелинейного метода к амортизируемому имуществу первой - третьей амортизационных групп не применяются.

Использование права на применение так называемой амортизационной премии и определение ее размера по выбранным категориям амортизируемого имущества позволяют эффективно управлять налоговой нагрузкой организации в части налога на прибыль.

Необходимый эффект достигается при этом за счет законодательно предоставленной налогоплательщику возможности (п. 9 ст. 258 НК РФ) включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Налогоплательщики имеют самые широкие возможности не только в части применения или неприменения этого права, но и в выборе размера применяемой амортизационной премии по каждой амортизационной или сформированной по иным критериям группам. Главное, чтобы все эти аспекты были самым подробным образом зафиксированы в учетной политике организации для целей налогообложения.

Для организаций, имеющих большое количество основных средств и занимающихся непрерывным их обновлением, применение этого права позволит существенно снизить налоговую нагрузку на организацию в части налога на прибыль. Поскольку амортизационная премия является косвенным расходом, она учитывается в составе расходов в том отчетном (налоговом) периоде, на который в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ). Таким образом, она не капитализируется в стоимости запасов готовой продукции или незавершенного производства, а в полном объеме уменьшает налогооблагаемую базу отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль.

Законодатели с 1 января 2008 г. ввели следующее ограничение: в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в качестве амортизационной премии, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Ощутимое влияние на налоговую нагрузку это условие окажет только в тех организациях, где операции с основными средствами (приобретение и выбытие) являются единичными. Там, где парк основных средств непрерывно обновляется, в т.ч. и за счет выбытия устаревающего оборудования, резких изменений налоговой нагрузки в сторону увеличения можно избежать за счет тщательного планирования поступления и выбытия основных средств в организации.

Порядок отнесения затрат к прямым и косвенным. Этот инструмент актуален для организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления.

Предоставление законодательством (ст. 318 НК РФ) возможности самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов позволяет налогоплательщику управлять величиной налогооблагаемой базы за счет того, что:

Увеличение доли прямых расходов способствует росту налогооблагаемой базы и, соответственно, росту налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Смещение распределения расходов в сторону косвенных, наоборот, снижает налогооблагаемую базу и налоговую нагрузку. Причем о росте/снижении налоговой нагрузки можно говорить только в том случае, если рассматривается один отдельно взятый налоговый период. Если речь идет о процессе налогового планирования в целом, то целесообразно говорить о перераспределении налоговых платежей во времени: деньги сегодня дороже, чем деньги завтра, поэтому планирование налоговой нагрузки должно осуществляться таким образом, чтобы сумма налоговых платежей, выводимых из оборота компании, сегодня была меньше настолько, насколько это позволяет налоговое законодательство.

Сформированный перечень прямых и косвенных расходов в обязательном порядке должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Формирование резервов - это предоставленная налогоплательщику возможность равномерно в течение отчетного (налогового) периода учитывать предстоящие расходы по нескольким законодательно установленным направлениям:

Размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ, но в отдельных случаях может лимитироваться законодательно. Отчисления в резервы предстоящих расходов в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода. Сумма фактически осуществленных затрат списывается за счет средств сформированного резерва.

Разница между суммами фактически осуществленных затрат и сформированного резерва предстоящих расходов на дату окончания налогового периода включается, как правило, в состав прочих доходов или расходов налогоплательщика.

Создание резервов не снижает налоговой нагрузки на организацию, но позволяет перераспределить ее в течение налогового периода таким образом, чтобы минимизировать выплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Это играет важную роль для организаций, осуществляющих ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, поскольку резкая динамика финансового результата между отчетными периодами приводит к росту величины ежемесячных авансовых платежей и, следовательно, опережающему авансированию бюджета и излишнему выводу денежных средств из оборота предприятия.

Организациям, которые решили воспользоваться предоставленной возможностью, следует помнить, что законодательно установлена обязанность налогоплательщиков, формирующих резервы предстоящих расходов, направляемые на цели обеспечения социальной защиты инвалидов, представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода.

При нецелевом использовании средств сформированного резерва они в обязательном порядке подлежат включению в налоговую базу того налогового периода, в котором было произведено их нецелевое использование.

Применение установленных законодательством льгот является правом налогоплательщика, которое в обязательном порядке должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Применение налоговых льгот, в соответствии с гл. 25 НК РФ, ведет к законному снижению налогооблагаемой базы и, соответственно, суммы налога. Естественно, что правомерность применения льгот, способствующих уменьшению налоговых поступлений в бюджет, подлежит контролю со стороны налоговых органов.

Перенос убытков прошлых лет (ст. 283 НК РФ). Наличие убытков, полученных в предыдущие налоговые периоды, позволяет налогоплательщику на законном основании уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Перенос убытка на будущее может осуществляться налогоплательщиком в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Правомерность уменьшения налоговой базы за счет убытков прошлых лет подлежит пристальному вниманию со стороны налоговых органов, поэтому налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Конечно, рассмотренные положения учетной политики для целей налогообложения являются наиболее часто используемыми, но не исчерпывающими в части управления налоговой нагрузкой. Налоговое планирование каждой организации требует индивидуального подхода и учета при выборе инструментария специфики не только ее деятельности, но и вида экономической деятельности, окружающей среды и т.д.

Разработка маркетинговой политики.

Выбор метода ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей общей финансовой политики компании, поскольку уровень цен на реализуемую продукцию напрямую влияет на такие важнейшие показатели, как выручка и прибыль.

Критерии предоставления скидок и бонусов. Применение надбавок к цене или скидок является правом налогоплательщика.

При определении рыночной цены в соответствии с законодательством, как правило, учитываются все установленные при заключении сделок надбавки или скидки. Основным условием при этом является то, что применяемые надбавки и скидки должны быть обычными для сделок между невзаимозависимыми лицами.

И выбор метода ценообразования, и критерии предоставления скидок и бонусов целесообразно прописать в маркетинговой политике компании, которая должна являться неотъемлемой частью или приложением к учетной политике предприятия для целей налогообложения. Требование о разработке маркетинговой политики отсутствует в нормативных документах и поэтому не является обязательным в компании, но его наличие в качестве официального документа, введенного в действие соответствующими приказами руководства, позволяет снизить риски доначисления налогов, пеней и штрафных санкций в спорных ситуациях.

Формирование положений договорной политики. Совершение сделок и заключение договоров является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности любой организации. Поскольку большая часть положений законодательства в отношении договоров носит диспозитивный характер, стороны сделки практически во всех случаях вправе самостоятельно выбирать виды и формулировать содержание пунктов договоров [1].

Договорная политика - это совокупность методов организации и проведения работы по заключению, изменению, расторжению и контролю за исполнением договоров. При ее реализации, выполнив императивные нормы законодательства относительно формы и содержания договора (ст. ст. 131, 422, 469, 991 ГК РФ и т.д.), организации самостоятельно могут изменять предлагаемые законодательством шаблоны договоров и строить договорные отношения с учетом требований конкретных хозяйственных ситуаций.

Наличие такой возможности позволяет одни и те же хозяйственные операции, т.е. операции с одинаковыми финансовыми (денежными) и материальными потоками, предполагающие одинаковую прибыль, юридически оформлять различными договорами. На практике это имеет повсеместное распространение. Например, одни и те же операции могут оформляться:

При этом следует учесть, что при изменении вида договора меняются не только его юридические аспекты, но и налоговые последствия заключаемой сделки. Например, замена договора купли-продажи имущества договором аренды приводит к тому, что налоговая база по налогу на прибыль и, соответственно, налоговые платежи будут уменьшаться в большей степени, так как арендные платежи, принимаемые в качестве расходов, как правило, превышают сумму амортизационных отчислений по собственному имуществу.

Помимо выбора вида договора по той или иной хозяйственной операции налогоплательщик имеет право оперировать тем, что предмет договора - это материальный объект, по поводу которого складывается гражданское правоотношение. Специфика того или иного предмета договора порождает особенности его правового регулирования и налоговые последствия.

Правильное формулирование предмета договора лежит в основе формирования конкретного типа или вида договора и имеет большое значение для четкого определения круга правоотношений, к которым применяются соответствующие нормы гражданского и налогового права.

С точки зрения налогообложения выбор того или иного предмета договора оказывает влияние на состав и величину налоговой базы. С точки зрения гражданского законодательства несоответствие предмета договора сути осуществляемой хозяйственной операции чревато признанием сделки недействительной, что может повлечь за собой различные юридические последствия, в том числе доначисление налогов, пени и штрафных санкций [2]. Дата совершения операции по договору должна быть четко зафиксирована, поскольку она оказывает влияние на:

Именно для налога на прибыль момент перехода права собственности имеет большое значение, поскольку признание доходов и расходов, значит, и формирование налоговой базы по сделке возможны только после наступления этого события.

Определение договорной цены является правом сторон, участвующих в сделке, однако для исключения рисков доначисления налоговых и штрафных санкций необходимо при заключении договора проверить соответствие применяемых цен требованиям ст. 40 НК РФ.

Мерами ответственности сторон по договору, как правило, признаются штрафные санкции за нарушение условий договора.

В соответствии с требованиями [3] признанные или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба по договору отражаются в учете в качестве внереализационных доходов.

Аналогично в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ) признаются расходы в виде признанных или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Таким образом, штрафные и другие санкции за нарушение договорных обязательств участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Особое внимание в этом случае вызывают штрафные санкции - внереализационные расходы. Поскольку они уменьшают размеры налоговых платежей, то правомерность их признания должником (при отсутствии решения суда) будет проверяться налоговыми органами самым тщательным образом.

Подводя итоги, следует отметить, что процесс управления налоговой нагрузкой в организации не должен быть спонтанным. Достижение желаемого результата, т.е. экономических выгод в виде снижения налоговой нагрузки на предприятие, возможно только при организации регулярной деятельности в выбранном направлении. При этом первым шагом должен быть анализ нормативных актов в области налогового законодательства и смежных областей права, а второй шаг - это формирование системы применения методов управления налоговой нагрузкой по каждому из налогов и на организацию в целом с учетом ее вида экономической деятельности и индивидуальной специфики.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).
  4. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ.
  5. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
  6. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ.
  7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ.
  8. По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Т.Н.Бочкарева

К. т. н.,

старший преподаватель

кафедры финансового менеджмента

Национальный исследовательский

ядерный университет "МИФИ",

доцент

кафедры бухгалтерского учета,

финансов и аудита,

Московский государственный университет

приборостроения и информатики