Мудрый Экономист

Тарифы страховых взносов в свете новой стратегии пенсионной реформы

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (далее - Стратегия). Рассмотрим указанный документ и принятый в целях его реализации Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) с точки зрения интересов работодателя - страховой организации. Какие же тарифы страховых взносов будут действовать в 2013 и последующих годах?

Необходимость реформирования пенсионной системы вызвана реалиями экономической ситуации в РФ. Сегодня направления развития пенсионной системы обрели реальные черты в виде документа - Стратегии, в котором указаны как задачи дальнейшего развития, так и его конкретные этапы. Стратегия определяет социальные приоритеты и ориентиры на период до 2030 г., а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.

Сегодня много нерешенных проблем в сфере пенсионного обеспечения, но с точки зрения экономики главная проблема в том, что в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета ПФР. Эту проблему, а также проблему выплаты достойного пенсионного обеспечения и призвана решить новая пенсионная реформа.

Что касается достойного уровня пенсионного обеспечения, по мнению разработчиков документа, пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

Таким образом, государство оставляет за собой только обязанности по формированию первого уровня пенсионного обеспечения, остальное перекладывается на плечи самого работника и его работодателя.

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

Отдельные направления пенсионной реформы уже получили частичное законодательное решение в Федеральном законе N 243-ФЗ, который внес изменения в целый ряд законодательных актов, регулирующих вопросы начисления и уплаты страховых взносов, а также пенсионного обеспечения.

Совершенствование тарифно-бюджетной политики

Основными принципами тарифно-бюджетной политики являются:

Федеральным законом N 243-ФЗ до 2015 г. продлен период, в течение которого действуют основные тарифы страховых взносов для работодателей, указанные в ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ <1>. Общий тариф страховых взносов до 2015 г. остается на уровне 30%, свыше предельной величины базы - 10%.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Обратите внимание! Предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежит индексации с 1 января 2013 г. в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (работодателей), база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим Постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 г. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.").

Основная часть изменений, внесенных в Федеральный закон N 167-ФЗ <2>, вступает в силу с 1 января 2014 г. В новой редакции будет действовать ст. 33.1 "Тарифы страховых взносов в 2012 - 2015 годах" этого Закона. В 2012 - 2015 гг. для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, за исключением страхователей, указанных в п. п. 4 и 6 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Законом:

  Период 
   База для  
начисления
страховых
взносов
   Тариф  
страхового
взноса
      На финансирование      
страховой части трудовой
пенсии
      На
финансирование
накопительной
части трудовой
пенсии
 Для лиц 1966 
года рождения
и старше
 Для лиц 1967 
года рождения
и моложе
 Для лиц 1967
года рождения
и моложе
 2012 -  
2013 гг.
В пределах   
установленной
предельной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов
    22%   
22%, из них:  
- 6% -
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
- 16% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
16%, из них:  
- 6% -
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
- 10% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
6% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
 2014 -  
2015 гг.
В пределах   
установленной
предельной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов
    22%   
22%, из них:  
- 6% -
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
- 16% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
20%, из них:  
- 6% -
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
- 14% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
2% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
 2012 -  
2015 гг.
Свыше        
установленной
предельной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов
    10%   
10% -         
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов
 10% -        
солидарная
часть тарифа
страховых
взносов
0%
<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Изменено соотношение страховой и накопительной частей трудовой пенсии и для льготных категорий страхователей, таких как участники проекта "Сколково", организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, для страхователей, работающих в СМИ.

С 2014 г. изменятся тарифы и для страхователей, указанных в пп. 1 - 3 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, они применяют указанные ниже тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Законом. В данном случае речь идет в том числе и о страхователях, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

  Период 
   Тариф  
страхового
взноса
На финансирование страховой части
трудовой пенсии
 На финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
  Для лиц 1966  
года рождения и
старше
  Для лиц 1967  
года рождения и
моложе
 Для лиц 1967 года
рождения и моложе
 2011 г. 
    16%   
16%             
10%             
6%
 2012 г. 
    16%   
- 16% -         
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
- 10% -         
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
6% - индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
 2013 г. 
    21%   
21%, из них:    
- 5% -
солидарная часть
тарифа страховых
взносов;
- 16% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
15%, из них:    
- 5% -
солидарная часть
тарифа страховых
взносов;
- 10% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
6% - индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
 2014 г. 
    21%   
21%, из них:    
- 5% -
солидарная часть
тарифа страховых
взносов;
- 16% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
19%, из них:    
- 5% -
солидарная часть
тарифа страховых
взносов;
- 14% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
2% - индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов

Принципиальные изменения внесены в порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями и другими самозанятыми категориями граждан. С 2013 г. индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых согласно ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ. Соответствующие изменения внесены в ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ и Федеральный закон N 27-ФЗ <3>.

<3> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, определенного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, определенного п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

С 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 руб. в месяц (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Сами тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей не изменились, в итоге они должны будут в 2013 г. уплатить 35 664,66 руб.:

Появились новые нормы, согласно которым индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ <4>, в течение которых они не осуществляли соответствующую деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. К таким периодам отнесены, например, период прохождения военной службы (в части военной службы по призыву), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности и др.

<4> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральным законом N 243-ФЗ внесены изменения в ст. 22 "Тариф страхового взноса" Федерального закона N 167-ФЗ. Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, с 2014 г. применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ:

    Тариф   
страхового
взноса
  На финансирование страховой части  
трудовой пенсии
   На финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
 Для лиц 1966 года
рождения и старше
 Для лиц 1967 года
рождения и моложе
   Для лиц 1967 года
рождения и моложе
 26%        
26%, из них:      
- 10% - солидарная
часть тарифа
страховых взносов;
- 16% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
24%, из них:      
- 10% - солидарная
часть тарифа
страховых взносов;
- 14% -
индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
2% - индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов

Новые тарифы в 2014 - 2015 гг. будут актуальны только для индивидуальных предпринимателей.

По мнению разработчиков Стратегии, данные новшества, с одной стороны, позволят улучшить условия формирования пенсионных прав самозанятых граждан, а с другой - обеспечат поступление дополнительных страховых взносов для текущих пенсионных выплат.

В долгосрочной перспективе указанной категории граждан будет предоставлено право выбора:

Реформирование системы досрочных пенсий

Одним из принципиальных новшеств, внесенных Федеральным законом N 243-ФЗ, является введение дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 г. (ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ). В данном случае речь идет о системе социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда.

До 1 января 2013 г. финансирование выплат досрочных пенсий осуществлялось за счет общих доходов бюджета ПФР, а не за счет дополнительных страховых взносов работодателей. Сложившаяся ситуация не способствовала заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является сложной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой будут приняты меры по улучшению условий труда и созданию стимулов для работодателей, обеспечивающих модернизацию рабочих мест. Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается поэтапное установление дополнительного тарифа страховых взносов.

Для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 г. следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:

           Период           
    Дополнительный тариф страхового взноса
 2013 г.                    
                      4%
 2014 г.                    
                      6%
 2015 г. и последующие годы 
                      9%

К данным физическим лицам относятся мужчины и женщины, работающие на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Для плательщиков страховых взносов - работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 г. следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:

           Период           
    Дополнительный тариф страхового взноса
 2013 г.                    
                      2%
 2014 г.                    
                      4%
 2015 г. и последующие годы 
                      6%

К данной категории физических лиц относятся лица, также имеющие право досрочного выхода на пенсию, но занятые на других видах работ.

При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам положения ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ не применяются. Это означает, что для дополнительных тарифов нет понятия "предельная величина базы страховых взносов", то есть дополнительными страховыми взносами облагаются все суммы выплат независимо от их размера.

При этом предлагается по результатам специальной оценки условий труда освобождать соответствующих работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам. В этом случае работники будут формировать пенсионные права на общих основаниях.

Вся сумма дополнительного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов пойдет на страховую часть (солидарную часть) тарифа страховых взносов (в Федеральный закон N 167-ФЗ введена новая ст. 33.2).

Статья 6 Федерального закона N 27-ФЗ дополнена пп. 10.1 п. 2, согласно которому в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица будут указываться в том числе периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ. Эти новшества также вступили в силу 1 января 2013 г.

Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений обозначил ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы. Разработчики Стратегии предлагают следующие меры, направленные на совершенствование функционирования накопительной составляющей пенсионной системы:

Все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке.

Федеральным законом N 243-ФЗ дополнены права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установленные ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ <5>.

<5> Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 г. в порядке, установленном Федеральными законами N 75-ФЗ <6> и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля УК, расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК, при выборе начиная с 1 января 2014 г. и позднее формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ, в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК дополнительно вправе одновременно осуществить и выбор варианта своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

<6> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Согласно новшествам ст. 36.8 Федерального закона N 75-ФЗ в заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает в том числе выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

С 2014 г. Федеральный закон N 167-ФЗ будет дополнен новой ст. 33.3 "Тарифы страховых взносов для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении отдельных категорий застрахованных лиц". Эта статья будет регулировать порядок распределения страховых взносов для страхователей, производящих выплаты в пользу физических лиц и уплачивающих страховые взносы в отношении застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 г. в порядке, установленном Федеральными законами N 75-ФЗ и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля УК, расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

Тарифы страховых взносов для данной категории лиц меняются в зависимости от года начиная с 2014 г. и от категории страхователей, указанных в ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.

Основная часть изменений, внесенных в Федеральный закон N 27-ФЗ, вступит в силу 1 января 2014 г. и затронет интересы лиц 1967 года рождения и моложе. Данные новшества отражают изменения, внесенные в Федеральный закон N 167-ФЗ, они будут актуальны для лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 г. в порядке, установленном Федеральными законами N 75-ФЗ и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля УК, расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК. Изменения внесены в ст. 6 "Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица" Федерального закона N 27-ФЗ.

Развитие корпоративного пенсионного обеспечения

В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели необходимо создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения. Корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих вопросов:

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, за исключением НПФ. Будет нормативно закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, НПФ, кредитными организациями на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил.

Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться НПФ, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники (их представители), уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы

Реализация предлагаемых мероприятий должна позволить в долгосрочной перспективе осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав исходя из требования сбалансированности пенсионных прав и обязательств по выплате пенсий. При этом изменение системы формирования пенсионных прав должно осуществляться при условии сопоставимости обязательств, складывающихся в условиях как действующего законодательства, так и нового законодательного регулирования.

Предполагается усилить зависимость приобретаемых гражданами пенсионных прав от их участия в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы, а именно:

Кроме этого, предлагается разработать комплекс мер для стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии.

Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием

Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в РФ.

Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации теневого рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования, ведение в электронном виде трудовой и социальной документации граждан.

Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения

В данном случае речь идет о создании эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительства в другое государство. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с РФ интеграционные проекты на евразийском пространстве.

Федеральный закон N 243-ФЗ содержит следующие новшества относительно иностранных граждан. Согласно уточнениям, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, к застрахованным лицам относятся постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Соответствующие изменения внесены и в ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ, определяющую тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что первые нормотворческие шаги на пути реализации заявленной Стратегии реформирования пенсионной системы уже сделаны с принятием Федерального закона N 243-ФЗ.

В 2013 г. базовый тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование остается на уровне 22%, на обязательное медицинское страхование - 5,1%, в ФСС - 2,9%. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, составляет 568 тыс. руб., сверх этой суммы страховые взносы уплачиваются по тарифу 10%.

Для индивидуальных предпринимателей общая сумма страховых взносов в 2013 г. выросла более чем в два раза по сравнению с 2012 г.

Для того чтобы обеспечить дополнительный источник финансирования досрочных пенсий, с 2013 г. вводится дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах: в зависимости от вида работ он составляет 2 или 4%.

Гражданам моложе 1966 года рождения, формирующим пенсионные накопления, в 2013 г. будет предоставлена возможность изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16 до 20%. То есть каждый гражданин моложе 1966 года рождения может сделать выбор процента отчислений со своего фонда оплаты труда на формирование пенсионных накоплений - 2 или 6%.

Если гражданин в течение 2013 г. свой выбор не сделает, с 2014 г. по умолчанию будут действовать следующие правила. У "молчунов", то есть у тех граждан, кто никогда не выбирал УК или НПФ для формирования пенсионных накоплений, с 2014 г. накопительная часть пенсий будет формироваться на основе 2%-ного перечисления страховых взносов в накопительную часть пенсии. Если "молчуны" хотят сохранить накопительный тариф в размере 6%, в течение 2013 г. им нужно написать соответствующее заявление в ПФР о перераспределении либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ или УК.

На накопительную часть пенсии граждан, которые ранее передали свои пенсионные накопления в УК, НПФ или сменили инвестпортфель ВЭБ, с 1 января 2014 г. по умолчанию будет по-прежнему перечисляться 6% годового заработка. Если эти граждане захотят перевести 4% в солидарную часть пенсии, им в течение 2013 г. следует написать соответствующее заявление о перечислении 2% в накопительную часть и 4% в страховую часть. Заявления должны быть поданы в ПФР. Их форма и порядок подачи в настоящий момент разрабатываются.

Сегодня мы находимся в начале пути реформирования пенсионной системы, основные нормативные акты предполагается принять до 2016 г., а затем до 2030 г. их совершенствовать и уточнять.

По мнению разработчиков данной Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Страховые организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"