Мудрый Экономист

Квотирование рабочих мест - обязанность работодателя

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 2

Во всем мире социально незащищенным слоям населения предоставляются определенные гарантии. Часть из них дает государство, а часть обязаны обеспечивать работодатели. В частности, одной из таких гарантий является соблюдение работодателями квот на трудоустройство инвалидов и оборудование для них специальных рабочих мест. О том, что это за квоты, в каком размере они установлены и как работодатели должны оборудовать рабочие места для инвалидов, расскажем в данной статье.

Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения). На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

Отдельно остановимся на инвалидах.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, установлена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

В частности, на основании ст. 20 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

К сведению. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 08.09.1993 N 150.

Квотирование рабочих мест

Статьей 21 Закона N 181-ФЗ определено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). При этом общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Обратите внимание! Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном Приказом Росстата от 24.11.2011 N 435 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".

Как видно, Закон N 181-ФЗ устанавливает не сам размер квоты, а лишь минимальную и максимальную ее величину, а конкретный размер определяется нормативным актом субъекта РФ. Назовем некоторые из таких актов:

Что такое квота? В большинстве законов субъектов РФ квота определяется как минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест в организации, на которых уже работают граждане указанной категории.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны (ст. 24 Закона N 181-ФЗ):

Отчетность по квотированию рабочих мест

Статьей 25 Закона о занятости населения установлено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Что считать выполнением квоты, разъяснено в Законе г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест": трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2).

По какой форме и в какие конкретно сроки подаются такие сведения, определяет субъект РФ. Например, на основании п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве <1> работодатели представляют в Центр квотирования ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 01.03.2012 N 119 "Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи". Этим же Приказом утверждены и Указания по заполнению названной формы регионального государственного статистического наблюдения. Кроме того, необходимые разъяснения, а также бланки можно получить в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест и на сайте www.kwota.ru.

<1> Утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, Положения о Территориальной комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве, Положения о Городской комиссии по квотированию рабочих мест в городе Москве".

Рабочие места для инвалидов

На основании ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Например, Постановлением Правительства Саратовской области от 28.05.2007 N 214-П <2> утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а именно на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области:

<2> "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов".

Несмотря на достаточное количество нормативных актов, обязывающих организовывать специальные рабочие места, не все работодатели спешат это делать, и в основном из-за финансовых затрат. А ведь Минздравсоцразвития в Письме от 18.02.2010 N 23-3/10/1-570 разъяснило, что работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30 тыс. руб. на одно постоянное рабочее место по факту трудоустройства на него инвалида. При этом порядок и условия предоставления средств на создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида определяются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Возмещению могут подлежать затраты на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующего свободного или оснащения вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению органа службы занятости.

Обратите внимание! Инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Отказ в приеме на работу будет обоснованным только в том случае, если выявлено несоответствие деловых качеств граждан требованиям, предъявляемым к работе (опыт, специальные знания, невозможность выполнения работы по состоянию здоровья).

Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Для правильного оснащения специального рабочего места и создания необходимых условий труда работодатель должен ориентироваться на программу реабилитации инвалида (ст. 23 Закона N 181-ФЗ).

К сведению. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11 Закона N 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения как соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, так и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если работодатель самостоятельно не организует специальные рабочие места, его могут заставить это сделать. Приведем пример из судебной практики.

Суть дела. В результате проведенной прокуратурой г. Вологды проверки соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов в деятельности МУ ПАТП N 1 установлено, что при среднесписочной численности работников предприятия за сентябрь 2011 г. - "..." человек установлена квота на трудоустройство инвалидов в количестве "..." человек, а фактически трудоустроено меньше граждан с ограниченными возможностями. В связи с этим прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к МУ ПАТП N 1 о возложении обязанности по исполнению квоты по трудоустройству инвалидов.

Представитель МУ ПАТП N 1 в судебном заседании пояснил, что предприятием приняты все меры к созданию рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты. От выполнения квоты МУ ПАТП N 1 не уклоняется, а наличие свободных мест, не занятых инвалидами, связано с тем, что граждане данной категории не изъявляют желание работать на предприятии. Городской суд отказал прокурору в удовлетворении его требований.

Решение суда кассационной инстанции. Прокурор, не согласившись с таким решением, обратился с кассационной жалобой в Вологодский областной суд, судебная коллегия которого, проверив законность и обоснованность ранее состоявшегося судебного решения, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Порядок установления такой квоты предусмотрен ст. 21 Закона N 181-ФЗ. Организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота в размере 2% от среднесписочной численности работников (ст. 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области").

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУ ПАТП N 1 не уклоняется от выполнения обязанности по трудоустройству инвалидов, поскольку юридическим лицом принимаются меры к взятию на работу граждан с ограниченными возможностями. Однако данный вывод кассационная инстанция считает неверным.

Как следует из материалов дела, исходя из среднесписочной численности работников МУ ПАТП N 1 на 18.10.2011 должны быть трудоустроены "..." граждан с ограниченными возможностями, а фактически работают лишь "..." человек.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами МУ ПАТП N 1 об исполнении требований Закона N 181-ФЗ, так как в силу его ст. 22 специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Однако доказательств, что эти места созданы непосредственно для граждан с ограниченными возможностями, МУ ПАТП N 1 суду не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия вынесла по делу новое решение, которым исковые требования прокуратуры г. Вологды удовлетворены: на МУ ПАТП N 1 возложена обязанность организовать специальные рабочие места и исполнить квоту по трудоустройству инвалидов (Кассационное определение Вологодского областного суда от 13.01.2012 N 33-134/2011).

Отметим, что для самого инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Рекомендации по созданию специальных рабочих мест для приема инвалидов во исполнение квоты

Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов, а также обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья установлены СП 2.2.9.2510-09 <3>.

<3> Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30.

На основании п. 4.1 СП 2.2.9.2510-09 специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками; исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида.

Обратите внимание! Работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также сверхурочных работ; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия (ст. 224 ТК РФ).

Показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются:

Примечание. Расстановка оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов должна обеспечивать безопасность и комфортность труда.

Целесообразно применять специально комплексно разработанные для различных специальностей рабочие места инвалидов, включающие рабочий стол, стул, технологическое оборудование и подставки для сырья, инструментов и готовой продукции. При проектировании рабочего места инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать параметры оперативного поля, доступного верхним конечностям при условии фиксированного положения тела.

Т.В.Шадрина

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"