Мудрый Экономист

Что вы знаете об услуге mnp?

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

Услуга MNP (mobile number portability), дословный перевод - "переносимость мобильного номера", позволяет абоненту сменить оператора связи, сохранив свой номер в пределах одной страны. В одном из предыдущих номеров журнала данная тема уже затрагивалась <1>. Тогда внимание было акцентировано на одном из первоначальных вариантов - едином финансировании базы сохраненных номеров. Сегодня предлагаем ознакомиться с конечным вариантом поправок, прописанным в прошедшем все чтения в Госдуме и подписанным Президентом Федеральным законом от 25.12.2012 N 253-ФЗ <2> (далее - Закон N 253-ФЗ). Что же ждет операторов?

<1> Статья Ю.А. Васильева "О базе сохраненных номеров и ее финансировании", N 4, 2012.
<2> Законопроект N 171846-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Выделяем главное

В настоящее время ресурсы нумерации выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые, в свою очередь, назначают абонентские номера их абонентам. Передача ресурса нумерации от одного оператора к другому допускается на основании Закона о связи только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. В связи с этим п. 4 ст. 1 Закона N 253-ФЗ вводит в число оснований для передачи ресурса нумерации решение абонента о сохранении своего номера при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором и исключает необходимость получения в этом случае согласия упомянутого органа власти в области связи. Все ясно и понятно, однако, для того чтобы реализовать это на практике, нужно основательно поправить правовую базу, включающую как Закон о связи, так и принятые в его исполнение подзаконные нормативные акты. Но прежде расскажем читателю, как на практике осуществить перенос номера абонента между операторами.

Как перенести номер?

С технической точки зрения это может быть сделано с использованием переадресации вызова или прямой маршрутизации вызова на перенесенный номер. В частности, есть держатель ресурса нумерации, есть обслуживающий оператор, к которому перешел абонент. Для взаимодействия между ними и абонентом вводится третье лицо - оператор маршрутизации. На него возлагаются обязанности по маршрутизации вызовов на перенесенные номера в данном сегменте переносимости абонентских номеров. Именно через технические средства такого посредника организуется взаимодействие между сетями связи оператора - держателя ресурса нумерации и обслуживающего оператора. При этом роль "маршрутизатора" могут выполнять некоммерческие компании, что позволяет не ограничивать конкуренцию на рынке связи. Но в любом случае у взаимодействующих операторов возникают дополнительные издержки, связанные с маршрутизацией вызова.

Здесь возникает экономический аспект услуги MNP, достаточно дорогой и нерентабельной для отдельно взятых операторов. В данной ситуации выходом может быть перераспределение таких расходов среди всех участников прямой маршрутизации вызова на перенесенный номер, что в конечном итоге будет включено в себестоимость услуг и оплачено абонентами. За рубежом такой подход не только компенсировал затраты операторов, но и стимулировал саму передачу номера. Как утверждают эксперты, отдельно взятый абонент повышения стоимости обслуживания может и не почувствовать: дополнительная плата за услугу MNP компенсируется снижением общей стоимости услуг связи из-за роста конкуренции. Но это в теории, на практике в России законодатель ввел ограничение на размер платы, взимаемой за услугу MNP, оказанную в пределах РФ. В частности, размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера, устанавливаемый оператором подвижной радиотелефонной связи при заключении нового договора об оказании услуг связи, не может превышать 100 руб. Получается, что от того, сколько абонентов воспользуется данной услугой, зависит прибыль операторов. Однако крупные компании с большой базой абонентов совсем не заинтересованы в массовости использования услуги передачи номера, поэтому, какими прибылями и убытками обернется ее внедрение, покажет время.

О базе номеров

Пожалуй, это наиболее урегулированный Законом N 253-ФЗ вопрос. В нем, в частности, дано определение данного понятия. База данных перенесенных абонентских номеров - информационная система, содержащая сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении новых договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и об указанных операторах связи, заключивших такие договоры. Оператор базы номеров будет определен Правительством РФ, оно же будет устанавливать порядок финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. В связи с тем что упомянутое дополнение внесено в ст. 61 Закона о связи, которая посвящена расходованию средств универсального обслуживания, можно предположить, что само создание будет профинансировано за счет средств резерва универсального обслуживания. Что касается эксплуатации базы данных, здесь не исключено софинансирование операторами, к которым перейдут абоненты. Если платежей от них не хватит, то недостаток придется компенсировать опять же из резерва универсального обслуживания. Пока все сказанное - не более чем логичные предположения автора, которые могут подтвердиться или быть опровергнуты документом Правительства РФ. Но ясно одно: если для финансирования базы данных перенесенных абонентских номеров будет задействован резерв универсального обслуживания, то его может не хватить для возмещения убытков операторам, оказывающим универсальные услуги связи. Но это уже будет проблема федерального органа в области связи.

На заметку. Предоставление информации из базы данных перенесенных абонентских номеров будет осуществляться без взимания платы.

Рассматриваемый Закон N 253-ФЗ обязывает операторов подвижной радиотелефонной связи обеспечить предоставление оператору базы данных перенесенных абонентских номеров необходимой информации об абонентских номерах, сохраняемых абонентами и используемых при заключении новых договоров об оказании услуг связи. При этом сама процедура внесения изменений в базу данных является возмездной, что логично. Размер платы оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг связи, за внесение изменений в указанную базу данных, порядок взимания этой платы, функционирования базы данных и предоставления доступа к ее ресурсам устанавливаются Правительством РФ. Кстати, изначально авторы проекта предлагали производить расчет платы за внесение изменений в базу номеров исходя из ежегодных затрат на эксплуатацию базы данных перенесенных номеров и количества абонентов, воспользовавшихся услугой MNP.

Здесь уместно вспомнить вышеупомянутую максимальную таксу - 100 руб. Кому ее платить абоненту: прежнему оператору за "уход" или новому за "приход"? В Законе N 253-ФЗ нет четкого ответа, но исходя из приведенных норм можно предположить, что рассчитываться абонент будет все же с новым провайдером услуг связи, который, в свою очередь, будет предоставлять изменения оператору базы данных перенесенных абонентских номеров и платить за это установленную Правительством РФ плату. Ясно, что прежнему оператору, потерявшему абонента, все это не нужно, поэтому основные обязанности при переходе абонента от одного оператора к другому возлагаются на принимающую сторону.

К сведению. В случае передачи ресурса нумерации в части абонентского номера абонента, принявшего решение о заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи и сохранении выделенного ранее абонентского номера, государственная пошлина не уплачивается.

Обязанности сторон

Начнем с абонента, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер. Он имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством РФ, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. Оператор, с которым абонент заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на срок действия такого договора в порядке и на условиях, которые установлены Правилами оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Прежний оператор обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи по правилам и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. Пока такой порядок не утвержден, как и многие иные подзаконные акты, необходимые для практической реализации передачи мобильного номера абонентов в РФ.

Есть основания предполагать, что нормы, затрагивающие взаимоотношения абонента и операторов связи при переносе абонентского номера, будут отражены и уточнены в Правилах оказания услуг подвижной связи. Их обновленный проект уже довольно продолжительное время находится на доработке, вызывая дискуссии у правоприменителей.

Дата вступления в силу

Пожалуй, для операторов услуг подвижной радиосвязи это один из главных вопросов. Уже неоднократно участники рынка жаловались на то, что с технической точки зрения покончить с так называемым мобильным рабством в короткие сроки не удастся. Законодатель это учел и отсрочил вступление в силу Закона N 253-ФЗ до 1 декабря 2013 г. Такая, согласитесь, не совсем "круглая" дата выбрана на основе экспертной оценки времени, необходимого для модернизации операторами связи сетей подвижной радиотелефонной связи, сетей зоновой телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, внесения изменений в договорные отношения между операторами связи и проведения информационной кампании среди абонентов с целью разъяснения порядка получения данной услуги. Таким образом, у операторов, оказывающих услуги подвижной радиосвязи, есть почти год, чтобы подготовиться. Хотя автор не исключает, что подготовительный период впоследствии может быть как продлен, так и сокращен. В любом случае операторам услуг подвижной радиосвязи не следует затягивать со всеми мероприятиями, необходимыми для переноса абонентского номера.

Об учете и налогообложении

Исходя из рассмотренных норм Закона N 253-ФЗ целесообразно выделить факты хозяйственной жизни, имеющие стоимостную оценку, то есть саму услугу MNP и расчеты сторон (прием средств оператором связи от "пришедшего" абонента и перечисление платы оператору базы данных перенесенных абонентских номеров). В какой роли выступает принимающий абонента оператор: посредника или исполнителя? Однозначный ответ на поставленный вопрос трудно дать, но все же автор придерживается той позиции, что оператор связи является исполнителем услуги MNP. Не обязательно это прямой исполнитель, ведь согласно гражданскому законодательству оператор может привлечь для оказания услуг третьих лиц (если это предусмотрено договором). Хотя на данном этапе без поясняющих подзаконных актов трудно сказать, кто будет исполнителем услуги MNP. Пока что в ней участвуют несколько лиц - сам оператор, с которым абонент заключил новый договор, оператор базы данных номеров и оператор, переадресующий вызовы абонентов (маршрутизация вызовов на перенесенные номера). Конечным потребителем услуги является абонент, поэтому все же генеральным "подрядчиком" следует считать того оператора, который заключает новый договор с абонентом на перенос номера и продолжение оказания услуги связи по установленным правилам. Оператор базы переносимых номеров также оказывает услугу, но согласно букве закона это не услуга MNP, а лишь ее составляющая - внесение изменений в данную базу.

Перейдем к следующему этапу - к отражению выбранным исполнителем по оказываемой услуге MNP доходов и расходов, формирующих прибыль или убыток. Трудность состоит в том, что пока мы имеем дело со многими неизвестными. Не установлен размер платы оператору базы номеров за внесение в нее изменений, правда, лимитирован верхний предел тарифа для абонентов, изъявивших желание воспользоваться услугой MNP. Поэтому считаем, что у принимающих абонентов операторов могут возникнуть убытки или недополученные доходы, если плата за внесение изменений в базу переносимых номеров превысит абонентскую. Не зря финансирование функционирования базы планируется из резерва универсального обслуживания, средствами которого покрываются убытки операторов, оказывающих общедоступные универсальные услуги связи. Не будет ли такого по услугам MNP?

Усугубляет ситуацию по возможным убыткам то, что не установлен порядок взаимодействия операторов, в связи с чем не ясно, кому и как придется платить за маршрутизацию вызовов на перенесенные номера. Не исключено, что расчеты за маршрутизацию будет производить оператор базы данных, что упростит бухгалтерский учет оказания услуги MNP и расчеты сторон. И все же более вероятно, что по рассматриваемой услуге оператор получит прибыль, а не убыток, для покрытия которого обычно выделяются средства и необходимые нормы предусматриваются в законодательстве. По услуге передачи номера таких норм в Законе N 253-ФЗ нет, значит, принимающему абонента оператору все же можно надеяться на окупаемость мероприятий по переносу номера. Для наглядности приведем упрощенную корреспонденцию счетов оператора связи, к которому переходит абонент. При этом исключим числовые данные, о которых рано говорить, пока нет практики переноса номера и не приняты подзаконные акты.

               Содержание операции              
   Дебет   
    Кредит
 Заключен новый договор с абонентом и внесена   
плата за сохранение номера
     51    
      62
 Начислен НДС с поступившего аванса             
     76    
      68
 Перечислена плата за внесение изменений в базу 
номеров и за маршрутизацию вызова абонента
     60    
      51
 Отражен вычет НДС по перечисленной предоплате  
     68    
      76
 Отражены доходы по услуге MNP                  
     62    
      90
 Начислен НДС при оказании услуги               
     90    
      68
 Принят к вычету ранее начисленный "авансовый"  
НДС
     68    
      76
 Отражены расходы по услуге MNP                 
Показан предъявленный по услугам "входящий" НДС
     20    
      60
     19    
      60
 Восстановлен принятый к вычету НДС по          
предоплате
     76    
      68
 Принят к вычету "входящий" НДС                 
     68    
      19
 Показана себестоимость данной услуги           
     90    
      20
 Отражен результат - прибыль (убыток)           
  90 (99)  
   99 (90)

Отметим, что у прежнего оператора из всех операций, связанных с расторжением договора и уходом абонентов, можно выделить завершение расчетов, то есть погашение долга абонентом за оказанные ему услуги или, наоборот, возврат предоплаты за неоказанные услуги. При этом могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с передачей абонентского номера. Компенсировать эти расходы за счет абонента не удастся, так как он платит за услуги MNP принимающему оператору. Поэтому передающему оператору ничего не остается, кроме как отнести дополнительные расходы (при их наличии) на себестоимость оказанных абоненту услуг и закрыть все расчеты в рамках расторгнутого договора. При этом, если через некоторое время абонент поймет, что допустил ошибку, сменив оператора, и решит вернуться обратно, в роли принимающего выступит первоначальный оператор. Тогда ему пригодится рассмотренная выше корреспонденция счетов.

Далее перейдем к налогообложению прибыли от оказания услуг MNP. По мнению автора, его можно построить аналогично описанным правилам бухгалтерского учета. Иными словами, облагаемую прибыль (убыток) формирует у себя в налоговом учете оператор, к которому переходит абонент. В выручку включаются средства, поступившие от пришедших абонентов, а в состав расходов - соответственно средства, перечисленные оператору базы номеров, и оплата услуг переадресации вызова. В отсутствие упоминания в законодательстве об убытках и их возможном финансировании оператору пока следует быть готовым покрыть возможные убытки за счет собственных средств. Тем более что пока в налоговом законодательстве не предусмотрено специальных норм, как, например, это сделано по универсальному обслуживанию (пп. 28 п. 1 ст. 251 НК РФ). Значит, налоговый учет доходов и расходов по услуге переноса номера нужно вести по общим правилам НК РФ и налоговой политике, дополняющей и не противоречащей нормам гл. 25 НК РФ. Обратить внимание также надо и на экономическое обоснование и документальное подтверждение доходов и расходов. Об оправданности затрат свидетельствуют указание закона и получаемые от абонента доходы от сохранения его номера при переходе к новому оператору. Ему следует подумать и над тем, как документально подтвердить оказание такой необычной услуги - перенос абонентского номера. Большинство оказываемых услуг связи подтверждаются показаниями сертифицированного оборудования, но услуга MNP не из их числа. Она предшествует оказанию традиционных услуг связи абоненту новым оператором, в связи с этим ее документальным подтверждением могут служить подписанный сторонами акт и заключенный договор на оказание обычных услуг связи, которые подтверждаются показаниями оборудования оператора связи.

* * *

Остается добавить, что услуга переноса номера абонента в пределах страны существует во многих государствах. Зарубежный опыт показывает: ее внедрение влечет рост конкуренции среди операторов, что автоматически приводит к снижению тарифов и повышению качества обслуживания абонентов. При этом регулирующие органы часто оставляли выбор технического решения за самими сотовыми операторами. В результате операторы экономили, а абоненты, наоборот, тратились на "антиконкурентную" услугу. Как будет у нас, сложно сказать. Но пока базовые нормы - в пользу абонентов, для которых услуга MNP вполне доступна, другой вопрос в том, когда ей можно будет воспользоваться.

Л.А.Козырева

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"