Мудрый Экономист

О регистрации лкс

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1

Поводом для написания небольшой статьи стало Решение Верховного Суда, в котором рассматривался вопрос государственной регистрации прав собственности на линейно-кабельные сооружения связи. Удалось ли оператору оспорить один из ключевых пунктов Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 68, регулирующего данный вопрос?

Суть оспаривания

Сначала напомним, что относится к линейно-кабельным сооружениям связи (ЛКС). Общее определение дано в Законе о связи: объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. В подзаконных нормативных актах содержатся уточняющие пояснения. В частности, ЛКС являются объекты недвижимости (сооружения связи), прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Об этом сказано в п. 2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи <1> (далее - Положение о регистрации ЛКС). Но для того чтобы пройти государственную регистрацию ЛКС, входящих в состав сооружений связи, нужно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а с этим на практике у операторов связи возникают трудности, поскольку пока нет уполномоченного органа, в обязанностях которого четко было бы прописано: выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов связи.

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68.

Раньше в состав принимающей объект комиссии входили представители Госсвязьнадзора. У его правопреемника - Роскомнадзора - нет полномочия по выдаче разрешений на эксплуатацию сетей (сооружений) связи. Вместо разрешения территориальные органы Роскомнадзора продолжают при вводе в эксплуатацию сооружений связи выдавать операторам акты приемки. Но чиновники и все суды считают данный документ достаточным для того, чтобы зарегистрировать впоследствии право собственности на введенные сооружения связи, включая ЛКС. Строго говоря, акт приемки законченного строительством объекта подтверждает факт создания и технического соответствия сооружений связи установленным нормам и правилам, но не подтверждает правомерность их возведения. Но за неимением разрешения на ввод в эксплуатацию акт приемки сооружения связи является вполне легитимным документом для регистрации прав операторов на ЛКС.

Чтобы каждый раз не доказывать все это, оператор связи решил оспорить базовую норму - п. 1 Положения о регистрации ЛКС. В нем сказано, что государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи осуществляется на основании ГК РФ и в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимость <2>, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество <3> и иными нормативными правовыми актами с учетом особенностей, установленных Положением о регистрации ЛКС. Что же противозаконного в озвученной норме? Оказывается, дело в том, что эта норма предусматривает делегирование Правительством РФ полномочий иным федеральным органам исполнительной власти по установлению особенностей государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи и такие особенности закреплены в Правилах ввода в эксплуатацию сооружений связи <4>. Если признать недействующим п. 1 Положения о регистрации ЛКС, можно будет говорить о том, что и названные Правила будут выведены из правового поля, то есть окажутся вне закона, что позволит операторам связи регистрировать свои права на сооружения связи, включая ЛКС, в общем порядке, предусмотренном нормами ГК РФ и упомянутым Законом о регистрации недвижимости.

<2> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
<4> Утверждены Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113.

Позиция судей

Арбитры Верховного Суда не нашли оснований для того, чтобы изменить порядок действующего законодательного регулирования регистрации прав на сооружения связи. При этом начали судьи не с подзаконного акта, а с двух Законов. Согласно одному из них (Закону о государственной регистрации прав на недвижимость) правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, ГК РФ, упомянутый Закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ, включая нормативные документы Правительства РФ (в отдельных случаях). В силу норм другого Закона сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности на них проводится согласно гражданскому законодательству. Особенности государственной регистрации права собственности и других прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 8 Закона о связи).

По смыслу приведенных норм регулирование в сфере государственной регистрации прав не ограничивается нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами. Отношения в сфере государственной регистрации на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться как постановлениями Правительства РФ, так и иными нормативными актами Российской Федерации, призванными обеспечивать реализацию положений гражданского законодательства.

Оспариваемая оператором правовая норма п. 1 Положения о регистрации ЛКС носит отсылочный характер, не изменяет общую структуру правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, установленную приведенными законоположениями, и не препятствует в регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи. Нормы отраслевого законодательства предполагают получение разрешения на строительство и эксплуатацию сооружений связи и предусматривают обязанность операторов связи соблюдать технические нормы и правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи. Разрешение, выдаваемое на основании акта приемки на заключительной стадии строительства объекта, по сути, является документом, удостоверяющим соответствие этого объекта предъявляемым требованиям и возможность его присоединения к сети связи общего пользования без нарушения интересов пользователей услугами связи, других операторов связи без нанесения ущерба устойчивому и безопасному функционированию единого комплекса взаимодействующих сетей связи.

Норма п. 1 Положения о регистрации ЛКС не определяет перечень документов, на основании которых подтверждается факт создания ЛКС, и порядок ввода ее в эксплуатацию, обязывая при этом учитывать особенности государственной регистрации права, обусловленные физическими (протяженность, длина) и техническими характеристиками этого сооружения как специфического объекта недвижимости. Это само по себе не противоречит п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость и ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса, закрепляющим понятия и порядок выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Остается сказать несколько слов о Правилах ввода в эксплуатацию сооружений связи. Они направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые могут быть истребованы при вводе этих сооружений в эксплуатацию. Оспариваемый п. 1 Положения о регистрации ЛКС не имеет с названными Правилами общего предмета правового регулирования и не предусматривает делегирование Правительством РФ иным федеральным органам исполнительной власти полномочий по установлению особенностей государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи. В итоге оспариваемая оператором норма признана не противоречащей всем названным правовым актам и соответствующей действующему законодательству.

* * *

Итак, как и следовало ожидать, нормы отраслевого Положения о регистрации ЛКС признаны законными, а операторам связи в силу имеющегося правового пробела в вопросе выдачи документов на ввод объекта связи в эксплуатацию, как и раньше, нужно быть готовыми к тому, чтобы отстаивать свое право на сооружения связи, включая ЛКС, в судебном порядке. При этом отказываться от регистрации прав на объекты недвижимости, пусть и имеющие специфический характер, не советуем, так как это мероприятие позволяет защитить объекты связи от незаконных посягательств и в случае нанесения ущерба требовать его возмещения. Если же речь идет об имуществе, не являющемся прочно связанной с землей недвижимостью, например о кабелях связи, размещенных в помещениях абонентов, то оператору следует все же позаботиться о том, чтобы они размещались в таких объектах на законном основании.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"