Мудрый Экономист

О реформировании системы бюджетных платежей

"Советник в сфере образования", 2013, N 5

Приказом Минфина России от 29.08.2013 N 227 утверждена Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года.

Осуществлять мероприятия по реформированию планируется в два этапа. В 2013 - 2015 гг. предусматривается, в частности, создание необходимой нормативно-правовой базы, а в 2015 - 2017 г. произойдет окончательный переход от теории к практическим внедрениям.

Несовершенства системы бюджетных платежей

К несовершенствам современной системы бюджетных платежей следует отнести:

Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления.

Цели и задачи реформирования системы бюджетных платежей

Основная цель реализации Концепции - повышение эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ и осуществления операций в секторе государственного управления. Как мы уже писали ранее, средства бюджета сосредоточены на разных счетах, открытых ОФК, и нет их единой консолидации.

Для повышения эффективности управления свободными остатками денежных средств необходимо решить следующие задачи:

<1> Под единым банковским счетом Казначейства России понимается совокупность банковских счетов, открываемых Казначейству России в Банке России для осуществления и учета операций в валюте РФ со средствами бюджетов бюджетной системы РФ, а также операций со средствами иных организаций в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Направления развития системы бюджетных платежей

Для решения указанных задач в период до 2017 г. необходимо осуществить развитие системы бюджетных платежей по следующим направлениям:

Остановимся кратко на реализации каждого направления.

Единый счет

Для начала функционирования единого банковского счета Казначейства России, а также для управления свободными остатками денежных средств бюджетов Казначейство России должно быть наделено соответствующими полномочиями по осуществлению указанных операций.

Для перехода к использованию единого банковского счета Казначейства России в валюте Российской Федерации в Банке России Казначейству России присваивается идентификационный код участника расчетов, аналогичный банковскому идентификационному коду (БИК), для указания в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств.

Для осуществления Казначейством России валютных операций предполагается использование банковских счетов Казначейства России в иностранной валюте и использование сети Сообщества всемирных интербанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT).

Наличие единого банковского счета Казначейства России позволит сосредоточить счета организаций сектора государственного управления и иных организаций, операции со средствами которых осуществляются Казначейством России. Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого банковского счета Казначейства России позволит:

Управление свободными остатками денежных средств

Переход к единому банковскому счету Казначейства России обеспечит возможность управления остатками денежных средств на нем, а также использования избыточной ликвидности для получения дохода в рамках операций размещения денежных средств.

Управление остатком денежных средств на едином банковском счете Казначейства России позволит планировать размер избыточных денежных средств и использовать его для получения дополнительного дохода за счет размещения свободных остатков денежных средств в финансовые инструменты.

Совершенствование методов управления ликвидностью позволит расширить перечень инструментов, применяемых при размещении денежных средств.

Избыточная ликвидность в части средств федерального бюджета может быть использована для предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, имеющие право принимать решения о размещении временно свободных денежных средств в пределах сумм остатков денежных средств соответствующих бюджетов, учтенных на лицевых счетах, открытых в ОФК, получат возможность использования расширенного перечня инструментов размещения временно свободных денежных средств.

Современные электронные платежные сервисы

Казначейством России для потребностей плательщиков, осуществляющих платежи в бюджеты, и получателей бюджетных средств будут предлагаться современные электронные платежные сервисы с применением современных платежных технологий.

Казначейство России во взаимодействии с кредитными организациями будет способствовать приему платежных карт и иных электронных средств платежа при осуществлении плательщиками переводов денежных средств в бюджеты. Это позволит расширить возможности по оплате налогов, штрафов, государственных услуг и произведению иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и сделает более удобным и доступным для плательщика процесс осуществления подобных платежей в бюджеты.

В рамках развития системы бюджетных платежей необходимо реализовать мероприятия по повышению доступности осуществления платежей физическими и юридическими лицами в адрес организаций сектора государственного управления в электронном виде, а также мероприятия по упрощению администрирования поступающих платежей организациями сектора государственного управления. Для этого Казначейством России предполагается создание платежных шлюзов на интернет-сайтах организаций сектора государственного управления, в рамках которых будет реализована возможность осуществления расчетов физических и юридических лиц с организациями сектора государственного управления с помощью современных электронных платежных сервисов.

Данный электронный сервис позволит плательщику, используя возможности современных устройств, поддерживающих работу в сети Интернет, осуществлять переводы денежных средств с использованием различных электронных средств платежа.

В дальнейшем будет реализован механизм по обмену электронными подтверждающими документами (актами выполненных работ, товарными накладными, счетами и иными документами) между заказчиками - организациями сектора государственного управления и поставщиками (исполнителями) по государственным (муниципальным) контрактам, договорам, а также интеграция данного сервиса с официальным интернет-сайтом РФ для освещения информации о размещении заказов. Функционирование сервиса будет обеспечиваться Казначейством России по установленным им правилам и позволит реализовать санкционирование оплаты обязательств получателей бюджетных средств на основе документов, представляемых в электронном виде.

Казначейство России планирует предоставить организациям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Казначейства России, возможность автоматического списания с лицевых счетов денежных средств в уплату налогов, сборов и осуществление иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Также будет реализовываться механизм, позволяющий Казначейству России направлять требования о списании денежных средств со счетов организаций сектора государственного управления, открытых в кредитных организациях.

О Государственной информационной системе

Согласно Концепции будут развиваться система бюджетных платежей и Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах. Это позволит:

а) главным администраторам (администраторам) доходов бюджетов:

б) физическим и юридическим лицам:

в) кредитным организациям:

Минимизация наличного денежного оборота

Будет продолжаться минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

Для этого предполагается создание альтернативных способов получения наличных денежных средств. А именно будет происходить переход от использования денежных чеков к платежным картам.

Мероприятия по реформированию системы бюджетных платежей

В 2013 - 2015 гг. на первом этапе реформирования системы бюджетных платежей запланировано реализовать следующие мероприятия:

В 2015 - 2017 гг. на завершающем (втором) этапе реформирования системы бюджетных платежей необходимо реализовать следующие мероприятия:

К чему стремимся?

В целом можно определить следующие результаты реализации Концепции:

Е.А.Назарова

Экономист