Мудрый Экономист

Система контроллинга в органах федерального казначейства: понятия, виды контроля, механизм проведения контрольных мероприятий

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 20

Понятию контроля в органах казначейства всегда уделяется особое значение. Это обусловлено тем, что они могут выступать как субъектом, так и объектом контроля. Как объект контроля Федеральное казначейство, а также его территориальные органы могут подвергаться внешнему и внутреннему контролю.

Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем предлагается понимать:

Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по осуществлению:

При осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю за деятельностью органов казначейства органами внешнего государственного финансового контроля:

Состав органов, в полномочия которых входит осуществление внешнего государственного контроля за органами казначейства, представлен на рис. 1.

Органы, осуществляющие внешний государственный финансовый контроль за органами Федерального казначейства

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Органы внешнего государственного финансового контроля ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-----------------T--------+--------------T-------------¬
¦ ¦ ¦ ¦/
¦ ¦ ¦ ---------+-------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Федеральная ¦
¦/ ¦ ¦ ¦налоговая служба¦
-----------+---------¬ ¦ ¦ L-----------------
¦ Счетная палата ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации¦ ¦ ¦
L--------------------- ¦ ¦
¦/ ¦/
-----------------------+-----¬ ------------+----------------¬
¦ Федеральная служба ¦ ¦Государственные внебюджетные¦
¦финансово-бюджетного надзора¦ ¦ фонды и др. ¦
L----------------------------- L-----------------------------

Рис. 1

Счетная палата РФ осуществляет:

При осуществлении своих функций Счетная палата РФ обладает некоторыми государственно-властными полномочиями: она имеет право направлять представления и предписания [5].

В соответствии со ст. 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Кроме того, Росфиннадзор наделен правом контролировать исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Указанные полномочия в сфере государственного финансового контроля также зафиксированы в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят:

Порядку проведения мероприятий налогового контроля посвящена гл. 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

За процессом осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов следят следующие государственные внебюджетные фонды:

В первую очередь органы государственного (муниципального) контроля осуществляют:

Федеральное казначейство - ведомство, которое ведет обширную управленческую деятельность как на федеральном уровне, так и в своих территориальных органах. Большое значение при этом уделяется внутриведомственному контролю. Приказом Федерального казначейства от 25.01.2011 N 19 утверждено Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее - Положение). В соответствии с Положением Приказом Федерального казначейства от 29.06.2011 N 253 утверждены Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности.

Согласно Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе тенденции развития контрольной деятельности таковы, что акцент с последующего контроля смещен на предварительный и текущий контроль как наиболее эффективные виды контроля, существенно влияющие на результаты деятельности учреждения в целом.

Таким образом, особое значение в контрольной работе органов Федерального казначейства приобретают превентивные мероприятия:

Внутренний контроль в Федеральном казначействе - непрерывный процесс, осуществляемый контрольно-аудиторскими подразделениями в рамках управления казначейскими рисками, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов РФ и административных либо иных регламентов, в том числе должностных регламентов работников органов Федерального казначейства, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.

Внутренний аудит в Федеральном казначействе - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по предоставлению руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования системы внутреннего контроля [16].

В соответствии с Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 25.01.2011 N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе", внутренний контроль и внутренний аудит основываются на следующих принципах:

- принципе законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства норм и правил, установленных нормативными правовыми актами РФ;

- принципе независимости - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита;

- принципе объективности - внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

- принципе ответственности - каждый субъект внутреннего контроля и внутреннего аудита за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с российским законодательством;

- принципе стандартизации - процессы и процедуры внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть регламентированы;

- принципе гласности - открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных мероприятий, проведенных в рамках внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, в пределах соблюдения государственной и служебной тайны;

- принципе системности - проведение контрольных мероприятий по всем сторонам деятельности объекта внутреннего контроля (внутреннего аудита) и его взаимосвязей в структуре управления [16].

К субъектам внутреннего контроля в Федеральном казначействе относятся:

В отличие от субъектов внутреннего контроля субъектами внутреннего аудита являются только контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства.

К объектам внутреннего контроля и внутреннего аудита относятся:

Предмет внутреннего контроля - это процессы и операции, осуществляемые органами Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.

К предмету же внутреннего аудита относятся только документы, формируемые в результате деятельности органов Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, подтверждающие соответствие, результативность и эффективность их деятельности.

Целью внутреннего контроля в органах Федерального казначейства является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативных правовых актов и регламентов.

Внутренний аудит осуществляется с целью предоставления руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о деятельности органов Федерального казначейства при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.

Задачами внутреннего контроля являются:

  1. установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый контроль);
  2. установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
  3. соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).

Задачами внутреннего аудита являются:

  1. анализ и оценка проводимого внутреннего контроля за исполнением органами Федерального казначейства нормативных правовых актов РФ и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности;
  2. оценка эффективности и результативности деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;
  3. оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности проводимых процессов и операций объектами внутреннего аудита [16].

Таким образом, внутренний аудит в органах казначейства отличается от внутреннего контроля тем, что аудит носит только последующий характер, а также тем, что методом осуществления внутреннего аудита является проверка, а не самоконтроль. Проверки могут быть либо комплексными, либо тематическими. Способы проведения проверки - сплошная проверка, выборочная проверка.

Внутренний аудит также осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.

Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита (рис. 2).

Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита органов Федерального казначейства

                  ---------------------------------------¬
¦Субъекты внутреннего контроля и аудита¦
L-------------------T-------------------
---------------T---------+-------T--------------¬
¦/ ¦ ¦ ¦/
-------------+------------¬ ¦ ¦ -------------+------------¬
¦ Сотрудники органов ¦ ¦ ¦ ¦ Руководство органов ¦
¦Федерального казначейства¦ ¦ ¦ ¦Федерального казначейства¦
L--------------------------¦/ ¦ L--------------------------
------------------------+-¬ ¦
¦ Начальники структурных ¦ ¦/
¦ подразделений органов ¦ ------------+---------------------¬
¦Федерального казначейства¦ ¦ Контрольно-аудиторские ¦
L-------------------------- ¦ подразделения соответствующих ¦
¦органов Федерального казначейства¦
L----------------------------------

Рис. 2

Планирование контрольной деятельности на очередной календарный год представляет собой процесс формирования и утверждения плана контрольной деятельности, выполняемый контрольно-аудиторским подразделением ежегодно в рамках полномочий и функций органа Федерального казначейства.

Во время проведения контрольных мероприятий работниками отдела внутреннего контроля и аудита оформляются соответствующие документы (рис. 3).

Документы, составляемые при осуществлении контрольно-ревизионными подразделениями контрольной деятельности в отношении территориальных органов Федерального казначейства

                                     -------------------------------------¬
---------------------¬ ¦Перечень контрольных и аудиторских ¦
¦ План контрольной +-------------->¦мероприятий, которые планируется ¦
¦ деятельности ¦ ¦осуществить в планируемом году ¦
L----------T---------- L-------------------------------------
¦ -------------------------------------¬
¦/ ¦Составляется в разрезе методов ¦
-----------+---------¬ ¦проведения проверок. Содержит ¦
¦ График проведения +-------------->¦перечень объектов проверок, а также ¦
¦ проверок ¦ ¦определяет руководителей групп ¦
L----------T---------- ¦проверок и конкретные сроки ¦
¦ ¦проведения проверок ¦
¦ L-------------------------------------
¦ -------------------------------------¬
¦ ¦Основание. ¦
¦/ ¦Цель проведения проверки. ¦
-----------+---------¬ ¦Наименование объекта проверки. ¦
¦ Программы ¦ ¦Проверяемый период. ¦
¦ проведения +-------------->¦Предмет. ¦
¦ проверки ¦ ¦Сроки. ¦
L----------T---------- ¦Методы и способы внутреннего ¦
¦ ¦контроля (внутреннего аудита). ¦
¦ ¦Перечень вопросов, охватывающих ¦
¦ ¦содержание проверки ¦
¦ L-------------------------------------
¦ -------------------------------------¬
¦ ¦Период проверки. ¦
¦ ¦Срок проверки. ¦
¦/ ¦Данные участников группы проверки. ¦
-----------+---------¬ ¦Срок представления плана ¦
¦ План-график +-------------->¦руководителю группы проверки. ¦
¦ проверки ¦ ¦Справки по результатам проверки ¦
L----------T---------- ¦деятельности объекта. ¦
¦ ¦Проверки по соответствующему ¦
¦ ¦вопросу. ¦
¦ ¦Программы проверок ¦
¦ L-------------------------------------
¦/ -------------------------------------¬
-----------+---------¬ ¦Доказательства и иные сведения, ¦
¦ Справка ¦ ¦полученные в ходе контрольных и ¦
¦ по результатам +-------------->¦аудиторских мероприятий по вопросам ¦
¦ проверки ¦ ¦программы проверки ¦
L----------T---------- L-------------------------------------
¦/ -------------------------------------¬
-----------+---------¬ ¦Описание проведенной работы ¦
¦ Акт по результатам +-------------->¦и выявленных нарушений по каждому ¦
¦ проверки ¦ ¦вопросу программы проверки ¦
L----------T---------- L-------------------------------------
¦ -------------------------------------¬
¦ ¦Сведения об объекте проверки. ¦
¦/ ¦Цель. ¦
-----------+---------¬ ¦Сроки проверки. ¦
¦ Отчет о результатах+-------------->¦Выявленные нарушения ¦
¦ проверки ¦ ¦законодательства РФ с указанием ¦
L--------------------- ¦содержания нарушения. ¦
¦Выводы, предложения и рекомендации ¦
¦об устранении выявленных нарушений, ¦
¦по совершенствованию деятельности ¦
L-------------------------------------

Рис. 3

Сотрудники органов Федерального казначейства осуществляют самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах. Начальники структурных подразделений органов Федерального казначейства в рамках должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.

Контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства организуют и осуществляют внутренний контроль и внутренний аудит деятельности органов Федерального казначейства и их структурных подразделений.

Особое внимание в проведении тематических проверок контрольно-аудиторскими подразделениями органов казначейства следует уделять финансовому контролю. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс наблюдения за деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований к ведению учета и представления отчетности [5].

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) главные распорядители бюджетных средств организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере деятельности. И это не пожелание, а требование закона, которое главный распорядитель бюджетных средств обязан исполнить.

Для того чтобы ведомственный финансовый контроль заработал, необходимо осуществить ряд организационно-штатных мероприятий, а именно:

По мнению многих специалистов, ведомственный финансовый контроль должен занимать главное место в осуществлении финансового контроля, поскольку он является тем самым фундаментом, на котором строится вся остальная система финансового контроля. Если организовать гибкую и оперативную систему ведомственного финансового контроля, то эффективность использования бюджетных средств резко повысится.

Приказом Федерального казначейства от 16.04.2012 N 164 "Об утверждении Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства" осуществлено пилотное внедрение Стандарта в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, Управлении Федерального казначейства (УФК) по Нижегородской области и УФК по Тамбовской области.

В рамках реализации пилотного проекта в УФК по Тамбовской области за структурными подразделениями управления (в том числе за его "номерными" отделами) закреплены полномочия по осуществлению внутреннего контроля за соответствием деятельности отделов УФК по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов РФ и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности.

Начальниками отделов УФК в части планирования внутреннего контроля были проведены следующие мероприятия:

Далее были сформированы и оформлены карты внутреннего контроля и перечни нерегламентированных процессов и операций внутреннего контроля, осуществляемых структурным подразделением органа Федерального казначейства при выполнении функций и полномочий в установленной сфере деятельности, а также процессов и операций внутреннего контроля, требующих доработки или изменения.

В ходе проведения внутреннего контроля в структурных подразделениях выявлены нарушения, допущенные сотрудниками структурных подразделений, а также факты несоответствия предметов внутреннего контроля требованиям нормативных правовых актов РФ, иных нормативных актов, что нашло отражение в журналах учета внутреннего контроля.

По итогам рассмотрения результатов осуществления внутреннего контроля начальниками отделов по согласованию с курирующим данное структурное подразделения руководителем (заместителем руководителя) принимались меры для устранения выявленных нарушений.

Внедрение пилотного проекта по утверждению Стандарта внутреннего контроля подтверждает направленность Федерального казначейства на совершенствование системы внутриведомственного контроля.

В процессе проведения контрольных мероприятий одним из основных направлений проверок является контроль за исполнением бюджетной сметы. Согласно нормам ст. 6 БК РФ бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Проверка правильности составления, утверждения и исполнения сметы в обязательном порядке включается в программу проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений.

В ходе проверки ревизоры руководствуются требованиями следующих нормативных документов:

В программе проверки бюджетной сметы органов казначейства прописываются контрольные мероприятия, которые должны быть проведены контрольно-аудиторскими подразделениями в ходе контрольных работ.

Предметами проверки часто выступают:

Целями контрольных мероприятий в отношении проверки бюджетной сметы органов казначейства являются:

Оценка эффективности использования выделенных Федеральному казначейству, а также его территориальным органам материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от показателей бюджетной сметы, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, являются содержанием анализа исполнения смет расходов.

Основными задачами проверки бюджетной сметы органов Федерального казначейства являются:

Проверка бюджетной сметы проводится контрольными органами в несколько этапов, среди них:

  1. анализ показателей бюджетной сметы;
  2. анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов;
  3. анализ соответствия кассовых и фактических расходов (выявление причин отклонения фактических расходов от кассовых расходов).

Приведем краткую характеристику каждого этапа проверки бюджетной сметы.

На этапе анализа показателей бюджетной сметы органов казначейства рассматривается соответствие направлений расходов, указанных в бюджетной смете, положениям ст. 70 БК РФ.

В ст. 70 БК РФ приведен перечень расходов, финансовое обеспечение которых является функцией казенного учреждения:

Таким образом, бюджетная смета должна включать в себя направления расходов, поименованных в ст. 70 БК РФ. Кроме того, на этом этапе проводится анализ соблюдения показателей бюджетной сметы в целом и в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов. Проверяющие проводят его путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения.

В ходе анализа направлений расходования бюджетных средств учреждением, отраженных в выписке с лицевого счета (платежном поручении, приложенном к выписке), проверяющими нередко выявляется нецелевое использование бюджетных средств.

Выявление факта расходования учреждением денежных средств на цели, не предусмотренные сметой, классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, отражается в акте проверки и влечет за собой наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а при наличии состава преступления - уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Понятие "нецелевое использование бюджетных средств" приведено в ст. 289 БК РФ. Согласно положениям данной статьи нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Далее на этапе анализа состава и структуры кассовых и фактических расходов проверяющие анализируют совершенные фактические расходы и их соответствие кассовым расходам, отраженным в бюджетной смете.

На этапе анализа соответствия кассовых и фактических расходов кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета. Фактические расходы - это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения бюджетной сметы. Таким образом, кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы - полноту их использования.

Следует отметить, что соотношение кассовых и фактических расходов органов казначейства может быть охарактеризовано следующими факторами:

Условие, когда кассовые расходы равны фактическим расходам, выполняется крайне редко. В большинстве случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения.

Ведомственный контроль за ведением финансовых и хозяйственных операций и их отражением в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы регламентирован Приказом Федерального казначейства от 18.11.2011 N 551 "Об утверждении Типовой программы проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства" (далее - Приказ N 551).

Согласно Приказу N 551 при проверке необходимо проконтролировать:

Кроме того, немаловажную роль в контроле за осуществляемыми расходами играет соблюдение графика документооборота, утвержденного приказом об учетной политике.

Для дальнейшего развития системы контроля в Федеральном казначействе необходимо внесение изменений в стандарты внутреннего контроля и аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, в части регламентации:

Список литературы

  1. Безденежных А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2010. N 2.
  2. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. Научно-практический журнал центра подготовки персонала ФНС России. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
  3. Беспалов М.В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. N 12. Декабрь.
  4. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
  5. Булаев С. Поговорим о внутреннем контроле в казенных учреждениях // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 7. Июль.
  6. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  7. Волчкова М. Проверка расходования средств, выделенных на приобретение материальных запасов и обеспечение их рационального использования // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. N 5. Ноябрь.
  8. Губайдуллина М.Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2010. N 10. Октябрь.
  9. Гусев А. Об изменениях Бюджетного кодекса, касающихся порядка осуществления государственного (муниципального) финансового контроля // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. N 2. Февраль.
  10. Камардина Ю.В. Отдельные направления совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства // Бюджетный учет. 2012. N 6. Июнь.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  12. Кузнецова Т.З. Совершенствование казначейской работы в территориальных органах // Финансы. 2012. N 10. Октябрь.
  13. Малышева В.И. Казначейство: цель, задачи, функции // Финансы. 2009. N 12.
  14. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами // Финансы. 2008. N 3.
  15. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703.
  16. Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе: Приказ Федерального казначейства от 25.01.2011 N 19.
  17. Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства: Приказ Федерального казначейства от 01.11.2012 N 431.
  18. Об утверждении Регламента Федерального казначейства: Приказ Федерального казначейства от 10.04.2006 N 5н.
  19. Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности: Приказ Федерального казначейства от 29.06.2011 N 253.
  20. Об утверждении Типовой программы проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства: Приказ Федерального казначейства от 18.11.2011 N 551.
  21. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В. и др. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие // Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой; 2-е изд., испр. М.: Новое знание, 2009. 409 с.
  22. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
  23. URL: http://www.consultant.ru. Сайт справочно-правовой системы "Консультант".
  24. URL: http://www.garant.ru. Сайт справочно-правовой системы "Гарант".
  25. URL: http://www.roskazna.ru. Сайт Федерального казначейства.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

доцент,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

им. Г.Р.Державина