Мудрый Экономист

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11

Федеральным законом N 252-ФЗ <1> внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, согласно которым с 04.08.2013 усилены меры по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Являются ли автономные учреждения объектами такого контроля? Каковы методы его осуществления? Какие установлены виды бюджетных нарушений? Какова ответственность за их совершение?

<1> Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно вновь введенной ст. 266.1 БК РФ государственные (муниципальные) учреждения (в том числе и автономные) являются объектами такого контроля.

Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены в БК РФ?

Статьей 265 БК РФ предусмотрены следующие виды государственного (финансового) контроля:

В чем заключаются полномочия органов государственного (муниципального) контроля?

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

Органы Федерального казначейства (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) контролируют (ст. 269.1 БК РФ):

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

Какие методы применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля?

Согласно вновь введенной ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под этими понятиями понимаются следующие действия:

При этом проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых, в частности, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Что понимается под бюджетным нарушением и какова ответственность?

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса (в том числе автономные учреждения), совершившие действия (бездействие) в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и меры ответственности за их совершение.

    Нарушение бюджетного   
законодательства
             Меры ответственности            
 для должностных
лиц
     для юридических лиц    
Нецелевое использование    
бюджетных средств <*>
(ст. 15.14 КоАП РФ)
От 20 000 до    
50 000 руб. (или
дисквалификация
на срок от
1 года до 3 лет)
От 5 до 25% суммы средств,  
полученных из бюджета
бюджетной системы РФ,
использованных
не по целевому назначению
Невозврат бюджетного       
кредита (ст. 15.15 КоАП РФ)
От 20 000 до    
50 000 руб.
От 5 до 25% суммы бюджетного
кредита, не перечисленной
в установленный срок на
счета бюджетов бюджетной
системы РФ
Нарушение запрета на       
предоставление бюджетных
кредитов и (или) субсидий,
несоответствие бюджетной
росписи сводной бюджетной
росписи, нарушение порядка
принятия бюджетных
обязательств
(ст. ст. 15.15.8, 15.15.9,
15.15.10 КоАП РФ)
От 20 000 до    
50 000 руб.
Возврат бюджетного кредита 
с нарушением срока
(ст. 15.15 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб.
От 2 до 12% суммы бюджетного
кредита, не перечисленной
в установленный срок на
счета бюджетов бюджетной
системы РФ
Нарушение порядка          
формирования
государственного
(муниципального) задания
(ст. 15.15.15 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб.
Неперечисление платы       
за пользование бюджетным
кредитом
(ст. 15.15.1 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб.
От 5 до 25% суммы платы     
за пользование бюджетным
кредитом, не перечисленной
в установленный срок на
счета бюджетов бюджетной
системы РФ
Перечисление платы         
за пользование бюджетным
кредитом с нарушением срока
(ст. 15.15.1 КоАП РФ)
От 5000 до      
15 000 руб.
От 2 до 12% суммы платы     
за пользование кредитом,
не перечисленной
в установленный срок
на счета бюджетов бюджетной
системы РФ
Нарушение условий          
предоставления межбюджетных
трансфертов (ст. 15.15.3
КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб. (или
дисквалификация
на срок от
1 года до 2 лет)
Нарушение условий          
предоставления субсидий,
бюджетных инвестиций,
бюджетного кредита
(ст. ст. 15.15.5, 15.15.4,
15.15.2 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб. (или
дисквалификация
на срок от
1 года до 2 лет)
От 2 до 12% суммы полученной
субсидии (бюджетной
инвестиции, бюджетного
кредита)
Нарушение порядка          
представления бюджетной
отчетности, учета бюджетных
обязательств, ведения
бюджетных смет, сроков
доведения бюджетных
ассигнований и (или) ЛБО
(ст. ст. 15.15.6,
15.15.7, 15.15.11 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб.
Нарушение запрета          
на размещение бюджетных
средств, сроков
обслуживания и погашения
государственного
(муниципального) долга
(ст. ст. 15.15.12, 15.15.13
КоАП РФ)
От 20 000 до    
50 000 руб. (или
дисквалификация
на срок от
1 года до 3 лет)
Нарушение исполнения       
платежных документов и
представления органа
Федерального казначейства
(ст. 15.15.16 КоАП РФ)
От 10 000 до    
30 000 руб.
От 1 до 5% суммы средств,   
подлежащих зачислению
на счета бюджетов бюджетной
системы РФ (средств
незаконно произведенных
операций)
<*> Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Как представляется информация об установлении нарушения бюджетного законодательства?

В случаях установления нарушения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Определения данных понятий содержатся в новой статье (ст. 270.2) БК РФ:

В силу п. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является основанием для обращения уполномоченного государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба.

О.Гришакова

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"