Мудрый Экономист

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции N 162н <1>, а также с учетом разъяснений Минфина России, приведенных в Письме от 21.01.2013 N 02-06-07/155 "О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления", к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией N 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. VI "Санкционирование расходов экономического субъекта").

Номер счета

Наименование счета

1 501 11 000

Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 501 14 000

Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 501 15 000

Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 503 14 000

Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года

В соответствии с Инструкцией N 162н бухгалтерией казенного учреждения в отчетном году будут сформированы по вышеприведенным счетам следующие бухгалтерские операции.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств

1 501 15 000

1 501 13 000

Приняты бюджетные обязательства на основании договоров

1 501 13 000

1 502 11 000

Приняты денежные обязательства на основании счетов

1 502 11 000

1 502 12 000

Исполнены денежные обязательства

1 302 00 830

1 304 05 000

Так, например, обязательства по выплате денежного содержания (денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, принимаются к учету (отражаются по дебету счета 0 502 11 211) в объеме утвержденных ЛБО.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате" и 1 304 05 211 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате".

Пример. Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь 2013 г. начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре 2013 г. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств

1 503 15 211

1 503 13 211

10 000 000

Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств

1 501 13 211

1 502 11 211

10 000 000

Начислена работникам заработная плата

1 401 20 211

1 302 11 730

500 000

Приняты денежные обязательства

1 502 11 211

1 502 12 211

500 000

Поступили денежные средства в кассу учреждения

1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

465 000

Выдана работникам заработная плата

(465 000 - 40 000) руб.

1 302 11 830

1 201 34 610

425 000

Отнесена неполученная заработная плата на депонент

1 302 11 830

1 304 02 730

40 000

Сданы депонированные суммы на лицевой счет

1 210 03 560

7 201 34 610

40 000

Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод "красное сторно")

1 502 11 211

1 502 12 211

(40 000)

Зачислены депонированные суммы на лицевой счет

1 304 05 211

1 210 03 660

40 000

Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм

1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211



1 210 03 660

40 000

Выдана депонированная заработная плата работникам учреждения

1 304 02 830

1 201 34 610

40 000

Приняты денежные обязательства



1 502 11 211

1 502 12 211

40 000

Заключение

В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции N 191н <3> учреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

<3> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном



(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"