Мудрый Экономист

Как оплатить труд несовершеннолетнего работника?

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 7

Школа, имеющая статус бюджетного учреждения, заключила договор с органами службы занятости по временному трудоустройству (на летний период) несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет по озеленению близлежащей территории. В соответствии с договорными обязательствами учреждение должно оплачивать труд названных лиц за счет целевых субсидий, выделенных из местного бюджета города. Как оформить трудовые взаимоотношения с несовершеннолетними? Как отразить в учете данные операции?

Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет в свободное от учебы время могут быть привлечены к временным работам.

Временное трудоустройство таких лиц организуется органами занятости в соответствии с договорами о совместной деятельности (п. 8 Административного регламента N 449 <1>).

<1> Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 N 449.

На основании п. 59 Административного регламента N 449 подбор несовершеннолетним гражданам вариантов временного трудоустройства осуществляется, в частности, с учетом состояния их здоровья, возрастных особенностей, пожеланий к условиям работы временного характера и требованиям работодателя. При подборе вариантов временного трудоустройства не допускается:

Трудовые взаимоотношения

Заключение срочного трудового договора с работниками, принимаемыми на работу на срок до двух месяцев, предусмотрено ст. 59 ТК РФ. Особенности трудовых отношений установлены нормами гл. 45 ТК РФ.

Статья 63 ТК РФ предусматривает возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 16 лет.

Если лицо, достигшее 15 лет, получает общее образование, либо продолжает освоение основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставило в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение, трудовой договор с ним заключается лишь для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью.

Для заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет, требуется согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Данное лицо может в свободное от учебы время выполнять легкий труд, не причиняющий вреда его здоровью и не нарушающий процесса обучения.

Таким образом, для заключения трудового договора с несовершеннолетним, достигшим 14 лет, достаточно наличия паспорта и письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя).

Обязательным условием для заключения срочного трудового договора с лицами до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра (ст. ст. 69, 266 ТК РФ). С 01.01.2012 Порядок прохождения таких осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру (обследованию) до достижения ими 18 лет (ст. 266 ТК РФ). Медицинские осмотры (обследования) проводятся за счет средств работодателя.

При наличии медицинской справки о том, что несовершеннолетнее лицо по состоянию здоровья годно к исполнению трудовых обязанностей, с ним заключается трудовой договор. В соответствии со ст. 57 ТК РФ в нем в обязательном порядке указываются:

В соответствии со ст. 92 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю) сокращается для работников в возрасте до 16 лет и составляет не более 24 часов в неделю, в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, указанных выше.

Отметим, что ст. 268 ТК РФ в отношении работников, не достигших 18 лет, устанавливается запрет:

В силу ст. 271 ТК РФ оплата труда работников до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать им доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

При повременной оплате работнику устанавливается тарифная ставка (оклад), которая выплачивается в полном размере в том случае, если отработаны все рабочие часы. Если они отработаны не полностью, заработная плата начисляется за фактически отработанное время. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяется путем умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов. При этом никаких обязательных доплат до полного заработка не производится.

При сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию) исходя из заранее установленных расценок за каждую единицу продукции. При этом нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально предусмотренной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 270 ТК РФ).

Судебная практика

Заметим, что органы Роструда, прокуратура осуществляют контроль над соблюдением трудового законодательства при привлечении к труду несовершеннолетних лиц. В качестве примера приведем судебные споры по вопросу об оплате труда таких работников.

Кассационное определение Сахалинского областного суда от 21.02.2012 N 33-363/2012

Суть спора. Городской прокурор в интересах несовершеннолетних обратился в суд с исковыми заявлениями к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Поронайска" о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истцы работали в средней школе N 2 по программе временной занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, осуществляемой центром занятости. В нарушение требований действующего трудового законодательства в заключенных с истцами трудовых договорах не были установлены конкретные размеры должностных окладов (или часовых тарифных ставок), применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентных надбавок, иных дополнительных стимулирующих выплат; не была указана конкретная продолжительность рабочего времени. В расчетных листках несовершеннолетних работников не были отражены составляющие части начисленной заработной платы за фактически отработанное время. При этом заработная плата за период работы с 22.01.2011 по 08.02.2011 начислялась истцам неправомерно: исходя из минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области на 2011 г., в сумме 9200 руб. с применением среднегодовой нормы рабочего времени без учета норм рабочего времени в отработанный период при 40-часовой рабочей неделе. По мнению прокурора, применение среднегодовой нормы рабочего времени при начислении заработной платы несовершеннолетним работникам ущемляло их материальные права. Он просил взыскать с образовательного учреждения недоначисленную заработную плату в пользу несовершеннолетних работников.

Позиция суда. Разрешая спор по существу, суд установил, что в рамках муниципальной программы "Содействие занятости населения в муниципальном образовании городской округ "Поронайский" на 2010 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Администрации городского округа "Поронайский" от 17.02.2010 N 78, несовершеннолетние работали в средней школе N 2 в период с 22.01.2011 по 08.02.2011 на основании срочных трудовых договоров. В договорах, в частности, было указано, что за выполнение обязанностей, предусмотренных ими, работнику выплачивается соответствующее вознаграждение в определенном размере. Продолжительность еженедельной работы несовершеннолетних составляла 10 часов. Согласно табелю учета рабочего времени за период действия срочного трудового договора они отработали 26 часов и в соответствии с расчетными листками получили вознаграждение за труд за вычетом НДФЛ.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда работника (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада), доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно ст. 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности рабочего дня. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать им доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

С учетом приведенных норм материального права, а также того, что с несовершеннолетними работниками были заключены срочные трудовые договоры, предусматривающие режим работы подростков в условиях сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), и по трудовым договорам январь и февраль ими были отработаны не полностью, труд должен был оплачиваться согласно отработанному времени с применением часовой тарифной ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (тарифной ставки) и нормативного количества рабочих часов в месяц.

Судебная коллегия, проверив расчет задолженности по заработной плате, представленный прокурором, вынесла решение доначислить и взыскать задолженность по заработной плате с работодателя - средней школы N 2 в пользу несовершеннолетних работников.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 14.08.2012 N 33-4509/2012

Суть спора. Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга, действуя в интересах несовершеннолетнего, обратился в суд с иском к МУП "Комсервис" по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки по заявлению Л. было установлено нарушение трудового законодательства со стороны предприятия: начисление заработной платы несовершеннолетнему работнику ниже МРОТ.

Позиция суда. В положениях ст. 271 ТК РФ закреплено, что при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с п. 2.1.7 договоров N N 83, 186, 224 о совместной деятельности по предоставлению государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан МУП "Комсервис" взяло на себя обязательство оплачивать труд несовершеннолетних граждан ежемесячно пропорционально отработанному ими времени или в зависимости от выработки согласно существующим нормам и расценкам, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.

Таким образом, организация на основании ст. 271 ТК РФ гарантировала трудоустроенным несовершеннолетним гражданам оплату их труда не ниже минимального размера оплаты труда пропорционально отработанному времени. В связи с этим жалобы администрации г. Оренбурга в той части, что доплата несовершеннолетнему работнику заработной платы до уровня МРОТ являлась лишь правом работодателя, а не его обязанностью, были несостоятельны.

Выводы финансового управления администрации г. Оренбурга и самой администрации о том, что, если лицо работает на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени и законодатель не гарантирует ему, что месячная заработная плата будет не ниже минимальной (поскольку в этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки), в данном случае основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат условиям указанных договоров.

Кроме того, расходы работодателя на питание несовершеннолетних работников не освобождают его от выполнения взятых на себя согласно договорам обязательств по оплате труда.

Судебная коллегия признала исковые требования прокурора законными, поскольку начисленная и выплаченная заработная плата была ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Расходы на выплату заработной платы

Такие расходы на несовершеннолетних работников, взаимоотношения с которыми оформлены трудовым договором, отражаются типовыми бухгалтерскими записями.

Для справки. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, расходы бюджетного учреждения на несовершеннолетних работников, принятых по срочному трудовому договору:

В ситуации, когда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается за счет средств целевой субсидии, бюджетному учреждению следует отражать эту операцию согласно п. 128 Инструкции N 174н <2>:

Дебет счета 5 401 20 211 "Расходы по заработной плате"

Кредит счета 5 302 11 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате".

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) (п. 257 Инструкции N 157н <3>).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Пример. Школа заключила договор с органами службы занятости по временному трудоустройству (на летний период) несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет по озеленению близлежащей территории. В июле 2013 г. учреждение приняло на работу трех подростков, которым начислило за месяц заработную плату в размере 5205 руб. каждому. Труд оплачивался за счет средств из городского бюджета в виде целевой субсидии.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Начислена заработная плата          
подросткам
5 401 20 211
5 302 11 730
 15 615,00
Начислены страховые взносы во       
внебюджетные фонды
(15 615,00 руб. x 30%)
5 401 20 213
5 303 02 730
5 303 07 730
5 303 10 730
5 303 11 730
  4 684,50
Начислен страховой взнос на         
обязательное страхование от
несчастных случаев на производстве
(15 615,00 руб. x 0,2%)
5 401 20 213
5 303 06 730
     31,23
Удержан из заработной платы НДФЛ    
(15 615,00 руб. x 13%) <*>
5 302 11 830
5 303 01 730
  2 030   
Перечислены страховые взносы во     
внебюджетные фонды
5 303 02 830
5 303 07 830
5 303 10 830
5 303 11 830
5 303 06 830
5 201 11 610
  4 716   
<**>
Перечислен НДФЛ в бюджет            
5 303 01 830
5 201 11 610
  2 030   
Выдана из кассы заработная плата    
(15 615,00 - 2 030) руб.
5 302 11 830
5 201 34 610
 13 585   
<*> НДФЛ с заработной платы работников удерживается в общеустановленном порядке (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210 НК РФ).
<**> Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, исчисляется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ <4>).
<4> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С.Валова

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"