Мудрый Экономист

Перспективы развития системы госфинконтроля в условиях административной реформы

"Руководитель бюджетной организации", 2013, N 9

Продолжаем разговор о развитии системы государственного (муниципального) финансового контроля (госфинконтроля) в условиях административной реформы - одной из самых масштабных реформ в современной России. Эта реформа предполагает прежде всего совершенствование госуправления и деятельности органов исполнительной власти <1>. Функция контроля, в том числе контроля за государственными финансами, является неотъемлемой составляющей госуправления. Поэтому преобразования непосредственно влияют и на развитие системы госфинконтроля.

<1> См. статью С.П. Сперанской "Развитие системы госфинконтроля РФ в условиях административной реформы", N N 7, 8, 2013.

В документах, где изложены программные мероприятия по административной реформе, отражены также элементы государственной политики по преобразованиям в сфере управления и контроля государственных финансов.

Совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности

Совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности во всех сферах общественных отношений названо одним из приоритетов реформирования госуправления. Данное направление отражено в программном документе третьего этапа административной реформы - Концепции доступности <2>. Эта Концепция предусматривает мероприятия по совершенствованию системы госконтроля, а также отраслевые меры совершенствования разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Выполнение мероприятий должно существенно уменьшить временные, организационные и финансовые издержки юридических лиц при взаимодействии с государством, в том числе:

<2> Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р.

Предполагается провести мероприятия в три этапа:

  1. Анализируются сложившаяся практика и порядок осуществления контроля (надзора) по каждой из сфер общественных отношений, фиксируются типичные проблемы и нарушения законодательства. Сбор и анализ данной информации проводятся в целях выявления областей, работа по совершенствованию которых должна быть проделана в первую очередь.
  2. Формируются межведомственные рабочие группы, проводится цикл совещаний с экспертами, готовятся предложения по оптимизации осуществления контрольно-надзорных полномочий, в том числе по внесению изменений в законодательные и подзаконные нормативные правовые акты. Разрабатываются и публично обсуждаются проекты новых нормативных правовых актов. Формируются планы-графики реализации принятых предложений.
  3. Планы-графики реализации предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности рассматриваются на заседаниях Правительственной комиссии по проведению административной реформы и утверждаются распоряжениями Правительства РФ.

Результатом проведения всех перечисленных мероприятий должно стать устранение максимального количества административных барьеров, снижение уровня коррупции и внедрение современных механизмов управления.

Разработка и внедрение стандартов госуслуг и административных регламентов

Разработка и внедрение стандартов госуслуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти - одна из задач Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах <3>. Задача получила масштабную реализацию в виде разработки административных регламентов осуществления государственных функций и исполнения госуслуг. Так, например, были приняты Административные регламенты, устанавливающие последовательность действий в системе Росфиннадзора по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности <4>, и по исполнению государственной функции органа валютного контроля <5>.

<3> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р.
<4> Утвержден Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.
<5> Утвержден Приказом Минфина России от 06.11.2007 N 98н.

Развитие системы госфинконтроля как государственной функции

Запланировано развитие системы госфинконтроля как государственной функции (новые подходы к формированию кадрового состава, введение конкурсного отбора на вакантные должности, изменение условий прохождения службы, конкретизация квалификационных требований к госслужащим). Влияние на данное направление оказывают законодательство о государственной службе <6> и нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

<6> Федеральные законы от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Исключение антикоррупционной составляющей

Существенное влияние на развитие системы госфинконтроля также оказывают общие для государственного управления мероприятия реформы, предусмотренные Национальной стратегией противодействия коррупции <7> и Антикоррупционным планом на 2012 - 2013 годы <8>. При представлении палатам Федерального собрания информации о результатах контрольных мероприятий Счетной палате рекомендовано отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней <9>.

<7> Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (далее - Указ N 460).
<8> Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утв. Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297.
<9> Пункт 5 Указа N 460.

Антикоррупционный план на 2010 - 2011 годы <10>, утвержденный вместе с Национальной стратегией противодействия коррупции, предусматривал ряд мер, в том числе по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти и оптимизации предоставления ими госуслуг, а также по обеспечению систематического контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на проведение мероприятий по противодействию коррупции.

<10> Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утв. Указом N 460.

Развитие контрольно-надзорной деятельности должно учитывать базовые принципы противодействия коррупции. Необходимо усовершенствовать методы и способы осуществления контрольных действий, чтобы обеспечить изучение коррупционной составляющей при выявлении нарушений, оценить эффективность использования бюджетных средств на проведение антикоррупционных мероприятий. В Антикоррупционном плане на 2012 - 2013 годы Правительству РФ было поручено разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию организации внутреннего финансового контроля в федеральных госорганах.

В настоящее время правовая основа противодействия коррупции сформирована. В ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности госорганов по повышению эффективности противодействия коррупции названо совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции. Должности федеральной государственной гражданской службы, предусматривающие осуществление контрольных и надзорных мероприятий, отнесены к должностям, замещение которых связано с коррупционными рисками, и включены в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <11>. В стадии разработки находятся другие элементы механизма противодействия коррупции, с помощью которых предполагается повысить эффективность госуправления и госфинконтроля как одной из его составляющих. Эти механизмы получают закрепление в ведомственных программах и планах, разрабатываемых в целях реализации Антикоррупционного плана <12>.

<11> Утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
<12> Например, Приказом Росфиннадзора от 21.08.2012 N 343 утвержден План противодействия коррупции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов на 2012 - 2013 годы.

Перспективы развития госфинконтроля

Проработка программных документов, определяющих развитие системы госфинконтроля России, и отдельных итогов реализации мероприятий, ими предусмотренных, позволяет утверждать, что административная реформа в сфере контроля за государственными финансами далека от завершения и должна продолжиться по следующим направлениям:

<13> Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 137 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Анализ содержания мероприятий и этапов административной реформы показывает, что в России происходит преобразование госуправления и деятельности госаппарата, в том числе системы госфинконтроля. Исследование программных документов, в которых содержатся элементы государственной политики по преобразованиям в сфере управления и контроля государственных финансов, позволяет сделать вывод, что лишь небольшая часть мероприятий административной реформы нашла практическую реализацию в развитии системы госфинконтроля. Между тем приоритетные направления политики государства в сфере контроля за государственными финансами определены и перспективы их развития обозначены.

С.П.Сперанская

Федеральный инспектор

департамента по вопросам

экономической и социальной политики

аппарата полномочного представителя

Президента РФ в ПФО