Мудрый Экономист

Проверка назначения компенсационных и стимулирующих выплат

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2013, N 2

При разработке положения о выплатах стимулирующего характера преследуется цель усилить материальную заинтересованность работников в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных задач, повысить качество трудового процесса. О том, какие моменты следует учесть при разработке положения, какие нарушения выявляются проверяющими в ходе проверки правомерности назначения учреждением своим работникам компенсационных и стимулирующих выплат, мы поговорим в этой статье.

Согласно нормам ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат устанавливается соответствующими нормативными актами. Так, Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822). Перечень видов работ, при выполнении которых производятся компенсационные выплаты работникам учреждений образования за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 N 173. Перечень компенсационных выплат медицинским работникам учреждений здравоохранения муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области приведен в Постановлении главы Люберецкого муниципального района МО от 31.07.2007 N 1582-ПГ. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения устанавливают во внутренних локальных актах перечень и размер компенсационных и стимулирующих выплат, производящихся в отношении своих работников, исходя из норм законодательного акта, который имеет юридическую силу в отношении данного учреждения.

Что делают ревизоры, приходя на проверку? В первую очередь они проверяют, соответствуют ли производимые учреждением компенсационные выплаты, установленные во внутреннем локальном акте, перечню, приведенному в нормативных актах. Стоит заметить, что наиболее распространенным нарушением в назначении компенсационных выплат является установление работнику учреждения выплат, не соответствующих нормативному акту. Например, проверяющие выяснили, что учреждение в качестве компенсационной выплаты производило доплату за профессиональное мастерство высококвалифицированным специалистам при заключении контракта не менее чем на три года. Единственным условием установления этой доплаты является заключение контракта не менее чем на три года. Порядок и критерии оценки профессионального мастерства специалистов учреждением установлены не были. При этом в должностных окладах уже учтена квалификация специалистов. Данная выплата не является компенсационной, поскольку ее природа не отвечает требованиям ст. 129 ТК РФ. Напомним, что согласно положениям этой статьи такая выплата производится за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и т.п. Приказом N 822 (применяется в отношении федеральных государственных учреждений) к выплатам компенсационного характера отнесены:

На территории субъектов и муниципальных образований, в том числе субъекта проверяемого учреждения, нормативными актами устанавливаются подобные виды компенсационных выплат. Следовательно, доплата за продолжительность контракта не является такой выплатой. К стимулирующим выплатам эту доплату тоже отнести нельзя. Следовательно, учреждение осуществляло неправомерные выплаты.

Содержание Положения о компенсационных и стимулирующих выплатах

В отношении разработки внутренних локальных актов следует заметить, что перечень и порядок совершения компенсационных и стимулирующих выплат в учреждении содержатся либо в положении об оплате труда, и в этом случае оно называется "Положение об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах", либо в отдельном положении о компенсационных и стимулирующих выплатах работникам. Решение о том, будет в отношении данных выплат разработано отдельное положение либо достаточно положения об оплате труда, принимается учреждением самостоятельно.

Положение о компенсационных и стимулирующих выплатах включает в себя следующие разделы.

Общие положения. В этом разделе указывается, в соответствии с каким нормативным актом было разработано данное положение, на кого оно распространяется, как устанавливаются размеры выплат и др.

Выплаты компенсационного характера. В этом разделе приводится перечень данных выплат, указывается, какой категории работников и в каком размере они производятся. Например, может быть указано: "Выплаты компенсационного характера устанавливаются в форме доплат или повышающего коэффициента к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы. Для руководителей и специалистов выплаты компенсационного характера устанавливаются с учетом повышающего коэффициента за квалификацию, для рабочих - с учетом повышающего коэффициента за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются по основной работе и работе, осуществляемой по совместительству.

Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ.

 Перечень категорий работников и видов работ 
 Размер доплаты в процентах
к должностному окладу
(ставке заработной платы)
Выплаты работникам, занятым на тяжелых       
работах, работах с вредными и (или) опасными
и иными особыми условиями труда (лаборантам,
рабочим по комплексному обслуживанию
и ремонту зданий)
10                         
Выплаты работникам (сторожам) за работу      
в ночное время за каждый час работы в ночное
время (в период с 22 часов до 6 часов)
(ст. 154 ТК РФ)
15                         

Выплаты работникам при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных:

  1. доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при совмещении им профессий (должностей) в соответствии со ст. 151 ТК РФ. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы;
  2. доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зон обслуживания в соответствии со ст. 151 ТК РФ. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы;
  3. доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором в соответствии со ст. 151 ТК РФ. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы".

Выплаты стимулирующего характера. В рамках данного раздела устанавливаются виды стимулирующих выплат, их размер и категории работников, которым эти выплаты производятся. Например, в разделе может присутствовать следующая информация.

"Работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в виде надбавок или повышающего коэффициента к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

Размер выплат по повышающему коэффициенту определяется путем умножения размера должностного оклада, ставки заработной платы на повышающий коэффициент.

Применение повышающих коэффициентов не образует нового должностного оклада и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, за исключением повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, образование, за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ, которые учитываются при определении размера компенсационных выплат..."

Критерии оценки эффективности, результативности и качества работы. В зависимости от особенностей деятельности учреждения разрабатывают свои критерии. Например, в этом разделе положения может быть установлено следующее.

"Наличие позитивной динамики учебных достижений обучающихся (уровня и качества освоения учащимися учебных программ) - до 20%.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе - до 20%.

Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах и занятие призовых мест - до 20%.

Положение о компенсационных и стимулирующих выплатах утверждается руководителем учреждения и согласовывается с учредителем.

Результаты проверки назначения компенсационных и стимулирующих выплат

В этом подразделе статьи познакомимся с результатом одной проверки. В проверяемом учреждении разработано отдельное положение о компенсационных и стимулирующих выплатах. Оно утверждено руководителем и согласовано с учредителем. Положение предусматривает 13 видов компенсационных и 6 видов стимулирующих выплат. При проверке правильности, обоснованности, правомерности установления и выплаты доплат и надбавок практически по всем выплатам выявлены нарушения и недостатки.

Доплата за работу с вредными и опасными условиями труда производится по перечню должностей, утвержденному руководителем учреждения по согласованию с председателем профсоюзного комитета. При этом аттестация рабочих мест не проводилась.

Согласно нормам ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Данный Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. На основании п. 3 этого Порядка результаты аттестации используются, в частности, в целях:

Таким образом, аттестацией должно быть подтверждено, что работник действительно занят на работах с вредными и опасными условиями труда, вследствие чего ему может быть произведена дополнительная выплата.

Как было установлено проверкой, порядок выплат стимулирующих надбавок и доплат в учреждении не соблюдается: созданная для подведения итогов выполнения показателей эффективности работы сотрудников учреждения комиссия не работает, баллы не подсчитываются, фонд стимулирования не рассчитывается.

При проверке трудовых книжек на предмет правильности исчисления стажа непрерывной работы, приказов на установление надбавки выявлено два случая неправомерного установления и выплаты надбавки за стаж непрерывной работы в учреждениях. В положении о компенсационных и стимулирующих выплатах в проверяемом учреждении было установлено следующее. Выплаты стимулирующего характера включают в себя:

Выплаты за стаж непрерывной работы включают в себя выплату, производимую работнику в зависимости от его стажа работы по специальности:

Как выявила проверка, сотрудникам были произведены выплаты в размере 30% от оклада, тогда как их непрерывный трудовой стаж составлял менее 10 лет.

Стимулирующие выплаты и их размер не были отражены в трудовых договорах с работниками. Согласно нормам ст. 57 ТК РФ в трудовой договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Т.Обухова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"