Мудрый Экономист

Земельный налог и учреждения силовых министерств и ведомств

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4

1 января 2013 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Рассмотрим, какие учреждения будут вынуждены теперь платить земельный налог, а также особенности начисления и уплаты этого налога.

Какие силовые министерства и ведомства должны платить земельный налог?

Утратил силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, согласно которому не признавались объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Следовательно, с 01.01.2013 эта категория земель облагается налогом на землю.

К сведению. Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Как и прежде, не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

Кроме того, по-прежнему освобождены от налогообложения (п. 1 ст. 395 НК РФ) организации и учреждения УИС Минюста - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Обратите внимание! На основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Например, Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" освобождает от обложения земельным налогом казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" освобождает от уплаты земельного налога все казенные учреждения, созданные в Санкт-Петербурге.

Таким образом, те учреждения силовых министерств и ведомств, чьи земельные участки признаются ограниченными в обороте и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не освобождены от уплаты земельного налога, с 2013 г. должны платить этот налог.

Рассмотрим, как начислять и платить земельный налог в соответствии с НК РФ.

Налоговый и отчетные периоды

Статьей 393 НК РФ установлено, что по земельному налогу налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами являются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не определять отчетный период при установлении налога.

Налоговая база

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, ст. 391 НК РФ).

Учреждения должны определить налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).

К сведению. Территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете (Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков").

Налоговая ставка

Налоговая ставка для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не может превышать 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Исчисление налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога исчисляется учреждениями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Обратите внимание! Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).

Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 0,1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 5 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2013 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2013 г.

Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 1250 руб. (5 000 000 руб. x 0,1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 1250 руб. ((5 000 000 руб. x 0,1%) - (1250 руб. x 3 кв.)).

В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа - за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.03.2013. Ставка земельного налога определена в размере 0,2%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2013 составила 4 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за II квартал 2013 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((3 / 6) мес.). Сумма авансового платежа за II квартал 2013 г. составит 1000 руб. (4 000 000 руб. x 0,2% x 1/4 x 0,5).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Налоговая декларация по земельному налогу

По истечении налогового периода необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (далее - Порядок заполнения).

В частности, в состав декларации включаются (п. 1.2 Порядка заполнения):

Пунктом 2.13 Порядка заполнения установлено, что учреждения в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, представляют декларацию в налоговый орган.

Для заполнения декларации применяются справочники согласно Приложениям к Порядку заполнения (п. 1.3 Порядка заполнения):

 3 
 0 
 2 
 2 
 4 
 0 
 0 
 / 
 0
 0
 0
 2
 0
 0
 0 
 3 
 1 
 5 
 . 
 1 

Следует заметить, что требования к заполнению декларации по земельному налогу в целом такие же, как и для других машиночитаемых форм деклараций (например, для налога на прибыль организаций).

Например, все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля (п. 2.2 Порядка заполнения).

Страницы декларации имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов, приложений к декларации, подтверждающих документов или их копий. Порядковый номер страницы записывается в определенном для нумерации поле слева направо начиная с первого (левого) знако-места (п. 2.3 Порядка заполнения). Показатель номера страницы (поле "Стр."), имеющий три знако-места, записывается следующим образом: для первой страницы - "001", для 33-й - "033".

При заполнении декларации не допускается:

Декларацию можно заполнять чернилами черного, фиолетового или синего цвета.

Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.

Каждому показателю декларации в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знако-мест. В каждом поле указывается только один показатель (п. 2.4 Порядка заполнения).

Бюджетный учет начисления и уплаты налога

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации <1> расходы на уплату земельного налога осуществляются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бюджетном учете на счете 1 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу".

В соответствии с Инструкцией N 162н <2> операции по начислению и уплате земельного налога отражаются следующими бухгалтерскими записями:

               Содержание операции              
    Дебет   
   Кредит
 Получены лимиты бюджетных обязательств для     
уплаты налога
1 501 15 290
1 501 13 290
 Начислен налог на землю                        
1 401 20 290
1 303 13 730
 Принято бюджетное обязательство по уплате      
налога
1 501 13 290
1 502 11 290
 Принято денежное обязательство по уплате налога
1 502 11 290
1 502 12 290
 Перечислен налог в бюджет                      
1 303 13 830
1 304 05 290
<2> Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

О.Фурагина

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"