Мудрый Экономист

Бухгалтерский учет доходов, получаемых учреждением в форме субсидий

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

В нашу редакцию часто поступают вопросы следующего содержания: если бюджетное учреждение получает субсидии (на выполнение задания учредителя и на иные цели, установленные учредителем), как в бухгалтерском учете следует отражать доходы, получаемые учреждением в такой форме (когда отчет об использовании субсидий утвержден учредителем или когда денежные средства получены)? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском учете поступления и перечисления в доход бюджета неиспользованного остатка субсидий, вы найдете в настоящей статье.

Согласно нормам п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также целевые субсидии на иные цели. Объем и условия предоставления субсидий из бюджета РФ, субъекта РФ, муниципального образования определяются Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ или муниципального образования, являющимся учредителем.

В бухгалтерском учете начисление доходов в форме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается записью (п. 93 Инструкции N 174н <1>):

Дебет счета 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

<1> Утверждена Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

В свою очередь, начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели, проводкой:

Дебет счета 5 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 5 401 10 180 "Прочие доходы".

То есть исходя из положений п. 93 Инструкции N 174н доходы в форме субсидий на иные цели отражаются в бухгалтерском учете только тогда, когда расходы учреждения подтверждены отчетом. В отношении субсидий на выполнение задания учредителя таких указаний п. 93 Инструкции N 174н не содержит. В то же время некоторые специалисты считают, что субсидии, получаемые учреждением, должны отражаться по дебету счета 205 00 000 "Расчеты по доходам" в случае, если расходы, произведенные учреждением за счет этих средств, подтверждены отчетом, согласованным с учредителем.

Для ответа на вопрос о моменте принятия к учету сумм субсидий обратимся к Письму Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164 (далее - Письмо N 02-06-07/11164). В нем Минфин обращает внимание на то, что для предоставления учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели между учреждением и учредителем заключается соглашение <2>. В этом случае учредитель в бюджетном учете отражает принятие бюджетных обязательств на соответствующий год в сумме заключенных соглашений. Если в нормативных актах не установлена обязанность заключения соглашений между учредителем и учреждением на выделение субсидий на иные цели, бюджетные обязательства на выделение данных субсидий учредителем принимаются к учету в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год до учреждения.

<2> Необходимость заключения соглашения между учредителем и учреждением о предоставлении последнему субсидий устанавливается в соответствующих нормативных актах. В качестве примера таких документов можно привести Постановление администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 N 505 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели", Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2012 N 25-р "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным учреждениям и государственным автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по здравоохранению" и др.

Отражение поступления субсидий в бухгалтерском учете

Как в бухгалтерском учете учредителя и учреждения отражается доведение сумм субсидии, рассмотрим на примерах. Корреспонденция счетов приведена согласно разъяснениям, содержащимся в вышеназванном Письме.

Пример 1. Между учредителем и подведомственным учреждением заключено соглашение на 2013 г. о выделении последнему суммы субсидии на выполнение государственного задания в этом же году в размере 4 500 000 руб. Субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема субсидии. В январе 2013 г. учредитель перечислил учреждению субсидию в размере 1 125 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения предоставление суммы субсидии нужно отразить так:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
                    Операции, совершаемые учредителем                    
Утверждены лимиты бюджетных         
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения на
предоставление ему субсидии на
выполнение государственного
(муниципального) задания
1 501 12 241
1 501 13 241
 4 500 000
Приняты бюджетные обязательства в   
сумме соглашения
1 501 13 241
1 502 11 241
 4 500 000
Перечислена часть субсидии на       
2013 г.:
- приняты расходы на перечисление   
субсидии
1 401 20 241
1 302 41 730
 1 125 000
- приняты денежные обязательства    
1 502 11 241
1 502 12 241
 1 125 000
- перечислена субсидия на счет      
учреждения
1 302 41 830
1 304 05 241
 1 125 000
                    Операции, совершаемые учреждением                    
Отражена на счетах санкционирования 
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидии на
выполнение задания учредителя
4 507 10 180
4 504 10 180
 4 500 000
Начислены доходы от получения       
субсидии на выполнение
государственного задания на
основании условий заключенного
договора
4 205 81 560
4 401 10 180
 4 500 000
Отражено поступление денежных       
средств в форме субсидии на счет
учреждения
4 201 11 510
4 205 81 660
 1 125 000
Отражено поступление денежных       
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
4 508 10 180
4 507 10 180
 1 125 000

Таким образом, из представленной корреспонденции счетов (соответствующей бухгалтерским записям, приведенным в Письме N 02-06-07/11164) следует, что доход в форме субсидий на выполнение задания учредителя начисляется в момент заключения соглашения между учредителем и учреждением в объеме субсидии, предоставляемой учреждению на год.

Несколько иначе отражаются операции по предоставлению субсидий на иные цели. Рассмотрим на примере.

Пример 2. В соответствии с соглашением, заключенным на 2013 г., учредитель предоставляет учреждению субсидию на иные цели в размере 1 500 000 руб. на приобретение особо ценного движимого имущества. В соглашении указано, что субсидия будет перечисляться учреждению ежеквартально равными долями. В I квартале ее сумма составила 375 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения перечисление субсидии будет иметь следующий вид:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
                    Операции, совершаемые учредителем                    
Утверждены лимиты бюджетных         
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения
на предоставление ему субсидии
на иные цели
1 501 12 241
1 501 13 241
 1 500 000
Приняты бюджетные обязательства     
в размере объема, утвержденного
в соглашении
1 501 13 241
1 502 11 241
 1 500 000
Приняты денежные обязательства      
в размере перечисляемой
подведомственному учреждению части
субсидии
1 502 11 241
1 502 12 241
   375 000
Отражено перечисление части субсидии
в бухгалтерском учете
1 206 41 560
1 304 05 241
   375 000
                    Операции, совершаемые учреждением                    
Отражена на счетах санкционирования 
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидий на
иные цели
5 507 10 180
5 504 10 180
 1 500 000
Отражено поступление денежных       
средств в форме субсидии на счет
учреждения
5 201 11 510
5 205 81 660
   375 000
Отражено поступление денежных       
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
5 508 10 180
5 507 10 180
   375 000

О суммах израсходованных субсидий учреждение составляет отчет, который направляет учредителю. После подтверждения произведенных учреждением расходов учредителем сумма полученных субсидий (доход) отражается в бухгалтерском учете учреждения, а в учете учредителя данные суммы отражаются на счетах бухгалтерского учета в составе расходов следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
                    Операции, совершаемые учредителем                    
Приняты в состав расходов           
предоставленные подведомственному
учреждению субсидии, направление
расходов по которым подтверждено
отчетом
1 401 20 241
1 302 41 730
  375 000 
Произведен зачет перечисленного     
объема субсидии, отраженного
как аванс
1 302 41 830
1 206 41 660
  375 000 
                    Операции, совершаемые учреждением                    
Начислены доходы от получения       
субсидии на иные цели на основании
принятого учредителем отчета
о направлении расходования субсидии
5 205 81 560
5 401 10 180
  375 000 

Возврат неиспользованных остатков субсидий

Согласно нормам п. п. 17, 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <3> не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденному в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган, осуществляющий полномочия учредителя), с учетом требований, установленных Минфином России (Письмо от 11.01.2013 N 02-13-10/28).

С учетом того, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение данной субсидии в объеме не использованных на начало очередного финансового года остатков противоречит законодательству РФ.

Вместе с тем Минфин рекомендует органам, осуществляющим полномочия учредителя учреждений, провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года (в том числе проверить своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т.д.).

Что касается остатков целевых субсидий (субсидий, которые выделены учреждению согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), они подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки средств могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели на основании решения соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий при отсутствии потребности в направлении их на те же цели в следующем финансовом году устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, предусмотренных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям".

Рассмотрим на примере, как учитывается возврат неиспользованной субсидии.

Пример 3. У бюджетного учреждения по состоянию на 31 декабря 2013 г. остаток неиспользованной целевой субсидии составил 20 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета 10 января 2014 г.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения и учредителя перечисление остатков неиспользованных сумм субсидий отражается следующей корреспонденцией счетов:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
                    Операции, совершаемые учреждением                    
Возврат не использованного          
учреждением остатка целевой субсидии
5 205 81 560
5 201 11 610
  20 000  
                    Операции, совершаемые учредителем                    
Поступление средств от возврата     
целевой субсидии, если операция была
совершена в следующем году <*>:
- начислена сумма дохода в виде     
субсидии прошлого года;
1 205 81 560
1 206 41 660
  20 000  
- фактическое поступление денежных  
средств
1 210 02 180
1 205 81 660
  20 000  
<*> В случае если возврат субсидии будет осуществляться в текущем финансовом году (согласно условиям примера в 2013 г.), операция, отражающая поступление от возврата неиспользованного остатка целевых субсидий, будет выглядеть так:

Дебет счета 1 304 05 241 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям"

Кредит счета 1 206 41 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"