Мудрый Экономист

Можно ли выбрать строительного подрядчика?

"Руководитель бюджетной организации", 2013, N 5

Ответ на вопрос, вынесенный в название статьи, кажется однозначным: конечно же, нет! Закон N 94-ФЗ <1> категорически запрещает распоряжаться бюджетными средствами свыше 100 тыс. руб. <2> в квартал без объявления запроса котировок или проведения открытого аукциона <3>. Но не торопитесь, уважаемые читатели, делать однозначные выводы. Практика показывает, что в некоторых ситуациях повлиять на выбор строительного подрядчика вполне возможно, а иногда даже очень нужно.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<2> Предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами установлен Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У.
<3> Пункт 14 ст. 55 гл. 6 Закона N 94-ФЗ.

Когда подрядчиков нет

Наиболее распространенная ситуация - минимальная смета на ремонт удаленной районной школы на сумму от 101 до 200 тыс. руб. Если исходить из финансовых интересов подрядчика, строительные работы условно можно поделить на дорогие и дешевые. Когда ремонт производится в комплексе, значительная прибыль от дорогих работ, например от установки пластиковых окон или монтажа реечного подвесного потолка, нивелируется незначительным убытком от малярно-штукатурных работ. В итоге начальная максимально возможная цена для строительных организаций включает приблизительно 30 - 35% наценки, которая в результате торгов снижается для победителя приблизительно до 20%. Если привести пример в цифрах, при проведении комплексного ремонта сметной стоимостью в 200 тыс. руб. (в том числе НДС - 18%) при уровне наценки 20% у подрядчика останется: 200 000 x 100 / 118 = 169 491,52 руб. (без НДС).

Составим несложную пропорцию: 169 491,52 руб. относится к 120% (себестоимость 100% + наценка 20%), как X руб. (сумма наценки) к 20%. Получаем: 169 491,52 руб. x 20% / 120% = 28 248,59 руб. (как мы уже говорили, это сумма наценки).

Реально уровень наценки может быть еще ниже, если в данную смету включить только дешевые работы, а также учесть тот факт, что подрядчику придется дополнительно компенсировать транспортные расходы. Школа расположена далеко, поэтому загрузка транспорта и затраты на горюче-смазочные материалы будут относительно высокими. Не стоит забывать, что и рабочие "не прилетят" на работу в удаленную местность. В зависимости от ситуации им придется либо снимать квартиру, либо оплачивать проживание в гостинице, либо компенсировать ежедневный проезд к месту работы и обратно.

К сведению. В сметной документации транспортные расходы усредняются. То есть если объект расположен близко к полигону строительного мусора и базам поставки строительных материалов, подрядчик получает дополнительную прибыль, если далеко от них - убыток.

С вычетом косвенных затрат, которые не ложатся на себестоимость, и уплатой налога на прибыль от наценки останется не более 10 - 15 тыс. руб. Будет ли на данное предложение шквал котировочных заявок? Ответ очевиден. Вот и приходится руководителям таких бюджетных учреждений после безуспешных попыток провести котировку в связи с отсутствием желающих обивать пороги различных кабинетов с просьбой разрешить выполнение работ без конкурса по максимально возможной цене. Другой, не менее сложной, задачей станет поиск подрядчика, который согласится выполнять работу с минимальным уровнем дохода и максимальным уровнем ответственности. В школе учатся дети, поэтому "проводить эксперименты" с дешевыми, но некачественными строительными материалами запрещено. Такие компоненты строительства могут быть токсичными, причем не только при горении, не соответствовать другим параметрам безопасности, представлять угрозу жизни и здоровью учеников и учителей. Подавляющее большинство руководителей строительных фирм полностью поддерживают ориентацию на безопасность (причем не только из этических соображений - при наступлении несчастного случая их могут привлечь к уголовной ответственности за применение некачественных материалов). Поэтому большинство подрядчиков предпочтет отказаться от такого заказа, чем работать с максимальным уровнем чистой прибыли в 5 - 8% от 200 тыс. руб. Другая реальная возможность хоть что-то заработать для подрядчиков - "минимизировать" оплату трудовым мигрантам. Тут удаленность школы является преимуществом. Даже если у иностранных работников документы (регистрация и разрешение на работу) в порядке, любая проверка - это стресс. Для такой категории строителей чем меньше на объекте посторонних глаз, тем лучше, поэтому и соглашаются они при наличии раскладушки, матраса, подушки, тарелки супа работать по 12 - 14 часов в день за 12 - 15 тыс. руб. в месяц. Для сравнения: средний ежемесячный размер зарплаты российского рабочего - 25 - 30 тыс. руб. Как видите, экономия при использовании труда мигрантов практически двукратная.

Привлечение таких специалистов подрядчиками неизбежно. Поэтому, уважаемые руководители бюджетных учреждений, в данном случае ваша основная задача - следить за качеством выполнения работ. Как видите, уровень и вид оплаты труда (работа оплачивается сдельно - то есть чем больший объем выполнен, тем больше денег начислено) и прочие сопутствующие факторы не способствуют использованию рабочих с высоким уровнем квалификации. Поэтому за трудовыми мигрантами нужен глаз да глаз. Высокого уровня качества добиться все равно вряд ли удастся, но сделать так, чтобы через месяц вместе с краской не отлетела штукатурка, не отклеились обои, не затрещала плитка, вполне возможно.

Как привлечь подрядчиков

Резюмируя вышеизложенное, акцентируем внимание читателей на следующих фактах.

Вы можете снизить вероятность наступления ситуации, когда нет претендентов на выполнение работ или услуг, если каждая смета будет включать как дорогие, так и дешевые виды работ. Минимальные ограничения - это другое условие привлечения большего количества подрядчиков. Что такое минимальные ограничения? К примеру, наличие у подрядчика членства в СРО (саморегулируемых организациях) стоит запрашивать только в тех случаях и при проведении таких видов работ, которые строго регламентированы законодательством <4>. Однако в бюджетных учреждениях иногда ответственные сотрудники либо себя перестраховывают, либо просто ленятся переделывать "рыбу документации". Стояло при предыдущем капитальном ремонте в качестве обязательного условия членство подрядчика в СРО, так пусть данное требование останется и в документации на текущий ремонт - желающие все равно найдутся. Стоит отметить, что, хотя такое поведение заказчика незаконно, жаловаться на него в контролирующие органы подрядчики будут только в исключительных случаях. Ведь выгода минимальна. Ужесточая требования, руководитель образовательного учреждения в первую очередь наказывает сам себя.

<4> Согласно п. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам. Перечень работ утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624.

Значительное снижение начальной цены органами первичного контроля - тенденция очень опасная, так как количество претендентов на выполнение работ обратно пропорционально уровню снижения начальной максимальной цены. Например, государственное предприятие Нижегородской области ГУ "Нижегород-смета" урезает представляемые для проверки сметы в среднем на 20 - 30%, заменяя более дорогие территориальные единичные расценки (ТЕРр <5>) на ремонтно-строительные работы на более дешевые. Если смета секвестрирована несильно, подрядчики сами определят тот предел, на который можно будет опуститься. Авторы считают, что надо свести к минимуму ограничение влияния государственных органов на "плановое" урезание сметной документации - рынок все отрегулирует сам.

<5> Территориальные сметные нормативы. Территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЕРр) предназначены для определения затрат при выполнении ремонтно-строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ.

Кроме обязательного размещения информации на всероссийском сайте государственных закупок (zakupki.gov.ru) следует параллельно проинформировать максимальное число потенциальных претендентов через другие ресурсы: сайты Интернета, прессу, телевидение, радио. Расширенное информирование даст возможность привлечь ту категорию потенциальных подрядчиков, которая не занимается выполнением бюджетных заказов на постоянной основе. Единственное ограничение - процедура государственных закупок должна проводиться в форме запроса котировок, так как без первоначальной подготовки (получения электронно-цифровой подписи, регистрации на ЭТП) подрядчикам невозможно участвовать в открытых электронных аукционах. Обратите внимание, что затраты на дополнительную рекламу не должны быть значительными, поэтому придерживайтесь принципа "все хорошо в меру".

Идет охота на заказ

Существует и другая крайность - слишком большое количество претендентов. Наиболее типичный пример - открытый электронный аукцион на проведение комплексного (разнопланового) капитального ремонта лечебного учреждения, расположенного в крупном городе, на сумму от 3 до 10 млн руб. Максимальный уровень обеспечения заявки составляет не более 5% начальной максимальной цены, что доступно практически для любой строительной фирмы. Возможная прибыль в относительном выражении (процентах) пусть будет и незначительна, но в абсолютном выражении (рублях) составит вполне приличную сумму. К тому же такие аукционы - "лакомая приманка" для легальных строительных аферистов, которые будут снижать цену до победного конца. Их основная цель - выбить с площадки всех остальных конкурентов, чтобы затем на недостающую сумму предъявить руководителю бюджетного учреждения внушительный список дополнительных работ. Как видите, складывается очень щекотливая ситуация. Законными способами отстранить таких игроков практически невозможно. Жалобы в антимонопольный комитет, который исполняет роль контролирующего органа, от них поступят незамедлительно. Более того, вся информация о таких строительных компаниях при рассмотрении первых частей заявок скрыта под четким порядковым номером, поэтому разбираться, кто есть кто, аукционная комиссия сможет уже только после проведенного аукциона при рассмотрении вторых частей заявок. Если формально права таких "горе-строителей" были нарушены, аукцион отложат, чтобы потом провести данное мероприятие, но уже с непосредственным участием "обиженных подрядчиков" в процедуре самих торгов. Если все же допустить таких исполнителей к выполнению обязательств, руководителю учреждения придется готовиться к долгим судебным тяжбам. Вероятность многомесячного, а иногда и многолетнего судебного разбирательства в трех инстанциях (арбитраж, апелляция, кассация) будет значительно выше 50%. Мы ничуть не гиперболизируем. В компаниях, занимающихся не зарабатыванием, а отсуживанием денег, работают юристы высочайшего класса, которые без доли сомнения успешно доказывают в российских судах, что "черное - это белое", результаты одной "условно честной" строительно-технической экспертизы, произведенной с минимальным формальным нарушением, ничтожны по сравнению с результатами альтернативного "условно нечестного" экспертного заключения. В масштабах страны юридическая безграмотность ответственных сотрудников бюджетных учреждений и наличие "новоявленных авантюристов" приводит к катастрофическим последствиям.

Бюджетные учреждения (их части или подразделения) вынуждены работать в условиях постоянного незавершенного ремонта. С одной стороны, до заключения экспертов и решения суда ничего нельзя трогать, нельзя продолжать работы. С другой - контролирующие органы (санитарно-эпидемиологическая служба, пожарная инспекция, Роспотребнадзор, административно-техническая инспекция) выписывают существенные штрафы, а иногда и вовсе запрещают работать до устранения недостатков. Им доводы о судах, экспертизах неинтересны по определению, у них свои требования, свое начальство и свои инструкции. На первый раз выпишут 30 тыс. руб. штрафа на учреждение, 5 тыс. руб. руководителю, 2 тыс. руб. главному инженеру. Если нарушения не будут устранены в регламентируемый срок, фискальные санкции будут еще строже. Альтернатива - временное приостановление деятельности.

Бюджетные учреждения потеряют часть средств от платных услуг. Что это значит? Наверное, никто из вас, уважаемые читатели, не захочет в полной мере или вообще не захочет оплачивать процедуры, которые проводятся в помещениях, где, например, на голову время от времени сыплется побелка. Если такие процедуры проводят за счет фонда ОМС, то есть бесплатно для пациентов, это еще куда ни шло. Но если пациент вынужден отдавать за услугу свои сбережения, ему, конечно же, хочется получить услугу максимального качества. Комфорт в понятие качества тоже входит, поскольку это не только удобство, но и своего рода гарантия качества лечения. Если комфорта нет, в большинстве случаев пациенты будут искать альтернативные, "менее подозрительные" места лечения. Отсутствие собственных денег для лечебного учреждения - это отсутствие нового оборудования, премий для сотрудников, соразмерное уменьшение всех прочих статей затрат, финансируемых со специальных счетов.

Следует также учитывать психологический дискомфорт сотрудников и посетителей, вынужденных находиться в недоотремонтированных помещениях.

Руководителю учреждения нужно запланировать и постоянные отвлечения части сотрудников (руководителей, юристов, ответственных сотрудников) на судебные заседания. Если суд первой инстанции обычно находится не очень далеко от мест расположения объекта (в пределах одной области), для посещения более отдаленных апелляционных и кассационных инстанций, как правило, требуется потратить массу времени, сил и средств.

Как бороться с "горе-подрядчиками"

Можно еще долго описывать проблемы, доставляемые "горе-подрядчиками" руководителям бюджетных учреждений, но формат статьи существенно нас ограничивает. Скажем только, что приведенный список далеко не полный. Конечно, читателям гораздо интереснее узнать о законных и "относительно законных" методах борьбы с такими участниками размещения государственного заказа, поэтому от теории перейдем к практике.

Единственным максимально надежным способом защитить себя от последствий ремонта, выполненного "подрядчиками-бракоделами", является недопущение их к торгам. Если от количества претендентов нет отбоя, сократить их число можно максимально допустимым ужесточением финансовых требований к обеспечению заявок и государственных контрактов, а именно:

Официальную (легальную) банковскую гарантию для малоизвестных фирм с сомнительной репутацией получить сложно, а замораживать сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей на длительный срок в качестве обеспечительных мер под силу только крупным устойчивым компаниям. Но и в этом случае не исключены финансовые махинации со стороны подрядчика. Существует серьезная опасность, что невнимательностью сотрудников бюджетных организаций все-таки попытаются воспользоваться руководители строительных фирм, предоставив вместо реального обеспечения "набор красивых картинок", напечатанных на принтере. Электронно-цифровая площадка - это по большому счету "пересылочный узел", сотрудники которого не всегда дотошно интересуются содержанием прикрепленных файловых посланий. Если строительная фирма когда-нибудь получала официальную банковскую гарантию, ей очень просто сделать новый "комплект документов" с измененными суммами банковской гарантии, датами, сроками и т.д. и представить посредством ЭТП (электронной торговой площадки) заказчику скан-копии этих липовых документов.

Как проверить подлинность банковской гарантии

Если, уважаемые читатели, вы думаете, что достаточно просто позвонить в банк и узнать, легально ли обеспечение, вы глубоко заблуждаетесь.

Во-первых, банк, выдающий банковскую гарантию, может быть расположен на Курильских островах, а объект - в Калининграде. Расходы на телефонную связь окажутся весьма высоки, а иногда у исполнительного лица со стороны заказчика просто будет "выключена восьмерка". Так, для профилактики, чтобы родственникам на сотовые телефоны не названивали. Надо отметить, что копеечная экономия может повлечь многомиллионные убытки.

Во-вторых, телефонный номер (номера) могут просто не отвечать, либо по ним не скажут ничего важного. Подрядчик умышленно вместо телефона секретаря может указать телефон дежурного электрика, который абсолютно не интересуется, в какие сроки и на каких условиях выдавались банковские гарантии конкретным фирмам, и не знает, по какому телефону можно позвонить, чтобы это проверить.

В-третьих, в большинстве банков по телефону вам вообще не предоставят информацию, предложив отправить письменный запрос, рассматривать который будут в срок от трех до семи дней плюс временные затраты на доставку корреспонденции, так как после подписания проекта государственного контракта с подрядчиком уже заказчик жестко лимитирован во времени, проверять законность обеспечения ему просто некогда. Гораздо проще вставить флэш-карту в компьютер, подписать контракт и... спокойно заниматься другими делами. Самое интересное, что в ситуации, когда контракт выполнен штатно (без срывов, в сроки), никаких последствий ни для заказчика, ни для подрядчика представленные липовые банковские гарантии иметь не будут. Авторы считают, что в России не менее 15% всего объема банковских гарантий, предоставляемых под обеспечение государственных контрактов, липовые.

Ситуация с проверкой подлинности обеспечения кажется безнадежной? Это не так. Существует ряд мер, которые с определенной вероятностью помогут вывести авантюристов на чистую воду.

Если банковская гарантия кажется подозрительной, желательно:

<6> Официальный сайт Федерального казначейства - http://roskazna.ru/.

"Квесты" технического задания

Мы считаем, что еще одной мерой "естественного" отбора подрядчиков является составление "сложной" спецификации или технического задания. Это даст возможность крайне осложнить жизнь посредникам, которые из всего имущества и строительной техники имеют только стол, стул, компьютер и арендованный кабинет размером 2 x 3 м, а еще умеют грамотно составлять приложения к первой части электронной заявки. Если в компании нет специалистов строительного профиля, незначительные нюансы технических заданий будут непонятны. Если в приложении к первой части заявки со стороны потенциальных подрядчиков будут допущены даже минимальные формальные нарушения, в их адрес можно направить послание следующего содержания: "Отказать в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ: участником размещения заказа в составе первой части заявки не указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в соответствующих таблицах и приложениях к документации об открытом аукционе в электронной форме". Причем отказать можно на абсолютно законных основаниях. Тут главное не перестараться и не лишить возможности участвовать в процедуре государственных закупок добросовестных подрядчиков.

Пусть наше мнение расходится с мнением авторитетных специалистов, которые подготавливали основу для принятия Закона N 94-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", однако практика показывает: многие положения Закона нужно немедленно менять <7>. Эти предложения дают возможность неквалифицированным подрядным организациям выигрывать аукционы на проведение строительных работ с такой же легкостью, как и аукционы на поставку ластиков китайского производства. Все однотипно, унифицировано. Когда все решает цена, качественного выполнения работ добиться так же сложно, как вызвать дождь в Неваде. На данном же этапе, когда бюджетные учреждения вынуждены работать в рамках действующего законодательства, некоторые заказчики используют не совсем честные, но достаточно эффективные приемы, которые помогают отсеивать нежелательных участников. Да, иногда с водой они могут выплеснуть и ребенка - то есть не допустить к участию честных, но незнакомых подрядчиков. Мы считаем, что, если скрупулезно проанализировать заявки, размещенные на портале госуслуг, можно выявить множество ошибок. Причем большинство таких ошибок отнюдь не случайны. Это хитро расставленные ловушки, помогающие отсеять непрофессионалов.

<7> 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Только с этого момента Закон N 94-ФЗ признается утратившим силу.

Конечно, противозаконно составлять техническую документацию под конкретного победителя, чтобы, исключив максимально возможное количество претендентов-соискателей, добиться минимального снижения цены. Аукцион должен проходить в открытой, честной борьбе, но только среди профессионалов. Компании-посредники, которые не способны качественно вести строительные работы (практически нет финансовой выгоды), будут либо уводить строительный процесс в коридоры судов, либо "сочинять" дополнительные работы, вытягивая из заказчика деньги, либо пытаться исправлять строительные промашки путем щедрых подарков и подношений. Таких участников желательно вообще не допускать к торгам. И единственный законный способ их отстранения - выявление ошибок, допущенных ими при составлении заявки. Вот поэтому некоторые заказчики как бы "программируют" такие ошибки, допуская их в техзадании. Допустим, человек не разбирается в химии, а в восьмизначной формуле требуемого реагента (для расчистки дорог от снега) пропущена маленькая двоечка, указывающая валентность, после чего эта формула перекочевала в заявку с заложенной в ней ошибкой - и вот он, законный повод для категоричного отказа. Нет такой формулы, и точка!

Есть маленькая тонкость. Любой подрядчик, заметив ошибку, может отправить запрос для заказчика на электронную торговую площадку об уточнении условий документации. Но вероятность, что этот подрядчик заметит, скажем, отсутствие маленькой циферки, минимальна. Анализ техзаданий, да и наш собственный опыт работы как подрядчиков показывает, что заказчики, прекрасно понимая противоправность своих действий, используют данные меры по предотвращению допуска на объект "посторонних халтурщиков" с максимальной аккуратностью.

Если же заказчик уверен в своем подрядчике, он находит способ предупредить его о "расставленных сетях", например при визуальном осмотре объекта.

Следует признать, что описанный здесь прием - не новость и для подрядчиков. Зачастую их работа с техзаданием напоминает один из квестов, который надо пройти герою, обнаружив все хитро расставленные западни. Но такова жизнь, и это приходится учитывать. Например, такие меры протекционизма (защиты своих производителей) широко используют и государственные органы власти. В последнее время и руководители бюджетных учреждений, измученные долгой и затратной борьбой с халтурщиками, вынуждены осваивать данную методику, чтобы хоть как-то выбирать подрядчиков, поскольку они прекрасно понимают, что иначе придется в экстренном порядке осваивать профессию юриста.

Е.Я.Белоцерковский

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"

В.Е.Белоцерковская

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"