Бюджетный учет продовольствия в учреждениях системы мвд
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
В нашу редакцию пришло письмо читателя с просьбой рассказать о продовольственном обеспечении сотрудников ОВД, поскольку данная тема уже давно не освещалась на страницах журнала и законодательство РФ в части ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях претерпело изменения. Рассмотрим учет продовольствия в соответствии с нормами Инструкций N N 157н <1>, 162н <2>.
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Порядок продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников ОВД и иных категорий лиц в мирное время утвержден Приказом МВД России от 19.04.2010 N 292 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка объемы поставок продовольствия в структуре МВД предназначаются для обеспечения:
- отдельных категорий сотрудников ОВД и иных категорий лиц;
- штатных животных подразделений (организаций, учреждений) ОВД;
- граждан, имеющих право на обеспечение продовольствием из объемов закупок, произведенных МВД, за плату;
- создания и содержания установленных запасов продовольствия.
Обеспечение сотрудников ОВД, имеющих право на продовольственное обеспечение, осуществляется за счет средств федерального бюджета по Нормам продовольственных пайков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 РФ N 946, а также по нормам и рационам питания, установленным МВД (п. 5 Порядка).
Планирование и закупка продовольствия
В соответствии с п. 44 Порядка поставка продовольствия производится по государственным контрактам на поставку продовольствия, заключенным с поставщиками на конкурсной основе, и договорам в пределах выделяемых бюджетных ассигнований, в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ <3>. В силу норм ст. 10 данного Закона размещение государственного заказа на поставку продуктов питания может осуществляться:
- путем проведения торгов в виде конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется на одноименную группу товаров, и его размер не должен превышать в квартал 100 000 руб. (пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ).
Для справки. Для определения одноименности товаров, работ, услуг следует использовать Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков".
Контракты (договоры) на поставку продовольствия заключаются (п. 45 Порядка):
- УОМТО ДТ МВД - на продовольствие, закупаемое на федеральном уровне;
- органами снабжения - на продовольствие, закупаемое органами снабжения на региональном уровне, с поставкой на базы хранения и в ОВД, состоящие на обеспечении органа снабжения;
- ОВД - на потребность органа внутренних дел и приписанных к нему на обеспечение других подразделений ОВД.
Следует обратить внимание, что объемы осуществляемых закупок следует планировать исходя из (п. 43 Порядка):
- списочной численности личного состава на начало планируемого периода (например, на начало 2013 г.);
- нормы продовольственных пайков и их количества по каждой норме;
- организационных мероприятий, проведение которых предусматривается в планируемом периоде;
- установленных переходящих запасов продовольствия текущего обеспечения;
- фактического наличия продовольствия на начало планируемого периода;
- действующих нереализованных поставок по контрактам на 1-е число планируемого периода;
- извещений о централизованных поставках продовольствия.
О размере авансовых платежей в 2013 году по государственным контрактам
Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не установлен - в разумный срок после возникновения обязательства. На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. Таким образом, государственный контракт на поставку продовольствия может предусматривать размер аванса, установленный для федеральных казенных учреждений Правительством РФ на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пп. "а" п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 г. федеральное казенное учреждение при заключении договора на поставку продуктов питания вправе предусмотреть авансовые платежи в размере до 30% суммы договора.
Порядок получения продовольствия
Порядок получения продовольствия прописан в п. п. 53 - 57 Порядка. В соответствии с ним ОВД получает продовольствие от базы хранения ресурсов по наряду органа снабжения и доверенности ОВД, а от поставщиков - по товарной накладной и доверенности ОВД. Дни отпуска продовольствия с базы хранения ресурсов устанавливаются органом снабжения.
Передача продовольствия в пределах зоны деятельности органа снабжения из одного органа внутренних дел в другой производится на основании письменного разрешения органа снабжения.
Передача продовольствия из одного органа внутренних дел в другой, приписанных на снабжение к разным органам снабжения, производится с письменного разрешения УОМТО ДТ МВД.
В конце каждого квартала орган снабжения - получатель направляет в орган снабжения, выдавший продовольствие и имущество продовольственной службы, сверочную ведомость. Копия ведомости с взаимным подтверждением прилагается к продовольственному отчету, представляемому органами снабжения в вышестоящие инстанции МВД.
Сдача продовольствия ОВД на базу хранения ресурсов органа снабжения оформляется накладной и соответствующим актом приема-передачи. Недостача, обнаруженная в процессе приемки продуктов питания в пределах норм естественной убыли, производится в порядке, установленном законодательством РФ.
Отражение операций по поступлению продуктов питания
Основными нормативными документами, регламентирующими учет в казенных учреждениях, являются Инструкции N N 157н, 162н. Выделим основные моменты организации учета продуктов питания в казенных учреждениях МВД.
Учет материальных запасов в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, в соответствии с Инструкцией N 157н ведется на счете 105 00 "Материальные запасы". Для учета непосредственно продуктов питания используется счет 105 02 "Продукты питания" (п. п. 117, 118 Инструкции N 157н).
Пунктом 100 Инструкции N 157н установлено, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В свою очередь, фактическая стоимость продуктов питания включает в себя:
V суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
---------------------------------------------------------------------
V суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные,
посреднические услуги, связанные с приобретением продуктов питания;
---------------------------------------------------------------------
V таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением
продуктов питания;
---------------------------------------------------------------------
V суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку продуктов до места их
использования, включая страхование доставки (вместе - расходы на
доставку). Если в сопроводительном документе поставщика указано
несколько наименований продуктов питания, расходы на их доставку (в
рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости
каждого наименования в их общей стоимости;
---------------------------------------------------------------------
V суммы, уплачиваемые за доведение продуктов питания до состояния, в
котором они пригодны к использованию в запланированных целях
(подработку, сортировку, фасовку и улучшение технических
характеристик, не связанных с их использованием);
---------------------------------------------------------------------
V иные платежи, непосредственно связанные с приобретением продуктов
питания.
Следует обратить внимание, что, если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований товарных позиций (например, охлажденное мясо, колбаса, консервированное мясо (тушенка), свежемороженая рыба), расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования продуктов питания в их общей стоимости.
Пример 1. Согласно договору поставки в учреждение ежемесячно поставляются:
- охлажденная говядина - на сумму 230 000 руб.;
- охлажденная рыба минтай - 120 000 руб.
Общая стоимость составляет 350 000 руб. (230 000 + 120 000).
Расходы на доставку продуктов питания на склад составляют 22 800 руб.
Рассчитаем коэффициент для распределения стоимости расходов, он составит 6,51% ((22 800 руб. / 350 000 руб.) x 100%).
Распределение стоимости расходов на доставку на каждый вид продуктов питания будет следующим:
- говядина - 14 973 руб. (230 000 x 6,51%);
- свежемороженая рыба минтай - 7812 руб. (120 000 руб. x 6,51%).
При формировании фактической стоимости продуктов питания следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Формирование стоимости продуктов питания осуществляется с использованием счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" (п. 133 Инструкции N 157н). В случае если казенное учреждение не несет дополнительных расходов, связанных с приобретением данного вида товаров, расходы на оплату их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 02 "Продукты питания".
Рассмотрим на примере принятие к учету продуктов питания посредством их приобретения по безналичному расчету.
Пример 2. Казенное учреждение приобрело в апреле 2013 г. охлажденную говядину на сумму 154 000 руб. (в том числе НДС - 10%), свежемороженую рыбу на сумму 130 000 руб. (в том числе НДС - 10%).
Расходы на доставку составили 10 200 руб. (в том числе НДС - 18%). Оплата производилась в безналичном порядке за счет средств федерального бюджета. Счет учреждения обслуживается в ОФК.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Учтены расходы на приобретение | 1 106 34 340 | 1 302 34 730 | 284 000 |
Произведена оплата продуктов питания | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 284 000 |
Оплачены транспортные услуги | 1 302 22 830 | 1 304 05 222 | 10 200 |
Оприходованы продукты питания на | 1 105 32 340 | 1 106 34 340 | 294 200 |
Пример 3. В рамках централизованного снабжения казенное учреждение получило 30 апреля 2013 г. извещение (ф. 0504805) о направлении ему замороженной говядины на сумму 225 000 руб. от вышестоящей организации, уполномоченной на осуществление таких закупок. В учреждение продукты питания поступили 6 мая 2013 г. Государственным контрактом предусмотрено, что организация-поставщик направляет материальные ценности учреждениям-грузополучателям напрямую, минуя склад учреждения-заказчика.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Апрель 2013 г. | |||
На основании полученного извещения | 1 107 33 340 | 1 304 04 340 | 225 000 |
Май 2013 г. | |||
Поступила замороженная говядина | 1 105 32 340 | 1 107 33 440 | 225 000 |
Аналитический учет продуктов питания в учреждении ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), записи в которую вносятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца. Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованиям, сортам и количеству.
Организация питания сотрудников МВД
Согласно п. 6 Порядка продовольственное обеспечение лиц, находящихся на снабжении, осуществляется в форме организации питания по месту службы (учебы, работы, излечения или стационарного обследования, освидетельствования в медицинских учреждениях МВД). Лица, находящиеся на снабжении, зачисляются на продовольственное обеспечение приказом начальника ОВД.
Основаниями для зачисления на продовольственное обеспечение служат (п. 8 Порядка):
- аттестат на продовольствие и предписание либо иной другой из перечисленных ниже документов: командировочное удостоверение, отпускной билет, направление (путевка) на лечение, стационарное обследование, освидетельствование в медицинское учреждение;
- рапорт лица, находящегося на снабжении (старшего команды, командира (начальника) подразделения).
Порядок обеспечения питанием сотрудников ОВД изложен в разд. V Порядка. В нем, в частности, регламентировано, что питание организуется либо через столовые ОВД, либо через столовые общественного питания по общей раскладке продуктов по спискам, ежемесячно объявляемым приказом начальника ОВД.
Отражение операций по выбытию продуктов питания
Выдача продуктов питания со склада (кладовой) в производство (столовую) для организации питания сотрудников ОВД производится на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). Продукты питания списываются с учета бухгалтерской записью (п. 26 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 401 20 272 "Расходование материальных запасов"
Кредит счета 1 105 32 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".
Для справки. Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов осуществляется в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции N 157н).
Средняя фактическая стоимость материальных запасов определяется по каждой группе (виду) средств путем деления общей фактической стоимости группы (вида) на их количество, складывающейся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материалов (продуктов питания, кормов для животных) в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).
Установленный порядок определения стоимости продуктов питания (кормов для животных) при их выбытии в течение отчетного года для соответствующих групп (видов) средств не изменяется (п. 110 Инструкции N 157н).
Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании актов с отражением на расходы текущего финансового года (п. 111 Инструкции N 157н).
Кроме того, выбытие продуктов питания по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится на основании надлежаще оформленных актов с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года и одновременным предъявлением виновным лицам сумм причиненных ущербов, выбытие в результате потерь при чрезвычайных обстоятельствах - на основании надлежаще оформленных актов с отнесением на чрезвычайные расходы текущего финансового результата (п. п. 112, 113 Инструкции N 157н).
Рассмотрим несколько примеров по выбытию продуктов питания.
Пример 4. Казенное учреждение МВД для обеспечения питанием сотрудников приобрело за счет средств федерального бюджета продукты питания на сумму 150 000 руб. Продукты питания получены и оприходованы. Затем они переданы на кухню столовой согласно меню-требованиям. За месяц произведено списание продуктов питания, израсходованных для приготовления блюд, на сумму 100 000 руб.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Оприходованы на склад продукты | 1 105 32 340 | 1 302 34 730 | 150 000 |
Выданы продукты питания на кухню на | 1 105 32 340 | 1 105 32 730 | 100 000 |
Списаны израсходованные за месяц | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 100 000 |
Пример 5. В казенном учреждении МВД в ходе проведения инвентаризации продуктов питания, приобретенных за счет средств федерального бюджета, была выявлена недостача муки в количестве 5 кг на сумму 130 руб. Естественная убыль потери составила 1,5 кг. Фактическая стоимость 1 кг муки - 26 руб., рыночная стоимость - 29 руб. Виновным в недостаче лицом был признан кладовщик, он возместил сумму недостачи денежными средствами в кассу.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Отражено списание муки в пределах | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 39 |
Отражено списание муки сверх норм | 1 401 10 172 | 1 105 32 440 | 91 |
Отражена недостача муки по рыночной | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 101,5 |
Поступили в кассу денежные средства | 1 201 34 510 | 1 209 74 660 | 101,5 |
Напомним, что и в соответствии с п. 58 Порядка списание продовольствия за счет естественной убыли производится по нормам и в порядке, которые установлены законодательством РФ.
С.Валова
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"