Мудрый Экономист

Административный регламент роструда

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2013, N 5

Административный регламент <1> определяет порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами мероприятий по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В статье рассмотрим некоторые положения указанного Регламента, касающиеся порядка и сроков проведения Рострудом контрольных мероприятий.

<1> Административный регламент исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.

Планирование контрольных мероприятий

Планирование надзорных мероприятий в территориальных органах Роструда проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ <2>, Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Административного регламента и организационно-распорядительными документами Роструда.

<2> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 29 Административного регламента основанием для начала планирования надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, на предстоящий год является начало III квартала года, предшествующего плановому.

При формировании плана надзорных мероприятий уполномоченными должностными лицами Роструда в течение первого месяца III квартала года, предшествующего плановому, проводится анализ:

На основе проведенного анализа формируется проект плана основных надзорных мероприятий, в том числе предусматривающий проведение мероприятий по исполнению государственной функции в субъектах РФ и отраслях экономики с высоким уровнем выявленных нарушений трудового законодательства.

Напомним, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня:

Необходимо учитывать, что указанный перечень оснований для проведения плановых проверок является исчерпывающим и проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям не допускается.

Сформированный проект плана представляется на рассмотрение заместителю руководителя Роструда, после согласования с которым он вносится на утверждение руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда РФ.

Утвержденный руководителем Роструда план основных надзорных мероприятий направляется в территориальные органы Роструда для реализации не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. Руководитель территориального органа Роструда рассматривает проект ежегодного плана проверок и в срок до 1 сентября направляет его для рассмотрения в орган прокуратуры субъекта РФ.

Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября направляется в Роструд и в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет.

Внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией, прекращением деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Сведения о внесенных в ежегодный план проверок изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет.

В соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ контрольные мероприятия, проводимые Рострудом, подразделяются на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.

Плановые проверки

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) контрольного органа, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Заметим, что проведение проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, результаты которых не могут являться доказательством нарушения обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора по заявлению проверяемого лица.

Плановая проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении на проведение проверки. При необходимости проведения различных экспертиз, исследований, испытаний, измерений уполномоченные должностные лица территориальных органов Роструда вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации, аккредитованных в соответствии с установленным порядком аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного надзора и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Необходимо отметить, что привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций также отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ и п. 46 Административного регламента Роструд обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

Непосредственно перед началом плановой выездной проверки заверенная печатью копия распоряжения на проведение проверки вручается под роспись уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемой организации, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию подлежащих проверке лиц уполномоченные должностные лица территориального органа Роструда обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с административными регламентами проведения государственного надзора на объектах, используемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследовании на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда (его территориального органа), но не более чем на 20 рабочих дней. Распоряжение о продлении срока проведения выездной плановой проверки должно быть вынесено и доведено до сведения проверяемого лица не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о продлении срока плановой проверки вручается под роспись уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица.

Обратите внимание! Продление срока плановой документарной проверки не допускается (п. 55 Административного регламента).

По результатам проверки должностные лица контрольного органа, проводившие проверку, должны составить акт по установленной форме в двух экземплярах. При составлении указанного акта должна применяться типовая форма акта проверки, приведенная в Приложении 3 к Приказу N 141. В акте отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов). В случае устранения в ходе проверки проверяемым лицом выявленных нарушений об этом делается запись в акте проверки.

При несогласии с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки проверяемое лицо вправе представить в территориальный орган Роструда в письменной форме свои возражения. Указанные возражения подлежат рассмотрению руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в течение десяти рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение. Решение по возражениям на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам проверки, доводится до их сведения в течение трех дней после его вынесения.

Заметим, что подача таких возражений не лишает проверяемое лицо права обжаловать действия и решения Роструда во внесудебном порядке, предусмотренном Административным регламентом.

Внеплановые проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.

Кроме того, в указанном порядке также проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную инспекцию труда:

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основаниями для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, подлежат согласованию в установленном порядке с органами прокуратуры. Исключением из данного правила являются случаи, поименованные в п. 74 Административного регламента.

Внесудебный порядок обжалования

По общему правилу оспаривать действия либо бездействие должностных лиц органов государственной власти можно путем направления жалобы в вышестоящий орган либо в суде. Порядок внесудебного обжалования установлен в разд. V Административного регламента. Жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности. Необходимо отметить, что решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суде.

В соответствии с п. 104 Административного регламента предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:

Жалоба может быть подана в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде и должна содержать:

Заявителем могут быть дополнительно представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

Согласно п. 117 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы принимаются следующие решения:

В случае удовлетворения жалобы на обжалуемое решение уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе отменить обжалуемое решение, изменить его или вынести новое решение.

А.Репин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"