Мудрый Экономист

Что будет с "первичкой"?

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

На сайте Минфина размещен проект приказа "О внесении изменений в Приказ Минфина России N 173н <1>" (далее - проект). Следует отметить, что в Приказе N 173н приведены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, используемых государственными (муниципальными) учреждениями, а также Указания по их применению. С чем связана разработка проекта, а также каких форм документов и регистров касаются приведенные в нем изменения, расскажем в данной статье.

<1> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Основным требованием, предъявляемым к содержанию документов, является наличие в них всех обязательных реквизитов.

Исходя из указанных положений, а также разъясняя порядок применения первичных документов с 1 января 2013 г., Минфин сообщил, что с указанной даты формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Напомним, что унифицированные формы первичной учетной документации утверждены Постановлениями Госкомстата России, в частности:

Также, по Информации Минфина, продолжают оставаться обязательными к применению формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Так вот, Перечень форм первичных учетных документов, обязательных к применению государственными (муниципальными) учреждениями, приведен в Приложении 1 к Приказу N 173н. При этом в разд. 1 данного Перечня указаны номера и названия форм документов, утвержденных вышеназванными Постановлениями Госкомстата.

Получается, что исходя из Приказа N 173н приведенные в нем формы первичных документов, включенные в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, обязательны к применению. А это полностью противоречит последним разъяснениям Минфина.

В целях устранения данного противоречия и разработан проект, согласно которому формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, исключаются из Приказа N 173н. Остаются только те документы, формы и порядок применения которых утверждены непосредственно Приказом N 173н. Стоит отметить, что перечень таких документов обновился.

Далее подробно рассмотрим, каких форм касаются изменения, изложенные в проекте.

Изменены номера и названия некоторых форм

Приведем в таблице формы документов, номера и названия которых планируется изменить, а также пояснения (примечания) к новым формам.

    В соответствии с действующей   
редакцией Приказа N 173н
   В соответствии с Приказом N 173н  
с учетом изменений, вносимых проектом
 Номер 
формы
       Название формы      
 Номер 
формы
        Название формы       
0306001
Акт о приемке-передаче     
объекта основных средств
(кроме зданий, сооружений)
0504101
Акт приема-передачи основных 
средств
0306030
Акт о приемке-передаче     
здания (сооружения)
0306031
Акт о приемке-передаче     
групп объектов основных
средств (кроме зданий,
сооружений)
Примечание. Акт (ф. 0504101) заменит сразу три формы документов. Он      
составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при
приемке (передаче) объекта основных средств от сторонних организаций
(учреждений) или от обособленных подразделений (кроме внутреннего
перемещения) и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и
отражения на балансе учреждения. Акт включает в себя три раздела:
1 "Движение объекта", 2 "Сведения о состоянии объекта", 3 "Краткая
индивидуальная характеристика объекта". Акт оформляется в количестве не
менее двух экземпляров, один из которых после утверждения руководителями
учреждений (организаций) передается учреждению (организации) -
отправителю, другой передается учреждению-получателю
0306032
Накладная на внутреннее    
перемещение объекта
основных средств
0504102
Накладная на внутреннее      
перемещение основных средств
Примечание. Накладная (ф. 0504102) применяется для оформления и учета    
перемещения объектов основных средств внутри учреждения из одного
структурного подразделения в другое. Накладную выписывает передающая
сторона (структурное подразделение) в трех экземплярах, подписывают
ответственные лица структурных подразделений получающей и передающей
сторон. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй остается у
материально ответственного лица, передающего объект основных средств,
третий экземпляр передается материально ответственному лицу, принимающему
объект основных средств
0306002
Акт о приеме-сдаче         
отремонтированных,
реконструированных,
модернизированных объектов
основных средств
0504103
Акт о приеме-сдаче           
отремонтированных,
реконструированных,
модернизированных объектов
основных средств
Примечание. Акт (ф. 0504103) используется для отражения в бухгалтерском  
(бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для
проведения ремонта, реконструкции, модернизации. В таком акте содержатся
сведения о сроках проведения работ по договору и фактически, сведения об
объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту,
реконструкции и (или) модернизации
0306003
Акт о списании объекта     
основных средств (кроме
автотранспортных средств)
0504104
Акт о списании основных      
средств (кроме
автотранспортных средств)
0306033
Акт о списании групп       
объектов основных средств
(кроме автотранспортных
средств)
Примечание. Акт (ф. 0504104) заменит две действующие формы. Он           
составляется комиссией учреждения на основании решения комиссии по
поступлению и выбытию активов о списании объекта основных средств и в
обязательном порядке согласуется с собственником имущества (учредителем)
в соответствии с законодательством, определяющим особенности списания
государственного имущества. Данный акт включает в себя три раздела:
1 "Сведения об объекте основных средств", 2 "Сведения о содержании
драгоценных материалов (металлов, камней и т.п.), 3 "Результаты от
выбытия объекта основных средств"
0306004
Акт о списании             
автотранспортных средств
0504105
Акт о списании транспортных  
средств
Примечание. Акт (ф. 0504105) предназначается для списания транспортных   
средств. Составляется комиссией по поступлению и выбытию активов о
списании объекта основных средств и согласовывается с учредителем. Такой
акт содержит разделы, аналогичные разделам акта (ф. 0504104)
0315006
Требование-накладная       
0504204
Требование-накладная         
Примечание. Требование-накладная (ф. 0504204) применяется для учета      
движения материальных ценностей внутри организации между структурными
подразделениями или материально ответственными лицами. Указанный
документ составляет материально ответственное лицо структурного
подразделения - отправителя, передающего материальные ценности
подразделению-получателю (например, со склада на склад, со склада в
структурное подразделение и др.) или другому материально ответственному
лицу, в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи
ценностей, а второй - для их принятия. Кроме того, требование-накладная
служит и для оформления операции по сдаче на склад остатков материалов,
образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств
0315007
Накладная на отпуск        
материалов на сторону
0504205
Накладная на отпуск          
материалов (материальных
ценностей) на сторону
Примечание. Накладная (ф. 0504205) используется для учета отпуска        
материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним организациям -
получателям, организациям, осуществляющим перевозку, на основании
договоров (контрактов) и других документов. Накладная выписывается в
двух экземплярах учреждением-отправителем на основании договоров
(контрактов), нарядов и других соответствующих документов при
предъявлении представителем учреждения (организации) - получателя,
организации, осуществляющей перевозку, на основании доверенности на
получение материальных ценностей, заполненной в установленном порядке.
Один экземпляр является основанием для отпуска материалов, второй
передается представителю учреждения (организации) - получателя
материальных ценностей
0315004
Акт о приемке материалов   
0504220
Акт о приемке материалов     
(материальных ценностей)
Примечание. Акт (ф. 0504220) составляется при приемке материальных       
ценностей от сторонних организаций или от обособленных подразделений
(кроме внутреннего перемещения) в случае наличия количественного и (или)
качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента
принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам
отправителя (поставщика).
В случае поступления материалов (материальных ценностей) без документов
акт является юридическим основанием для предъявления претензии
отправителю (поставщику).
Такой акт составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии по
поступлению и выбытию активов с обязательным участием материально
ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или
представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей
акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) по одному
экземпляру передают соответственно в бухгалтерию для учета движения
материальных ценностей и в отдел снабжения или в соответствующее
структурное подразделение для направления претензионного письма
поставщику
0504049
Авансовый отчет            
0504503
Авансовый отчет              
Примечание. Стоит отметить, что сейчас авансовый отчет относится к       
регистрам бухгалтерского учета. Согласно проекту он включается в состав
первичных документов. По-прежнему данная форма применяется для учета
расчетов с подотчетными лицами. Порядок заполнения авансового отчета не
изменился

Скорректированы реквизиты и описание форм

В новой редакции приводятся такие формы первичных документов, как:

Описание перечисленных форм также скорректировано.

Стоит отметить, что изменения, внесенные в указанные формы, являются незначительными.

Исключены формы первичных документов

Согласно проекту из Приказа N 173н исключаются:

а) формы кассовых первичных документов:

Порядок применения указанных форм кассовых документов установлен в Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденном Банком России 12.10.2011 N 373-П;

б) формы путевых листов:

Стоит отметить, что Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Таким образом, учреждения вправе самостоятельно разработать формы путевых листов, включающие все обязательные реквизиты, и утвердить их в учетной политике.

Изменения в порядке применения регистров бухгалтерского учета

Помимо изменений, вносимых в формы и порядок применения первичных документов, проектом также скорректирован порядок применения регистров бухгалтерского учета. В частности, в новой редакции изложены формы и описание следующих регистров:

Рассмотрим их подробнее.

Инвентарная карточка (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. Она открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании акта приема-передачи основных средств (ф. 0504101), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующий объект, принимаемый к учету, а также даты принятия к учету и номер журнала операций. Данная форма состоит из четырех разделов:

Также в инвентарной карточке (ф. 0504031) приводится краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели.

Инвентарная карточка (ф. 0504032) предназначена для учета группы однородных объектов основных средств: мягкого инвентаря, библиотечных фондов, сценическо-постановочных средств (декораций, мебели и реквизита, бутафории), предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 40 000 руб. включительно. Такая карточка открывается на основании акта приема-передачи основных средств (ф. 0504101), накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. 0504102) и закрывается при выбытии объектов учета на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) и других актов о списании объектов основных средств.

При заполнении такой карточки необходимо учитывать следующие особенности:

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"