Составляем и публикуем отчет о результатах деятельности
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
Автономные учреждения наряду с государственными и муниципальными учреждениями других типов обязаны обеспечивать открытость и доступность сведений, содержащихся в их основных регламентирующих документах. В это число входит отчет о результатах деятельности АУ и об использовании имущества. Что представляет собой данный документ? Где и в какие сроки необходимо его публиковать? Эти и другие вопросы рассмотрим в настоящей статье.
Раскрытие информации об учреждении не только обеспечивает доступ к ней широкого круга лиц (в том числе получателей услуг), но и, как следует из положений ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ <1>, является одним из элементов последующего контроля со стороны учредителя и других официальных органов. До проведения реформы бюджетной сети <2> необходимость обнародовать такие сведения была отличительной особенностью автономных учреждений, однако впоследствии требования законодательства распространились на бюджетные и казенные учреждения.
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Перечень документов, которые должны быть размещены в открытом доступе, определен ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ и ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <3>. В этом перечне назван и отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.
<3> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".Структура отчета
Обязанность автономного учреждения ежегодно публиковать указанные отчеты была установлена еще первоначальной редакцией Федерального закона N 174-ФЗ (ч. 10 ст. 2), а форма таких отчетов определялась учредителями АУ (п. 1 Правил <4>, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684, далее - Правила N 684). Впоследствии Требования к формированию отчетов о результатах деятельности были существенно дополнены - они были утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н <5> (далее - Требования N 114н) и вступили в силу 1 января 2012 г. Однако АУ должны формировать такие отчеты, по-прежнему учитывая положения Правил N 684, иными словами, руководствоваться обоими нормативными актами.
<4> Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.<5> "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Порядок составления отчета и его форму, как и раньше, устанавливают учредители АУ (п. 2 Требований N 114н). Они же вправе предусмотреть иной отчетный период (месяц, квартал, полугодие).
Обратите внимание! Согласно п. 4 Требований N 114н отчет составляется в валюте РФ (в части показателей в денежном выражении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Иначе говоря, отчетным периодом выступает год. Однако в п. 3 Правил N 684 указано, что отчет о деятельности должен включать сведения за каждый из двух предшествующих его опубликованию лет. Следовательно, АУ должно отразить в отчете сведения за два года - отчетный и предшествующий ему. Учредители, как правило, учитывают эту особенность при разработке и принятии соответствующих форм (см., например, Приказ Управления делами Президента РФ от 24.02.2012 N 66 (далее - Приказ N 66), Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 27.05.2011 N 1084).
Отчет АУ состоит из трех разделов (п. 5 Требований N 114н) - общие сведения об учреждении, информация о результатах его деятельности и об использовании имущества.
В разд. 1 входит информация, указанная в п. 3 Правил N 684 (включалась в данный отчет и раньше), - перечень видов деятельности (основных и иных), перечень документов, на основании которых эта деятельность осуществляется, количество штатных единиц и средняя зарплата сотрудников. В соответствии с п. 6 Требований N 114н в этом разделе также должны быть перечислены услуги, предоставляемые потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Кроме того, здесь раскрывается состав наблюдательного совета АУ (пп. "н" п. 3 Правил N 684).
В разд. 2 отражается остальная часть сведений, названных в п. 3 Правил N 684, а также в п. 7 Требований N 114н. К последним относится информация об объеме финансового обеспечения АУ, некоторые данные, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности, и др. Сведения разд. 2 перечислены в таблице.
Информация о результатах деятельности АУ | Основание для включения |
Сведения об исполнении государственного | Подпункт "а" п. 3 Правил N 684, |
Сведения о выполнении работ или оказании | Подпункт "б" п. 3 Правил N 684 |
Сведения об изменении балансовой | Абзац 2 п. 7 Требований N 114н |
Общая сумма выставленных требований | Абзац 3 п. 7 Требований N 114н |
Сведения об изменении дебиторской (в том | Абзац 4 п. 7 Требований N 114н |
Сведения об изменении цен (тарифов) на | Подпункт "г" п. 3 Правил N 684, |
Общее количество потребителей, | Подпункт "в" п. 3 Правил N 684, |
Суммы доходов, полученных от оказания | Абзац 5 п. 7 Требований N 114н |
Сведения о жалобах потребителей | Абзац 10 п. 7 Требований N 114н |
Суммы кассовых и плановых поступлений | Абзацы 12, 13 п. 7 |
Объем публичных обязательств | Пункт 13 Правил <6>, |
Объем финансового обеспечения: | Подпункты "ж", "з", "и" п. 3 |
Общие суммы прибыли после налогообложения | Подпункт "к" п. 3 Правил N 684 |
Раздел 3 включает в себя информацию, названную в п. 9 Требований N 114н. Она расширена по сравнению со сведениями, указанными в п. 4 Правил N 684. В частности, общая балансовая (остаточная) стоимость имущества здесь детализирована не только по его видам (недвижимое, движимое), но и по способам распоряжения (в том числе переданное в аренду и безвозмездное пользование). По способам распоряжения должны быть детализированы и сведения об общей площади объектов недвижимого имущества.
Порядок и сроки утверждения отчета
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ и п. 10 Требований N 114н руководитель АУ должен представить проект отчета о результатах деятельности учреждения на рассмотрение наблюдательному совету, а тот в свою очередь должен утвердить документ (либо вернуть на доработку). Копия отчета направляется учредителю АУ (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).
Отчет обособленного подразделения утверждает его руководитель, после чего представляет документ учреждению, создавшему данный филиал. Головное учреждение должно рассмотреть этот отчет в течение десяти рабочих дней, следующих за днем его поступления, и согласовать либо возвратить его на доработку с указанием причин, послуживших основанием для возврата (п. 10 Требований N 114н).
Более четких указаний относительно процедур и сроков утверждения отчета о результатах деятельности Требования N 114н не содержат. Однако такие указания может дать учредитель АУ в соответствующем нормативном акте. Например, Управление делами Президента РФ Приказом N 66 подробно регламентирует Порядок составления и утверждения отчета АУ. Руководитель учреждения не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, представляет проект отчета наблюдательному совету, который должен рассмотреть документ в десятидневный срок. Если в нем будут выявлены недостатки, наблюдательный совет вправе возвратить проект на доработку, однако срок такой доработки не может превышать двух недель. Копия утвержденного отчета в течение трех дней с даты его утверждения представляется учредителю.
Порядок и сроки опубликования отчета
Как следует из положений ч. 10 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ и п. 5 Правил N 684, отчет о результатах деятельности АУ должен быть опубликован в СМИ, выбранных учредителем и доступных для потребителей услуг АУ, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Документ также подлежит размещению на сайте АУ и (или) учредителя, а информация о дате опубликования и СМИ, где напечатан отчет, а также о сайтах, где он размещен, должна быть вывешена в учреждении в доступном для потребителей услуг месте (п. п. 6, 7 Правил N 684, п. 12 Требований N 114н).
Однако начиная с 2012 г. требования к обеспечению открытости информации о государственных (муниципальных) учреждениях возросли. Теперь АУ обязаны выкладывать сведения о результатах своей деятельности (как и другую информацию о себе) еще и на официальном сайте www.bus.gov.ru, ведение которого возложено на Федеральное казначейство (ч. 14 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ, п. 11 Требований N 114н). Сведения должны публиковаться с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта утвержден Приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н. Его п. п. 6, 7, в частности, определяют, что учреждение должно выкладывать на данном сайте электронную копию отчета о результатах деятельности, а также формировать на основании этого документа соответствующую структурированную информацию.
Показатели структурированной информации о результатах деятельности приведены в разд. 6 Приложения к Порядку N 86н. Эти показатели охватывают большую часть сведений, указываемых в отчете. В частности:
- отчетный год, за который составляется данный документ;
- количество штатных единиц на начало и конец отчетного периода;
- средняя зарплата сотрудников;
- сведения об изменении балансовой стоимости нефинансовых активов за отчетный период;
- изменения дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период;
- количество жалоб потребителей на оказание услуг (выполнение работ) в разрезе услуг (работ) и принятые меры по результатам рассмотрения этих жалоб;
- сведения об имуществе (о балансовой стоимости, площадях и др.).
Подробные указания по формированию структурированной информации содержатся в Приказе Федерального казначейства от 15.02.2012 N 72 <7> (далее - Требования N 72). Так, нормативный акт устанавливает, что формирование информации о результатах деятельности и об использовании имущества возможно только после размещения общей информации об учреждении (последнюю разместило подавляющее большинство учреждений). В свою очередь, информация о результатах деятельности должна быть сформирована и представлена на официальном сайте не позднее пяти рабочих дней после утверждения отчета (п. 5.13.2 Требований N 72). Иными словами, если данный документ утвержден 29 марта 2013 г., опубликовать его на сайте www.bus.gov.ru нужно было до 5 апреля.
<7> "Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет".Отметим, что информация о результатах деятельности (наряду со сведениями о годовой бухгалтерской отчетности и проведенных в отношении АУ контрольных мероприятиях и их результатах) должна размещаться на официальном сайте позднее, чем остальные данные. Согласно п. 5.7 Требований N 72 формирование таких сведений возможно с 1 сентября 2012 г., однако в действительности соответствующий сервис (вкладка "Фактические показатели деятельности", блок "Информация о результатах деятельности и об использовании имущества") заработал на сайте совсем недавно. В связи с этим автономным учреждениям предстоит в ближайшее время опубликовать на сайте электронную копию рассматриваемого отчета и структурированную информацию о нем, исполняя требования действующего законодательства.
Г.Зайцева
Эксперт журнала
"Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"