Мудрый Экономист

Капитальные вложения в объекты государственной собственности

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие расходы (ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ <1>). Как осуществляется финансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности? Каковы особенности бухгалтерского учета таких операций? Какие изменения следует внести в не исполненные по состоянию на 01.01.2013 государственные контракты (договоры)? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

<1> Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Способы финансового обеспечения капитальных вложений

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 утверждены Правила осуществления в 2013 г. за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Постановление N 1456, Правила N 1456).

Постановлением N 1456 предусмотрено, что федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных автономных учреждений, при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 г. вправе:

а) предоставлять учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти - получателями средств федерального бюджета и учреждениями в соответствии с Правилами N 1456;

б) передавать по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов в соответствии с Правилами N 1456.

Кроме того, органы власти вправе принять решение о сохранении порядка предоставления инвестиций, установленного для получателей средств федерального бюджета при условии соблюдения ими следующих положений:

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
<4> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Рассмотрим основные моменты предоставления учреждениям субсидий на капитальные вложения и передачи им полномочий органов власти.

Предоставление субсидий на капитальные вложения

Каковы правила выделения субсидий на капитальные вложения? Порядок выделения субсидий на капитальные вложения установлен п. п. 14 - 19 Правил N 1456. Разъяснения по применению положений этих пунктов приведены в Письме Минфина России N 02-14-05/5145 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013 (далее - Письмо N 02-14-05/5145).

Предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между органами власти и учреждениями в отношении каждого объекта, которые содержат (п. 16 Правил N 1456):

На каких лицевых счетах отражается поступление и расходование субсидий на капитальные вложения? Для учета операций по осуществлению автономными учреждениями капитальных вложений в объекты, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, а также бюджетные инвестиции, открываются в ОФК отдельные лицевые счета с кодом 31 в соответствии с Порядком N 7н <5>. На это указано также в п. 9.2 Письма N 02-14-05/5145.

<5> Приказ Казначейства России от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".

Таким образом, субсидии на капитальные вложения поступают на отдельный лицевой счет автономных учреждений. Согласно п. 7.2 Письма N 02-14-05/5145 санкционирование расходов на этом лицевом счете осуществляется в соответствии с Порядком N 72н <6>.

<6> Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.

Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии на капитальные вложения? Денежные средства в виде субсидий, получаемые учреждениями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых ими работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

В Письме N 02-14-05/5145 разъясняется, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Следовательно, работы, выполненные за счет субсидии на капитальные вложения, НДС не облагаются.

Учитываются ли субсидии на капитальные вложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль? Согласно положениям пп. 14, 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных автономным учреждениям.

Таким образом, доходы в виде субсидий, получаемые автономными учреждениями на осуществление капитальных вложений, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Как отражаются в бухгалтерском учете операции, произведенные за счет средств субсидий на капитальные вложения? Автономные учреждения, получающие субсидии на капитальные вложения, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкциями N N 157н <7>, 183н <8> и составляют бухгалтерскую отчетность по Инструкции N 33н <9>. Данные операции отражаются с кодом вида финансового обеспечения (деятельности) 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 21 Инструкции N 157н).

<7> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<8> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
<9> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Порядок отражения операций по поступлению и расходованию субсидии на капитальные вложения, а также постановки на учет объекта государственной собственности, приобретенного (построенного) за счет этих средств, представлен в Письме N 02-14-05/5145. Приведем в таблице корреспонденции счетов.

              Содержание операции              
    Дебет   
   Кредит   
Получение субсидии на осуществление капитальных
вложений
6 201 11 000
6 205 81 000
Увеличение забалансового 
счета 17 (код 180 КОСГУ)
Перечисление авансового платежа согласно       
договору (контракту)
6 206 00 000
6 201 11 000
Увеличение забалансового 
счета 18
Формирование вложений за счет субсидии         
на осуществление капитальных вложений
6 106 11 000
6 302 00 000
Зачет ранее перечисленного аванса              
6 302 00 000
6 206 00 000
Оплата принятых работ (оказанных услуг,        
поставленного имущества)
6 302 00 000
6 201 11 000
Увеличение забалансового 
счета 18
Начисление доходов в виде субсидии на          
осуществление капитальных вложений на основании
принятого учредителем отчета учреждения
6 205 81 000
6 401 10 180
Принятие к учету по виду деятельности 4
вложений, произведенных за счет субсидии
на осуществление капитальных вложений
(на основании справки по ф. 0504833)
6 304 06 000
6 106 11 000
4 106 11 000
4 304 06 000
Принятие к учету объекта основного средства    
(с приложением документов, подтверждающих
регистрацию права оперативного управления),
увеличение стоимости основного средства
по результатам произведенной реконструкции,
модернизации, дооборудования
4 101 10 000
4 106 11 000
Формирование расчетов с учредителем в сумме    
принятого к учету недвижимого имущества,
увеличения стоимости недвижимого имущества
перед составлением годовой отчетности <*>
4 401 10 172
4 210 06 000
Перечисление в доход бюджета возврата          
неиспользованных остатков субсидий прошлых лет
6 205 81 000
6 201 11 000
Уменьшение забалансового 
счета 17 (код 180 КОСГУ)
<*> Либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Передача полномочий органами власти

В каком порядке производится передача полномочий? Передача полномочий регулируется положениями п. п. 6 - 13 Правил N 1456.

Согласно этим Правилам передача органами власти своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов учреждениям осуществляется на основании соглашений (договоров), заключаемых на безвозмездной основе органами власти с учреждениями.

Причем соглашения (договоры) о передаче полномочий заключаются в отношении каждого объекта и должны в том числе содержать:

На каком лицевом счете учитываются бюджетные инвестиции по переданным органами власти своим полномочиям учреждениям? Операции автономного учреждения по бюджетным инвестициям, по переданным полномочиям получателя бюджетных средств подлежат учету на лицевом счете с кодом 14 (далее - лицевой счет по переданным полномочиям) (п. 8 Правил N 1456).

Для его открытия учреждение должно представить в территориальный орган Федерального казначейства необходимые документы. Сделать это оно обязано в течение пяти рабочих дней со дня получения соглашения (договора) о передаче полномочий. Основанием для открытия лицевого счета по переданным полномочиям является копия соглашения (договора) о передаче полномочий.

Возникающие в рамках государственных контрактов бюджетные обязательства принимаются и исполняются учреждениями в пределах отраженных на лицевом счете по переданным полномочиям лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю бюджетных средств на указанные цели.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению денежных обязательств, возникающих на основании государственного контракта, осуществляется учреждением от имени органа власти в соответствии с Порядком N 87н <10>.

<10> Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

В каком порядке осуществляется ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по переданным полномочиям? Автономные учреждения в рамках переданных органами власти полномочий осуществляют ведение учета операций, связанных со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объекта государственной собственности РФ и приобретением объекта в государственную собственность РФ, в соответствии с Инструкцией N 162н и составляют бюджетную отчетность согласно Инструкции N 191н (п. 13 Правил N 1456 и п. 12.1 Письма N 02-14-05/5145).

Приведем корреспонденцию счетов по отражению в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по осуществлению капитальных вложений при передаче учреждениям полномочий государственного заказчика в лице органа власти.

              Содержание операции              
    Дебет   
   Кредит   
 Отражение в бюджетном учете операций по формированию вложений в объекты 
капитального строительства за счет средств федерального бюджета
в пределах ЛБО
Доведение ЛБО                                  
1 501 05 000
1 501 03 000
Принятие бюджетных обязательств в сумме        
заключенных договоров (контрактов)
1 501 03 000
1 502 01 000
Принятие денежных обязательств в сумме         
авансовых платежей согласно договору
(контракту)
1 502 11 000
1 502 12 000
Перечисление авансового платежа согласно       
договору (контракту)
1 206 00 560
1 304 05 000
Формирование вложений в объекты капитального   
строительства в сумме произведенных работ,
услуг (принятых денежных обязательств)
1 106 11 310
1 302 00 730
Принятие денежных обязательств в сумме расчетов
согласно договору (контракту) и объему
выполненных работ, услуг
1 502 01 000
1 502 02 000
Зачет ранее перечисленного аванса              
1 302 00 830
1 206 00 660
Исполнение принятых денежных обязательств      
согласно заключенному договору (контракту)
1 302 00 830
1 304 05 000
Передача сформированных вложений в объекты     
капитального строительства в связи с принятием
решения о закреплении права оперативного
управления созданных объектов капитального
строительства (извещение по ф. 0504805)
1 215 33 530
1 106 11 410
Отражение операций по принятию к учету основного средства (увеличению его
стоимости), закрепленного за учреждением на праве оперативного управления
Принятие к учету сформированных вложений       
в объекты капитального строительства в связи
с принятием решения о закреплении права
оперативного управления созданного объекта
(извещение по ф. 0504805)
4 106 11 310
4 401 10 180
Принятие к учету объекта основного средства    
(с приложением документов, подтверждающих
государственную регистрацию права оперативного
управления), увеличение стоимости основного
средства по результатам произведенной
реконструкции, модернизации, дооборудования
4 101 10 310
4 106 11 310
Формирование расчетов с учредителем в сумме    
принятого к учету недвижимого имущества
(увеличения его стоимости) перед составлением
годовой отчетности <*>
4 401 10 172
4 210 06 660
<*> Либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Внесение изменений в государственные контракты (договоры)

Какие изменения следует внести в государственные контракты (договоры), не исполненные на 01.01.2013, для реализации с 2014 г. соответствующих способов финансового обеспечения бюджетных инвестиций? В силу п. 5.1 Письма N 02-14-05/5145 в этих целях учреждениям следует внести следующие изменения в условия государственных контрактов (договоров), не исполненных на 1 января 2013 г., заключенных ими как получателями бюджетных средств:

При принятии органом власти решения о сохранении в 2013 г. порядка финансового обеспечения капитальных вложений должны быть изменены также условия государственных контрактов (договоров), ранее заключенных автономными учреждениями, а именно:

И.Зернова

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"