Бизнес-планирование в автономном учреждении
"Руководитель автономного учреждения", 2013, N 5
Залог эффективной деятельности коммерческой организации - грамотно составленный бизнес-план. Данный факт не вызывает сомнений. Однако необходимость применения технологии бизнес-планирования в автономном учреждении для многих не столь очевидна. Рассмотрим преимущества и особенности этого инструмента финансового менеджмента.
Особенности бизнес-планирования в АУ
Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям покупателей.
Например, медицинское учреждение, желающее получать финансирование в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание медицинских услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с клиентом-организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей данной организации. Номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.
Образовательное учреждение, обосновывая будущие объемы бюджетных средств, выделяемых на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, нужно знать степень готовности населения платить за него. Развитие процессов модернизации сферы образования усиливает интерес руководства учебных заведений к зарабатыванию (дополнительно к бюджетным ассигнованиям) финансовых средств.
Задачи и функции бизнес-планирования в АУ
В современной экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов на рынке медицинских, образовательных или иных социальных услуг, не планируя свои действия и не прогнозируя последствия. В существующих условиях бизнес-планирование позволяет решить ряд задач:
- определить конкретные направления приносящей доход деятельности (платные услуги и др.);
- оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать учреждение;
- оценить соответствие работников учреждения поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования их труда;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
- предусмотреть возможные риски;
- найти возможности сотрудничества и кооперации с другими учреждениями, банковскими организациями и др.
Создание бизнес-плана предполагает разработку целей и задач, которые ставятся перед учреждением на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния оказываемых услуг, анализ рынка и сбор информации о потенциальных потребителях. В нем дается описание финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-планирование имеет ряд важных функций при разработке программы приносящей доход деятельности учреждения.
Во-первых, этот инструмент может быть использован для создания концепции предоставления услуг (то есть рассмотрения услуг с разных сторон - маркетинга, финансов, конкурентоспособности).
Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период.
В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, рассматриваемых в бизнес-плане, - это практически единственное обоснование для привлечения как внимания потребителей, так и дополнительного финансирования.
Основные этапы разработки бизнес-плана
Разработать грамотный бизнес-план достаточно сложно. Это требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут задействованы в его реализации.
Этап 1. Анализ текущего положения организации (SWOT-анализ) <1>. Необходимо четко определить цели, которых учреждение собирается достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или его подразделения, а также возможности и угрозы, которые могут возникнуть в будущем. Например, в бизнес-плане, описывающем внедрение новой платной услуги в детском саду, могут быть указаны наличие необходимой материально-технической базы и специалистов (преимущество), расположение поблизости еще двух дошкольных учреждений и отсутствие опыта предоставления подобной услуги (слабые стороны). Возможность - последующий охват платной услугой детей, которые не ходят в данный детсад. Угрозой может стать невостребованность услуги собственными воспитанниками учреждения из-за ее высокой стоимости.
<1> SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или организацию. Все факторы делятся на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его.Этап 2. Планирование и построение перспективы дальнейшей деятельности. На основе данных, полученных путем SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, то есть спланировать перспективу дальнейшей деятельности. В процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна показывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказать в будущем, какое место учреждение займет на рынке этих услуг. Например, создание дополнительной платной услуги в общеобразовательном учреждении в виде своеобразной бизнес-школы должно обеспечить подготовку старшеклассников к поступлению в вуз и помочь им в выборе профессии. Данная услуга может рассматриваться как социальная программа начальной профессиональной подготовки и трудоустройства старшеклассников.
Этап 3. Постановка целей и задач. Исходя из перспективы дальнейшей деятельности учреждения разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. Так, основной задачей "бизнес-школы" в общеобразовательном учреждении являются ранняя профдиагностика и профориентация учеников. Однако введенная дополнительная услуга также поможет формированию в процессе обучения психологически совместимых бизнес-команд, которые могут разрабатывать собственные проекты и участвовать в различных конкурсах. Кроме того, организация параллельного процесса обучения старшеклассников по экономическим программам позволит тем из них, кто успешно закончил полный курс, получить знания и навыки, достаточные для вхождения в сферу малого бизнеса.
Этап 4. Разработка маркетинговой стратегии. Здесь описываются планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей ее результатов. При этом учитываются спрос и нужды существующих или (если это планируется) новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям - важный аспект бизнес-плана. Для разработки маркетинговой стратегии целесообразно провести маркетинговое исследование. Например, при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении такое исследование может включать анализ потребностей учащихся, их родителей, населения микрорайона в целом, а также предложения аналогичных услуг потенциальными конкурентами. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно узнать на родительских собраниях в классах, общешкольных собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов, а также другими методами, которые доступны администрации учреждения. Из собранных мнений и заявок потребителей отбираются наиболее интересные и выполнимые - исходя из возможностей педагогического коллектива, финансовых и организационных возможностей.
Этап 5. Оценка ресурсов. Выбранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана. Например, в процессе оценки финансовых ресурсов при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении проводится анализ его экономического состояния, обосновывается реальность достижения его целей в будущем. Оценка финансовых ресурсов (финансовый план) - основной раздел бизнес-плана. Финансовый план рассчитывается на основе прогнозов объема реализации платных образовательных услуг и включает два основных документа:
- отчет о доходах и расходах (с его помощью рекомендуется проанализировать самоокупаемость дополнительных услуг, осуществляемых общеобразовательным учреждением). Если спрос на платную образовательную услугу меньше расчетной величины, внедрение этой услуги, определенной бизнес-планом, не будет самоокупаемым;
- отчет о движении денежных средств - документ, позволяющий оценить, сколько нужно вложить средств в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени.
Структура бизнес-плана
Теперь рассмотрим примерную структуру бизнес-плана. В нее входят семь основных разделов.
I. Резюме проекта.
- Краткая характеристика автономного учреждения.
- Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.
II. Предлагаемые услуги.
- Описание предлагаемых услуг и их предназначение.
- Потенциальные потребители услуг.
- Выгоды, получаемые потребителями услуг.
- Прогнозная оценка спроса на услуги.
- Возможная цена предлагаемой услуги.
- Основные конкуренты.
- Ценовая политика конкурентов.
III. План маркетинга.
- Предлагаемая система продвижения услуг, реклама.
- Сегментация рынка.
- Структура цены.
- Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.
- Оценка месторасположения учреждения.
IV. Производственная программа.
- Место осуществления услуги.
- Анализ целесообразности кооперации с другим учреждением.
- Методы и стандарты контроля качества услуг.
- Возможности использования инновационных технологий и их описание.
- Предполагаемые издержки при предоставлении услуг и их возможная динамика.
V. Организационный план.
- Организационная схема управления.
- Состав имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).
- Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные стимулы.
- Кадровая политика (принципы найма: трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, наличие и длительность испытательного срока и пр.).
VI. Оценка рисков. Перечень возможных рисков и анализ их последствий:
- Негативное отношение местных властей.
- Значительное число конкурентов, оказывающих аналогичные услуги.
- Неустойчивость спроса на услуги.
- Низкая платежеспособность потребителей.
- Трудности с набором квалифицированных специалистов.
VII. Финансовый план.
- Объем первоначальных затрат, необходимых для организации дополнительных услуг.
- Источники финансирования.
- Условия привлечения финансовых средств.
- Налоговые последствия предоставления услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).
Заключение
Грамотно разработанный бизнес-план поможет автономному учреждению завоевать новые позиции на рынке, осознать перспективы своего развития, сформировать концепцию оказания новых услуг и выбрать рациональные способы их реализации. Конкретная программа развития того или иного учреждения не обязательно будет включать все из рассмотренных выше разделов бизнес-плана, кроме того, может варьироваться глубина детализации разделов. В конечном счете все зависит от целей создания бизнес-плана этого документа и круга лиц, на которых рассчитан этот документ.
Н.А.Заглумина
К. э. н.,
доцент
кафедры менеджмента и маркетинга
ННГАСУ