Мудрый Экономист

Бизнес-планирование в автономном учреждении

"Руководитель автономного учреждения", 2013, N 5

Залог эффективной деятельности коммерческой организации - грамотно составленный бизнес-план. Данный факт не вызывает сомнений. Однако необходимость применения технологии бизнес-планирования в автономном учреждении для многих не столь очевидна. Рассмотрим преимущества и особенности этого инструмента финансового менеджмента.

Особенности бизнес-планирования в АУ

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям покупателей.

Например, медицинское учреждение, желающее получать финансирование в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание медицинских услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с клиентом-организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей данной организации. Номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное учреждение, обосновывая будущие объемы бюджетных средств, выделяемых на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, нужно знать степень готовности населения платить за него. Развитие процессов модернизации сферы образования усиливает интерес руководства учебных заведений к зарабатыванию (дополнительно к бюджетным ассигнованиям) финансовых средств.

Задачи и функции бизнес-планирования в АУ

В современной экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов на рынке медицинских, образовательных или иных социальных услуг, не планируя свои действия и не прогнозируя последствия. В существующих условиях бизнес-планирование позволяет решить ряд задач:

  1. определить конкретные направления приносящей доход деятельности (платные услуги и др.);
  2. оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать учреждение;
  3. оценить соответствие работников учреждения поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования их труда;
  4. определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
  5. предусмотреть возможные риски;
  6. найти возможности сотрудничества и кооперации с другими учреждениями, банковскими организациями и др.

Создание бизнес-плана предполагает разработку целей и задач, которые ставятся перед учреждением на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния оказываемых услуг, анализ рынка и сбор информации о потенциальных потребителях. В нем дается описание финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-планирование имеет ряд важных функций при разработке программы приносящей доход деятельности учреждения.

Во-первых, этот инструмент может быть использован для создания концепции предоставления услуг (то есть рассмотрения услуг с разных сторон - маркетинга, финансов, конкурентоспособности).

Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период.

В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, рассматриваемых в бизнес-плане, - это практически единственное обоснование для привлечения как внимания потребителей, так и дополнительного финансирования.

Основные этапы разработки бизнес-плана

Разработать грамотный бизнес-план достаточно сложно. Это требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут задействованы в его реализации.

Этап 1. Анализ текущего положения организации (SWOT-анализ) <1>. Необходимо четко определить цели, которых учреждение собирается достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или его подразделения, а также возможности и угрозы, которые могут возникнуть в будущем. Например, в бизнес-плане, описывающем внедрение новой платной услуги в детском саду, могут быть указаны наличие необходимой материально-технической базы и специалистов (преимущество), расположение поблизости еще двух дошкольных учреждений и отсутствие опыта предоставления подобной услуги (слабые стороны). Возможность - последующий охват платной услугой детей, которые не ходят в данный детсад. Угрозой может стать невостребованность услуги собственными воспитанниками учреждения из-за ее высокой стоимости.

<1> SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или организацию. Все факторы делятся на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его.

Этап 2. Планирование и построение перспективы дальнейшей деятельности. На основе данных, полученных путем SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, то есть спланировать перспективу дальнейшей деятельности. В процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна показывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказать в будущем, какое место учреждение займет на рынке этих услуг. Например, создание дополнительной платной услуги в общеобразовательном учреждении в виде своеобразной бизнес-школы должно обеспечить подготовку старшеклассников к поступлению в вуз и помочь им в выборе профессии. Данная услуга может рассматриваться как социальная программа начальной профессиональной подготовки и трудоустройства старшеклассников.

Этап 3. Постановка целей и задач. Исходя из перспективы дальнейшей деятельности учреждения разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. Так, основной задачей "бизнес-школы" в общеобразовательном учреждении являются ранняя профдиагностика и профориентация учеников. Однако введенная дополнительная услуга также поможет формированию в процессе обучения психологически совместимых бизнес-команд, которые могут разрабатывать собственные проекты и участвовать в различных конкурсах. Кроме того, организация параллельного процесса обучения старшеклассников по экономическим программам позволит тем из них, кто успешно закончил полный курс, получить знания и навыки, достаточные для вхождения в сферу малого бизнеса.

Этап 4. Разработка маркетинговой стратегии. Здесь описываются планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей ее результатов. При этом учитываются спрос и нужды существующих или (если это планируется) новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям - важный аспект бизнес-плана. Для разработки маркетинговой стратегии целесообразно провести маркетинговое исследование. Например, при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении такое исследование может включать анализ потребностей учащихся, их родителей, населения микрорайона в целом, а также предложения аналогичных услуг потенциальными конкурентами. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно узнать на родительских собраниях в классах, общешкольных собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов, а также другими методами, которые доступны администрации учреждения. Из собранных мнений и заявок потребителей отбираются наиболее интересные и выполнимые - исходя из возможностей педагогического коллектива, финансовых и организационных возможностей.

Этап 5. Оценка ресурсов. Выбранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана. Например, в процессе оценки финансовых ресурсов при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении проводится анализ его экономического состояния, обосновывается реальность достижения его целей в будущем. Оценка финансовых ресурсов (финансовый план) - основной раздел бизнес-плана. Финансовый план рассчитывается на основе прогнозов объема реализации платных образовательных услуг и включает два основных документа:

  1. отчет о доходах и расходах (с его помощью рекомендуется проанализировать самоокупаемость дополнительных услуг, осуществляемых общеобразовательным учреждением). Если спрос на платную образовательную услугу меньше расчетной величины, внедрение этой услуги, определенной бизнес-планом, не будет самоокупаемым;
  2. отчет о движении денежных средств - документ, позволяющий оценить, сколько нужно вложить средств в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени.

Структура бизнес-плана

Теперь рассмотрим примерную структуру бизнес-плана. В нее входят семь основных разделов.

I. Резюме проекта.

  1. Краткая характеристика автономного учреждения.
  2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Предлагаемые услуги.

  1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.
  2. Потенциальные потребители услуг.
  3. Выгоды, получаемые потребителями услуг.
  4. Прогнозная оценка спроса на услуги.
  5. Возможная цена предлагаемой услуги.
  6. Основные конкуренты.
  7. Ценовая политика конкурентов.

III. План маркетинга.

  1. Предлагаемая система продвижения услуг, реклама.
  2. Сегментация рынка.
  3. Структура цены.
  4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.
  5. Оценка месторасположения учреждения.

IV. Производственная программа.

  1. Место осуществления услуги.
  2. Анализ целесообразности кооперации с другим учреждением.
  3. Методы и стандарты контроля качества услуг.
  4. Возможности использования инновационных технологий и их описание.
  5. Предполагаемые издержки при предоставлении услуг и их возможная динамика.

V. Организационный план.

  1. Организационная схема управления.
  2. Состав имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).
  3. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные стимулы.
  4. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, наличие и длительность испытательного срока и пр.).

VI. Оценка рисков. Перечень возможных рисков и анализ их последствий:

  1. Негативное отношение местных властей.
  2. Значительное число конкурентов, оказывающих аналогичные услуги.
  3. Неустойчивость спроса на услуги.
  4. Низкая платежеспособность потребителей.
  5. Трудности с набором квалифицированных специалистов.

VII. Финансовый план.

  1. Объем первоначальных затрат, необходимых для организации дополнительных услуг.
  2. Источники финансирования.
  3. Условия привлечения финансовых средств.
  4. Налоговые последствия предоставления услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

Заключение

Грамотно разработанный бизнес-план поможет автономному учреждению завоевать новые позиции на рынке, осознать перспективы своего развития, сформировать концепцию оказания новых услуг и выбрать рациональные способы их реализации. Конкретная программа развития того или иного учреждения не обязательно будет включать все из рассмотренных выше разделов бизнес-плана, кроме того, может варьироваться глубина детализации разделов. В конечном счете все зависит от целей создания бизнес-плана этого документа и круга лиц, на которых рассчитан этот документ.

Н.А.Заглумина

К. э. н.,

доцент

кафедры менеджмента и маркетинга

ННГАСУ