Мудрый Экономист

Порядок регламентации закупки товаров, работ и услуг в автономном учреждении

"Руководитель автономного учреждения", 2013, NN 5, 6

Вступивший в силу с 1 января 2012 г. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установил новые правила ведения закупочной деятельности автономными учреждениями <1>. Многие составляющие этой деятельности должны быть урегулированы локальными актами учреждения. Какие именно документы следует разработать АУ и что в них предусмотреть?

<1> Согласно ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ муниципальные автономные учреждения применяют положения указанного Закона с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

За прошедший период была значительно увеличена нормативно-правовая база, регулирующая отдельные стороны закупочной деятельности, наработан определенный опыт реализации Закона N 223-ФЗ. Все более активное участие в формировании соответствующей правоприменительной практики стали принимать арбитражные суды и Федеральная антимонопольная служба, что дает свой положительный эффект.

В то же время практика применения положений Закона еще недостаточна, да и сам он сыроват, имеет ряд существенных недостатков и не прошел обкатку временем. Кроме того, самостоятельность, предоставленная заказчикам Законом N 223-ФЗ и касающаяся правил ведения закупочной деятельности, зачастую балансирует на грани между дозволенным и должным. Это создает трудности при определении правильности и обоснованности принимаемых в данной сфере решений со как стороны АУ, так и их учредителей и соответствующих государственных органов.

Вместе с тем Закон N 223-ФЗ, установивший высокую степень независимости АУ в регламентации порядка и выборе способов закупки товаров, работ и услуг, дает заказчику уникальную возможность: тот может учесть специфику своей сферы деятельности, статуса (государственный или муниципальный), позицию учредителя по отдельным вопросам закупочной деятельности, особенности основных и иных видов деятельности, предусмотренных уставом АУ, а также наиболее часто заключаемых договоров (поставка, оказание услуг, выполнение научно-исследовательских работ и др.).

В этих условиях залогом успешной и эффективной закупочной деятельности автономного учреждения становятся правильная и детальная регламентация всех ее компонентов, надлежащая организация и контроль за выполнением всего спектра соответствующих мероприятий. Так, в закупочной деятельности АУ необходимо выделить следующие процедуры, подлежащие урегулированию его локальными актами:

  V   планирование закупок;
---------------------------------------------------------------------
V определение начальной (максимальной) цены закупки;
---------------------------------------------------------------------
V осуществление закупочных процедур способами, предусмотренными
положением о закупке;
---------------------------------------------------------------------
V определение единственного поставщика;
---------------------------------------------------------------------
V размещение информации на официальном сайте;
---------------------------------------------------------------------
V заключение, исполнение договоров, ведение претензионной и исковой
работы.

Один документ или система локальных актов?

Единственным документом, наличие которого определено Законом N 223-ФЗ <2>, является положение о закупке. Этот стратегический документ, основная цель которого заключается в регламентации закупочной деятельности АУ, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

<2> Если АУ не утвердило и не разместило положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, оно обязано осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Несмотря на то что Закон N 223-ФЗ предусматривает возможность закрепления в положении о закупке порядка регулирования всех компонентов закупочной деятельности АУ, реализация такой возможности представляется нецелесообразной.

Во-первых, положение о закупке по своей сути должно быть относительно стабильным локальным актом АУ, что предопределятся как установлением им основополагающих правил осуществления закупок, так и особым порядком его утверждения (внесения изменений) - решением наблюдательного совета АУ. Частым поправкам данный документ подвергаться не должен в принципе (да и технически, организационно это очень проблематично), однако это станет неизбежным при регулировании положением о закупке всех составляющих закупочной деятельности АУ.

Во-вторых, регламентация достаточно широкого круга вопросов, связанных с закупочной деятельностью как напрямую, так и опосредованно, при попытке создать такой симбиоз обернется рядом организационных, технических и других сложностей.

В-третьих, возможны различные способы регулирования разных компонентов закупочной деятельности АУ: как исключительно положениями Закона N 223-ФЗ (например, требования к размещению сведений о закупке на официальном сайте) или локальным актом АУ (в частности, определение начальной (максимальной) цены закупки), так и альтернативным способом (например, реализация права АУ размещать (не размещать) на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом N 223-ФЗ и (или) Законом N 94-ФЗ). Это обусловливает зависимость различных компонентов закупочной деятельности АУ либо от их законодательного регулирования (например, требования к содержанию плана закупок товаров, работ, услуг на соответствующий год (далее - план закупок)), либо от усмотрения уполномоченных должностных лиц АУ (к примеру, порядок ведения претензионной работы, определяемый руководителем учреждения).

В-четвертых, из всех локальных актов АУ, регулирующих закупочную деятельность, только положение о закупке является императивно-публичным документом, подлежащим доведению до сведения неограниченного круга лиц в целях раскрытия порядка и способов осуществления закупок. При этом иные локальные акты АУ так и остаются внутренними документами, недоступными (по общему правилу) для третьих лиц.

С учетом изложенного представляется целесообразным регламентировать закупочную деятельность АУ его различными локальными актами, одним из которых является положение о закупке. Но при реализации этого предложения возникает проблема - необходимо разграничить правовые нормы, регулирующие закупочную деятельность АУ, на две категории:

  1. подлежащие закреплению исключительно в положении о закупке;
  2. имеющие возможность альтернативного закрепления как в положении о закупке, так и в иных локальных актах АУ.

В силу требований Закона N 223-ФЗ, а также необходимости раскрыть для неограниченного круга лиц отдельные правила ведения закупочной деятельности АУ к первой категории следует отнести нормы, регулирующие:

  V   способы  закупки,  критерии  их  разграничения   и   порядок  закупки
указанными способами;
---------------------------------------------------------------------
V общие требования, предъявляемые к участникам закупки <3>;
---------------------------------------------------------------------
V информация, подлежащая размещению на официальном сайте;
---------------------------------------------------------------------
V сведения, подлежащие указанию в документации о закупке и извещении о
ней;
---------------------------------------------------------------------
V общие требования к заявке на участие в закупке;
---------------------------------------------------------------------
V порядок рассмотрения заявок на участие в закупке;
---------------------------------------------------------------------
V порядок заключения и исполнения договоров;
---------------------------------------------------------------------
V порядок заключения и исполнения договоров;
---------------------------------------------------------------------
V порядок создания, регламент работы комиссии по закупкам и ее
полномочия.
<3> Например:

а) соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе наличие необходимых лицензий, свидетельств, разрешений, допусков;

б) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в закупке;

г) отсутствие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N 223-ФЗ и N 94-ФЗ.

Ко второй категории норм, которые могут быть закреплены не в положении о закупке, а в иных локальных актах АУ, можно отнести следующие порядки:

  V   планирования закупок товаров, работ и услуг;
---------------------------------------------------------------------
V реализации требований положения о закупке;
---------------------------------------------------------------------
V определения начальной (максимальной) цены закупки;
---------------------------------------------------------------------
V определения единственного поставщика <4>;
---------------------------------------------------------------------
V разработки, согласования проектов договоров, ведения претензионной и
исковой работы.
<4> Данный порядок будет соответствовать требованиям Закона N 223-ФЗ в случае, если согласно положению о закупке процедура определения единственного поставщика не тождественна способу закупки у единственного поставщика. Тогда определение единственного поставщика находится за рамками осуществления соответствующего способа закупки. К началу такой закупки единственный поставщик уже определен в установленном АУ порядке.

Указанные положения могут быть объединены как в одном, так и в нескольких локальных актах АУ. При этом последний вариант представляется более рациональным, однако условием здесь являются взаимозависимость и взаимообусловленность данных документов, направленных на достижение общей цели - правовое регулирование организации закупочной деятельности АУ.

Среди названных локальных актов АУ в соответствии с предметом их регулирования можно выделить следующие:

  V   приказ о назначении председателя,  секретаря  и  членов  комиссии  по
закупкам;
---------------------------------------------------------------------
V инструкция о порядке реализации положения о закупке;
---------------------------------------------------------------------
V положение о порядке формирования плана закупки;
---------------------------------------------------------------------
V положение о порядке определения начальной (максимальной) цены
закупки;
---------------------------------------------------------------------
V инструкция о порядке ведения договорной, претензионной и исковой
работы <5>.
<5> Наименование, структура и содержание этих документов приводятся в качестве одного из возможных вариантов.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных документов.

Инструкция о порядке реализации положения о закупке

Положение о закупке, как было сказано выше, - это императивно-публичный документ, устанавливающий в том числе правила взаимоотношений АУ с третьими лицами при осуществлении им закупочной деятельности. Вместе с тем огромный пласт внутренних работ по организации закупок для нужд АУ, непосредственно связанных с закупками, предваряющих их и опосредующих результат закупок, также подлежит регламентации.

Указанные отношения и являются предметом регулирования инструкции о порядке реализации положения о закупке. При этом было бы ошибочно игнорировать значимость данного документа: от его применения во многом зависят как надлежащая организация, так и эффективность закупочной деятельности АУ.

В инструкции о порядке реализации положения о закупке целесообразно отразить следующие вопросы.

Общие положения об организации закупочной деятельности

В общие положения следует включить:

  1. основания и сроки начала осуществления процедур закупки <6>;
  2. порядок установления критериев оценки заявок на участие в закупке, разработки, согласования документации о закупке, извещения о ней, проекта договора, прилагаемого к документации о закупке, иных необходимых документов, а также определения должностных лиц, ответственных за выполнение указанных мероприятий, и сроков их выполнения;
  3. назначение должностного лица, ответственного за организацию закупочной деятельности АУ, с указанием перечня его обязанностей, например:

а) организация подготовки проекта плана закупки на соответствующий год, его согласование с уполномоченными должностными лицами АУ и представление на утверждение руководителю АУ;

б) определение начала осуществления процедур по закупкам;

в) определение применяемых способов закупки, установление требований к участникам закупки, а также критериев оценки заявок на участие в закупке;

г) оформление, согласование с заинтересованными должностными лицами АУ и представление документации о закупке на утверждение руководителю АУ;

д) оформление и согласование с заинтересованными должностными лицами АУ извещения о закупке, документации о ней, проекта договора, а также иных необходимых документов;

е) осуществление взаимодействия с участниками закупки по вопросам реализации их прав и выполнения обязанностей АУ, предусмотренных Законом N 223-ФЗ и положением о закупке;

ж) размещение в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, всех необходимых документов на официальном сайте;

з) координация деятельности комиссии по закупкам;

и) организация заключения договора по результатам закупки и осуществление контроля за его исполнением;

к) подготовка в установленные сроки сведений о заключенных автономным учреждением договорах по результатам закупок в соответствии с требованиями ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;

л) выполнение иных обязанностей в целях организации и осуществления закупочной деятельности АУ.

<6> При определении сроков начала процедур по осуществлению закупок нужно учитывать продолжительность разработки и согласования необходимых документов, применяемый способ закупки, длительность осуществления процедур посредством указанного способа, а также сроки поставки товаров с учетом потребности АУ и иные обстоятельства.

Порядок определения единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - один из наиболее широко применяемых способов закупки. Он позволяет оперативно приобретать товары, работы или услуги в условиях, когда стоимость закупки незначительна и обязанность осуществления конкурсных процедур отсутствует, а также закупать специфические товары, характеризующиеся эксклюзивностью, отсутствием функционирующего рынка, наличием регулируемых государством тарифов, императивностью конкретных поставщиков в отдельных видах правоотношений и другими обстоятельствами, при которых проведение конкурсных процедур нецелесообразно или невозможно. В то же время закупка у единственного поставщика является и одним из наиболее коррупционно опасных способов закупки, что предъявляет особые требования к обеспечению прозрачности процедуры определения такого поставщика.

Непосредственно порядок определения единственного поставщика, не имеющий внешнего выражения в виде конкурентных процедур и никоим образом на первый взгляд не зависящий от третьих лиц, не исключает возможности обоснованного принятия решения об определении такого поставщика - оно происходит посредством осуществления ряда мероприятий.

Конечно, эти процедуры в разных случаях могут и должны кардинально отличаться друг от друга в зависимости от фактических обстоятельств (стоимости закупки, ее предмета, срочности осуществления и т.д.). Однако представляется необходимым выработать единый механизм определения поставщика с учетом различных объективных факторов.

Для ряда закупок у единственного поставщика нецелесообразно осуществлять какие-либо предварительные специальные процедуры. В частности, сюда могут быть отнесены случаи:

В других ситуациях в основе процедур по определению единственного поставщика может лежать анализ (исследование) соответствующего рынка, по результатам которого должна быть дана обоснованная рекомендация об определении единственного поставщика товаров <7>. На основании указанного документа руководитель АУ и принимает решение о закупке у конкретного поставщика.

<7> Либо подтверждение факта отсутствия функционирующего рынка закупаемых товаров (императивность конкретного поставщика товаров).

Необходимо разграничить процедуры определения единственного поставщика в зависимости от стоимости закупки (до 100 тыс. руб. и свыше 100 тыс. руб.). Такая дифференциация позволит не усложнять осуществление незначительных по стоимости закупок, обеспечить достаточную прозрачность и обоснованность выбора единственного поставщика, а также исключить коррупциогенные факторы за счет привлечения к указанной процедуре разных заинтересованных лиц.

В качестве иллюстрации приведем примерное содержание обоих порядков.

Порядок определения единственного поставщика при стоимости закупки не более 100 000 руб.

  1. В целях закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб., начальник заинтересованного подразделения АУ подает начальнику хозяйственного отдела согласованную с главным бухгалтером заявку на приобретение соответствующих товаров. В ней указываются необходимость (целесообразность) закупки товаров, их потребное количество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), сроки поставки и иные требования.
  2. Начальник хозяйственного отдела в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения соответствующей заявки, организует проведение исследования рынка по предмету закупки, по результатам исследования составляется отчет.
  3. Отчет о результатах исследования рынка должен содержать следующие сведения: наименования предполагаемых контрагентов, их адреса, предлагаемые ими условия поставки товара, в том числе его стоимость, срок поставки и др., а также указание на наиболее полно отвечающего интересам АУ поставщика. К отчету о результатах исследования рынка прилагаются документы, на основании которых оно проводилось.
  4. Отчет о результатах исследования рынка подписывается лицом, проводившим указанное исследование, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается начальником хозяйственного отдела.
  5. Отчет о результатах исследования рынка в срок не позднее двух рабочих дней с даты его утверждения представляется начальником хозяйственного отдела на рассмотрение руководителю АУ, который вправе принять решение:
  1. В случае принятия руководителем АУ решения о закупке товаров в установленном порядке заключается договор.

Порядок определения единственного поставщика при стоимости закупки более 100 000 руб.

  1. При закупке у единственного поставщика в случаях, определенных положением о закупке, начальник хозяйственного отдела докладывает руководителю АУ о необходимости закупки товаров с приложением соответствующих выписок из утвержденного плана закупки <8>. Указанный доклад согласовывается с начальником заинтересованного подразделения АУ и главным бухгалтером, которые несут ответственность за необходимость закупки, ее целесообразность и соответствие установленной цены рыночным условиям.
<8> Если закупка у единственного поставщика проводится после признания закупки, осуществляемой иным способом, несостоявшейся, к докладу также прилагается копия соответствующего протокола комиссии по закупкам.
  1. На основании доклада, указанного в п. 1 настоящего порядка, руководитель АУ принимает решение:
  1. В случаях, предусмотренных абз. 3 и 4 п. 2 настоящего порядка, начальник хозяйственного отдела готовит проект изменений в план закупок на соответствующий год, который в установленном порядке согласовывается, представляется на утверждение руководителю АУ, после чего размещается на официальном сайте.
  2. В целях реализации решения руководителя АУ о закупке у единственного поставщика начальник хозяйственного отдела в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения руководителем АУ, организует проведение исследования рынка по предмету закупки, по результатам которого составляется отчет <9>.
<9> Установление критериев оценки поставщиков осуществляется лицом, проводящим исследование рынка, по согласованию с начальником подразделения АУ, в интересах которого осуществляется закупка.
  1. Отчет о результатах исследования рынка должен содержать наименования предполагаемых поставщиков, адреса их местонахождения, предлагаемые ими условия поставки товара, в том числе стоимость, срок поставки и др., а также указание на наиболее полно отвечающего интересам АУ поставщика. К отчету о результатах исследования рынка прилагаются документы, на основании которых оно проводилось.
  2. Отчет о результатах исследования рынка подписывается лицом, проводившим указанное исследование, утверждается начальником хозяйственного отдела и главным бухгалтером, которые несут ответственность соответственно за качество и достоверность проведенного исследования рынка и соответствие предлагаемой цены товара рыночным условиям.
  3. Утвержденный отчет о результатах маркетингового исследования в день его утверждения передается председателю комиссии по закупкам, который в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения указанного отчета обязан организовать заседание комиссии по закупкам по этому вопросу. По результатам его рассмотрения комиссия по закупкам принимает решение в форме протокола:
  1. На основании протокола, указанного в п. 7 настоящего порядка, руководитель АУ принимает решение:
  1. При принятии руководителем АУ решения об осуществлении закупки у поставщика, определенного комиссией по закупкам, начальник хозяйственного отдела организует проведение закупки у единственного поставщика в порядке и сроки, которые предусмотрены положением о закупке.

В заключение приведем образец оформления отчета о результатах исследования рынка. Другие названные выше локальные акты АУ (порядок определения начальной (максимальной) цены закупки, порядок формирования плана закупки, инструкция о порядке ведения договорной, претензионной и исковой работы) будут рассмотрены в следующем номере журнала.

    УТВЕРЖДАЮ                               УТВЕРЖДАЮ
Главный бухгалтер Начальник хозяйственного отдела
В.П. Петров И.В.Козлов
" " " "
---- ------------ 2013 г. ---- ------------ 2013 г.

Отчет о результатах исследования рынка по закупке электросварочного аппарата

  1. Предмет исследования рынка: электросварочный аппарат со следующими техническими характеристиками: мощность, вес, год изготовления и т.д. (далее - товар).
  2. Цель исследования рынка: определение единственного поставщика товара, наиболее полно соответствующего интересам АУ.
  3. Способы исследования рынка: запрос коммерческих предложений, анализ прейскурантных и (или) каталожных цен поставщиков товара, публикуемых в Интернете.
  4. Критерии оценки поставщиков: стоимость товара, срок его поставки, порядок оплаты, наличие и продолжительность гарантийного срока на товар.
  5. Лицо, проводившее исследование рынка: А.С. Иванов, специалист по закупкам.
  6. Срок проведения исследования рынка: с 26 марта по 8 апреля 2013 г.
 N 
п/п
  Наименование 
поставщика, его
местонахождение
 Стоимость 
товара с
НДС, руб.
 Срок поставки
товара/
гарантийный
срок
Порядок оплаты
товара
  Примечание 
 1 
ООО "Ромашка", 
г. Уфа
175 000,00 
(с учетом
доставки)
10 рабочих    
дней с даты
предоплаты/
3 года
50% -         
предоплата,
50% - по факту
поставки
товара
Производитель
 2 
ЗАО "Василек", 
г. Москва
201 000,00 
(самовывоз)
30 календарных
дней с даты
предоплаты/
1 год
70% -         
авансирование,
30% - по факту
поставки
товара
-            
 3 
ООО "Тюльпан", 
г. Москва
174 000,00 
(самовывоз)
30 рабочих    
дней с даты
предоплаты/нет
100% -        
предоплата
Производитель
 4 
ФГУП           
"Гладиолус",
г. Санкт-
Петербург
181 500,00 
(с учетом
доставки)
25 календарных
дней с даты
заключения
договора/
6 месяцев
100% - по     
факту поставки
      -      

Вывод:

По результатам проведенного исследования рынка и на основании установленных критериев закупку электросварочного аппарата рекомендуется осуществить у ООО "Ромашка".

Приложение: коммерческие предложения, прейскурантные (каталожные) цены на 14 л.

    Специалист по закупкам      Иванов                        /А.С. Иванов/

Порядок определения начальной (максимальной) цены закупки

Одна из самых актуальных проблем закупочной деятельности АУ - определение начальной (максимальной) цены закупки. Отсутствие нормативного регулирования этого вопроса, с одной стороны, открывает перед автономным учреждением широкие возможности в плане самостоятельного установления такого порядка, позволяющего учитывать специфику деятельности АУ и соответствующего рынка. С другой стороны, это возлагает на АУ дополнительный груз ответственности и приводит к необходимости использовать процедуры, с помощью которых можно подтвердить обоснованность установления начальной (минимальной) цены закупки.

Рассматриваемая проблема имеет важнейшее значение для АУ: неправильное решение может привести как к необоснованным расходам, так и к невозможности осуществить закупку. Особенно остро это проявляется в отношении закупок товаров (работ, услуг), не имеющих функционирующего рынка, товаров зарубежного производства и эксклюзивных товаров.

Чтобы разрешить данную проблему, целесообразно установить в автономном учреждении порядок определения начальной (максимальной) цены закупки. Приведем примерное содержание такого документа.

Положение о порядке определения начальной (максимальной) цены закупки

  1. Настоящее положение определяет порядок определения начальной (максимальной) цены закупки товаров АУ.
  2. Порядок определения начальной (максимальной) цены закупки (далее - начальная цена), установленный настоящим положением, применяется при закупке товаров, работ, услуг способами, предусмотренными положением о закупке, в случае, если цена закупки составляет 100 000 руб. и более (с учетом НДС).
  3. Определение начальной цены осуществляется в отношении:
  1. Для определения начальной цены в отношении товаров, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 3 настоящего положения, по результатам мониторинга рынка, а также имеющегося опыта взаимодействия с контрагентами АУ начальник хозяйственного отдела по согласованию с начальником подразделения АУ, в интересах которого планируется осуществление закупки, определяет не менее трех предполагаемых поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - поставщики).
  2. Указанным поставщикам одновременно направляются одинаковые по содержанию запросы по цене закупки товаров с указанием конкретных характеристик, требований и условий поставки, срока, в течение которого могут быть представлены предложения о цене, а также иные документы.
  3. По истечении установленного срока поступившие документы в срок не позднее одного рабочего дня обобщаются и представляются на рассмотрение главному бухгалтеру, который обязан осуществить проверку достоверности и обоснованности представленных предложений о цене, а также иных документов, по результатам чего выдать соответствующее заключение в письменном виде.

В целях выполнения данной обязанности главный бухгалтер вправе самостоятельно запрашивать дополнительную информацию и документы у поставщиков, а также проводить дополнительные исследования рынка.

Указанное заключение, а также все представленные документы должны быть переданы главным бухгалтером председателю комиссии по определению начальной цены в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения документов от начальника хозяйственного отдела.

  1. Поступившие предложения о цене закупки, иные документы, а также соответствующее заключение главного бухгалтера подлежат анализу комиссией по определению начальной цены, назначаемой приказом руководителя АУ. По результатам анализа она устанавливает начальную цену закупки товаров, отражаемую в протоколе заседания комиссии.

Протоколы заседания комиссии по определению начальной цены являются основаниями для внесения соответствующих сведений в план закупки.

  1. При осуществлении закупки товаров по истечении продолжительного периода времени от момента составления плана закупки (более шести месяцев), значительного повышения цен на соответствующие товары, признания закупки несостоявшейся по причине отсутствия заявок поставщиков или в иных случаях по решению руководителя АУ могут проводиться мероприятия, предусмотренные настоящим положением, в целях уточнения начальной цены с внесением при необходимости соответствующих изменений в план закупки.

Порядок формирования плана закупки

В силу требований ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ на АУ возлагается обязанность по размещению на официальном сайте плана закупки на срок не менее чем один год. Указанным правовым актом, а также Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Постановление N 932), установлены требования к плану закупки.

Вместе с тем планирование закупочной деятельности - сложный и кропотливый процесс, требующий согласованных действий различных подразделений АУ. Этот факт, а также необходимость учета специфических особенностей деятельности АУ, урегулирования вопросов определения ответственных должностных лиц за организацию соответствующей работы, установления сроков ее осуществления и других обстоятельств делают целесообразным разработку локального акта АУ о порядке формирования плана закупки. Примерное содержание такого документа приведено ниже.

Положение о порядке формирования плана закупки

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями законодательства РФ, положением о закупке и определяет порядок формирования плана закупки.
  2. План закупки представляет собой планирующий документ - документ, содержащий информацию о предполагаемых в течение планируемого календарного года закупках товаров, потребность АУ в которых определяется на дату его составления исходя из установленных показателей, нормативов, программ развития, планов ремонта, производственных программ и иных данных, объемов и стоимости необходимых товаров, сроков исполнения соответствующих договоров, способов закупки и других сведений.
  3. План закупки формируется АУ в соответствии с требованиями Постановления N 932.

В план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей АУ.

В план закупки не включаются:

  1. План закупки составляется АУ по форме, утвержденной Постановлением N 932, в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и должен содержать следующие сведения:

План закупки должен иметь помесячную разбивку.

В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждается план закупки, в него также включаются сведения на весь период осуществления закупки товаров до момента исполнения договора.

  1. Корректировка плана закупки осуществляется в случае:
  1. Если закупка товаров осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о ней или вносимых в них изменений.
  2. Должностным лицом, ответственным за подготовку проекта плана закупки (проекта изменений в план закупки), его согласование с уполномоченными должностными лицами, представление на утверждение руководителю АУ, размещение на официальном сайте, является начальник хозяйственного отдела.
  3. В срок до 1 ноября года, предшествующего планируемому, начальники подразделений АУ представляют начальнику хозяйственного отдела сведения о потребностях в товарах на планируемый год (с указанием наименования товаров, требований, предъявляемых к ним, их потребного количества (объема), сроков поставки) с приложением обоснования такой необходимости и соответствующих расчетов.
  4. В срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому, начальник хозяйственного отдела:
  5. обобщает представленные сведения, формирует проект плана закупки и согласовывает его:
  1. представляет согласованный проект плана закупки на утверждение руководителю АУ.

В срок до 25 декабря года, предшествующего планируемому, начальник хозяйственного отдела размещает в установленном порядке план закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

  1. В случае необходимости корректировки плана закупки начальник заинтересованного подразделения АУ представляет начальнику хозяйственного отдела сведения о необходимости внесения изменений в план закупки с учетом требований настоящего положения.

Изменения в плане закупки (плане закупки в новой редакции) размещаются на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в срок не позднее пяти календарных дней с момента их утверждения руководителем АУ с учетом требований п. 6 настоящего положения.

Инструкция о порядке ведения договорной, претензионной и исковой работы

Данный локальный акт <1> определяет ответственных должностных лиц и устанавливает порядок организации работы по подготовке проектов договоров, их согласованию, подписанию, контролю за их исполнением, а также принятию необходимых мер, направленных на урегулирование возникающих споров, вытекающих из договоров, в том числе при привлечении контрагентов АУ к гражданско-правовой ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

<1> При необходимости указанные вопросы могут быть регламентированы и отдельными локальными актами (например, положением о договорной работе).

Некоторые из перечисленных вопросов (порядок заключения и исполнения договоров) должны быть включены в положение о закупке, но лишь в части, необходимой для выполнения соответствующих требований Закона N 223-ФЗ <2> и отражения порядка заключения автономным учреждением договоров с победителем закупки (в основном это касается сроков и последствий отказа победителя закупки от заключения договора).

<2> Так, зачастую требование Закона N 223-ФЗ об определении порядка исполнения договоров реализуется в положении о закупке следующим образом: "Исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, осуществляется сторонами в соответствии с требованиями ГК РФ и иных федеральных законов".

Предложенный вариант регламентации закупочной деятельности АУ является лишь одним из многих и имеет как преимущества, так и недостатки. Что лучше - положение о закупке, представляющее собой единый свод правил закупочной деятельности АУ, или ряд самостоятельных взаимосвязанных локальных актов, каждый из которых имеет свой предмет регулирования, - вопрос вкуса и практики правоприменения.

Тем не менее все проблемы, рассмотренные в настоящей статье, подлежат правовому регулированию в той или иной форме. Разработка и установление прозрачных и, что важно, эффективных процедур, определяющих порядок закупки, а также правил осуществления мероприятий, непосредственно связанных с этим порядком, - залог успешной закупочной деятельности автономного учреждения.

Д.Е.Зайков

К. ю. н.,

начальник юридической службы

ФАУ "25 Государственный научно-исследовательский

институт химмотологии

Министерства обороны РФ"