Мудрый Экономист

Должностная инструкция преподавателя

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2013, N 5

По просьбам наших читателей и в помощь кадровому или другому работнику, которому поручено разрабатывать должностные инструкции в учреждениях образования, приведем примерный образец, на основании которого вы сможете разработать должностные инструкции для преподавателей в зависимости от их специализации. В данной инструкции отражены общие права и обязанности преподавателя общеобразовательного учреждения специального профессионального образования.

    ГОУ СПО "Медицинское училище                                  Утверждаю
(техникум)"
Директор ГОУ СПО
"Медицинское училище
Должностная инструкция N 25/П (техникум)"
преподавателя Васильев Н.С. Васильев
"16" января 2013 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики преподавателя образовательного учреждения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

1.2. Преподаватель назначается и освобождается от должности директором учреждения.

1.3. Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и пройти дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении - без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Преподаватель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-производственной работе.

1.5. Преподавателю непосредственно подчиняется лаборант (если преподаватель выполняет обязанности заведующего кабинетом).

1.6. В своей деятельности преподаватель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными правовыми актами субъекта РФ всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.7. Преподаватель должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

1.8. Преподаватель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

Преподаватель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение.

3.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения.

3.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой учреждения.

3.5. Разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся.

3.6. Ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.

3.7. Реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с учащимися актуальные события современности.

3.8. Обеспечивает достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов).

3.9. Оценивает эффективность и результаты обучения учащихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.

3.10. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию учащихся.

3.11. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации).

3.12. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.13. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, повышает свою квалификацию.

3.14. Принимает участие в общероссийских, областных, региональных, внутриучилищных конкурсах.

3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

3.16. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

3.17. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит учащимся инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа.

3.18. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации учреждения в целях контроля и оценки деятельности педагога.

3.19. Заменяет на уроках временно отсутствующих преподавателей по распоряжению заместителя директора по учебно-производственной работе с оплатой замены в установленном порядке.

3.20. Дежурит по училищу в соответствии с графиком дежурств.

3.21. Проходит периодические медицинские обследования.

3.22. Соблюдает этические нормы поведения в учреждении, быту, общественных местах.

3.23. В случае отсутствия заведующего кабинетом исполняет его обязанности в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом.

3.24. В начале каждого полугодия проводит инструктажи с обучающимися по охране труда по утвержденным в учреждении инструкциям, делая записи в книге учета инструктажей по охране труда.

4. Права

Преподаватель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом.

4.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. Свободно выбирать и использовать методы оценки знаний учащихся.

4.5. Повышать свою квалификацию.

4.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.7. Давать учащимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к учащимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных уставом.

4.8. Имеет другие права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом училища, правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Преподаватель:

5.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общеучилищных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

5.2. В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы преподавателя в каникулы утверждается приказом директора.

5.3. Заменяется на период временного отсутствия преподавателями той же специальности или преподавателями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данной группе.

5.4. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками учреждения.

6. Ответственность

6.1. В установленном трудовым законодательством Российской Федерации порядке преподаватель несет дисциплинарную ответственность:

6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка преподаватель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

6.3. За виновное причинение училищу или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей преподаватель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу, до подписания трудового договора.

7.2. Копия инструкции передается работнику под роспись.

7.3. Факт ознакомления с инструкцией и получения ее копии подтверждается подписью работника в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

И.Г.Силко

Эксперт журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"