Разработка плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений культуры
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
Письмом Минкультуры России от 13.02.2013 N 988-01-39/04-НМ до федеральных учреждений культуры доведены Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государственным учреждением культуры, находящимся в ведении Минкультуры России (далее - Методические рекомендации). Чем обусловлена разработка данных Рекомендаций и каковы их основные положения, расскажем в данной статье.
Прежде всего напомним, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) в целях совершенствования государственной социальной политики планируется увеличить к 2018 г. размер реальной заработной платы работников учреждений социального сектора, в том числе работников учреждений культуры в 1,4 - 1,5 раза.
Согласно п. 5 Правил N 1454 <1> в целях реализации поставленных Президентом РФ задач в 2013 г. на указанные выше цели главными распорядителями средств федерального бюджета поквартально осуществляется доведение бюджетных ассигнований:
- до федеральных казенных учреждений путем увеличения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на обеспечение выполнения функций учреждений в части оплаты труда работников;
- до федеральных бюджетных и автономных учреждений путем увеличения субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) с заключением соглашений в установленном порядке.
Условиями доведения и использования таких бюджетных ассигнований, ЛБО и субсидий являются (п. 7 Правил N 1454):
- наличие у федерального государственного учреждения плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры (далее - план мероприятий);
- внесение изменений в положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения в части выполнения норм Указа N 597 и использования дополнительных средств на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников;
- заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем федерального государственного учреждения, в котором устанавливаются его обязанности о необходимости достижения в 2013 г. показателей соотношения средней заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в федеральном государственном учреждении, и средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ.
Таким образом, при разработке плана мероприятий, наличие которого - одно из основных условий доведения и использования средств, предоставляемых на повышение оплаты труда работников, учреждения культуры могут руководствоваться названными Методическими рекомендациями. В них приводится примерная структурная схема построения плана мероприятий учреждения, отражающего развитие учреждения сферы культуры на период с 2013 по 2018 г.
Структура и содержание плана мероприятий
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций план мероприятий учреждения должен состоять из следующих разделов:
- I "Цели разработки плана учреждения";
- II "Проведение структурных реформ в учреждении культуры";
- III "Целевые показатели (индикаторы) развития учреждения культуры до 2018 г., в том числе меры, обеспечивающие их достижение";
- IV "Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры";
- V "Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт".
Далее рассмотрим подробнее порядок формирования разд. III, IV, V плана мероприятий.
Целевые показатели (индикаторы) развития учреждения культуры
Такие показатели устанавливаются в соответствии с Государственной программой РФ "Развитие культуры и туризма", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 N 2567-р, отраслевыми департаментами министерства.
Согласно п. 2.3 указанной Программы с учетом специфики сфер культуры развитие учреждений культуры косвенно оценивается по следующим ключевым показателям (индикаторам):
- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 г. (в %). Данный индикатор отражает востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;
- прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 г. Этот показатель отражает успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность;
- прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 г. (в %). Он позволяет определить динамику числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры. Положительная динамика значений данного индикатора свидетельствует о повышении уровня профессионального мастерства российских участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественных школ в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала отечественного искусства.
Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития учреждений культуры в соответствии с Методическими рекомендациями, являются:
- создание механизма стимулирования работников учреждения культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных услуг;
- поэтапный рост оплаты труда работников учреждения культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах РФ в соответствии с Указом N 597;
- обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры.
Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры
В соответствии с Методическими рекомендациями разработка и проведение таких мероприятий должны осуществляться с учетом:
- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р;
- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На 2013 г. такие Рекомендации утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 (Протокол N 11).
Стоит отметить, что эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры характеризуется таким показателем, как динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы в субъектах РФ в 2013 - 2018 гг. При этом под динамикой понимаются значения, формируемые на основании данных Росстата о заработной плате работников, полученные на основе формы "зп-культура" <2>.
<2> Данная форма и Указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 30.10.2012 N 574.Основные мероприятия, связанные с переходом на эффективный контракт
В данный раздел плана мероприятий согласно Методическим рекомендациям необходимо включить следующие подразделы:
- Совершенствование системы оплаты труда. Данный подраздел предусматривает:
а) подготовку предложений по разработке (изменений) показателей эффективности деятельности учреждений культуры, направляемых ежегодно письмом в Минкультуры;
б) проведение ежегодных мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых от структурных преобразований учреждения культуры, а также за счет средств от приносящей доход деятельности. При этом в целях возможного высвобождения средств на повышение оплаты труда рекомендуется провести следующие мероприятия:
- реструктуризацию учреждения путем исключения дублирующих структур, слияния нескольких подразделений;
- оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
- вывод непрофильных функций учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг, по возможности перевод работников младшего обслуживающего персонала, работающих неполный рабочий день, на условия по договору гражданско-правового характера;
- сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала (рекомендуемое сокращение, установленное в размере 15 - 20%);
- по возможности перевод работников творческих профессий на срочный трудовой договор;
в) внесение изменений в положение об оплате труда работников учреждения культуры в части выполнения норм Указа N 597 и использования дополнительных средств на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников.
- Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры рекомендуется осуществлять посредством проведения следующих мероприятий:
а) обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока высококвалифицированных кадров в учреждения культуры. Для этого следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям;
б) заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Стоит отметить, что рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта будут разработаны и утверждены в ближайшее время Минтрудом;
в) обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждения культуры с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения. Рекомендуется установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры не более 40%.
К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). При этом, если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, рекомендуется его поддерживать.
- Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом N 597. Мероприятия по проведению мониторинга осуществляются путем представления отчетов по форме "зп-культура".
Заключение
В заключение отметим, что разработанный план мероприятий учреждения утверждается приказом (распоряжением) учреждения и после согласования с профильным департаментом Минкультуры направляется в Департамент экономики и финансов.
Одновременно с планом мероприятий направляется локальный акт учреждения о внесении изменений в положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения в части выполнения норм Указа N 597 и использования дополнительных средств на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников.
Л.Ларцева
Редактор журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"