Бюджетные инвестиции в объекты спорта
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание спорту в целом и, в частности, строительству новых и реконструкции старых спортивных сооружений. Данное направление деятельности требует значительных капитальных вложений - бюджетных инвестиций. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Какие нормативные документы регулируют этот процесс? Каков порядок отражения в бухгалтерском учете производимых операций? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.
В Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (утверждены Минфином) указано, что объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП в области физической культуры и спорта, в 2013 г. составит 1,3 млрд руб., а в 2014 г. - 0,1 млрд руб.
В соответствии с п. 2 ст. 79 БК РФ решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и сметной стоимостью менее 1,5 млрд руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций
Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 (далее - Постановление N 1456, Правила).
Минфин и Федеральное казначейство подготовили совместное Письмо с разъяснением порядка реализации в 2013 г. указанного Постановления (Письмо Минфина России N 02-14-05/5145, Федерального казначейства N 42-74-05/51-114 от 22.02.2013).
Постановление N 1456 и утвержденные им Правила устанавливают право государственных органов, имеющих функции и полномочия учредителя, осуществлять финансовое обеспечение капитальных вложений в 2013 г. двумя способами.
- Передача организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов (далее - передача полномочий).
- Предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти - получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее - предоставление субсидий).
Передача полномочий. Передача органами власти своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органов власти государственных контрактов учреждениям осуществляется по решению Правительства РФ на основании соглашений о передаче полномочий.
Соглашения о передаче полномочий заключаются в отношении каждого объекта и должны содержать:
а) предмет соглашения (договора) о передаче полномочий, который включает в себя:
- наименование объекта, его мощность, площадь, объем, протяженность, емкость, вместительность или иные параметры;
- сроки строительства (приобретения);
- сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), рассчитанные в ценах соответствующих лет и отвечающие принятым в установленном порядке решениям Правительства РФ или главного распорядителя;
- общий объем капитальных вложений, в том числе объем бюджетных ассигнований, предусмотренный органу власти как главному распорядителю бюджетных средств, рассчитанный в ценах соответствующих лет согласно предусмотренному в федеральной адресной инвестиционной программе объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций;
б) положения, устанавливающие права и обязанности организаций по заключению и исполнению от имени РФ в лице органов власти государственных контрактов;
в) положения об ответственности организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
г) положения, устанавливающие права органов власти и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, предусмотренных заключенными соглашениями (договорами) о передаче полномочий.
Операции с бюджетными инвестициями, осуществляемыми бюджетными и автономными учреждениями в рамках переданных соответствующим органом власти полномочий по заключению и исполнению в лице указанных органов государственных контрактов, учитываются на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств с кодом 14, открытом в органе Федерального казначейства.
Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения соглашения (договора) о передаче полномочий представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия лицевого счета по переданным полномочиям, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Основанием для открытия лицевого счета по переданным полномочиям является копия соглашения (договора) о передаче полномочий.
У учреждения на основании государственных контрактов возникают бюджетные обязательства в пределах лимитов по переданным полномочиям, отраженных на лицевом счете.
Учреждение обеспечивает учет принятого бюджетного обязательства, связанного с капитальными вложениями, в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" учреждение вносит сведения о государственном контракте в реестр контрактов.
Предоставление субсидий. При предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений согласно п. 16 Правил между органом власти как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию на капитальные вложения, и организацией заключается соглашение о предоставлении субсидии.
Субсидии на капитальные вложения предоставляются органами власти организациям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке органам власти как получателям средств федерального бюджета на указанные цели.
Соглашения (договоры) о предоставлении субсидий заключаются в отношении каждого объекта и должны содержать:
а) предмет соглашения (договора) о предоставлении субсидии, включающий:
- наименование объекта, его мощность, площадь, объем, протяженность, емкость, вместительность или иные параметры;
- сроки строительства (приобретения);
- сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), рассчитанные в ценах соответствующих лет и отвечающие принятым в установленном порядке решениям Правительства РФ или главного распорядителя;
- общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе размер субсидии на капитальные вложения, рассчитанный в ценах соответствующих лет согласно решениям Правительства РФ или главного распорядителя, при этом размер субсидии на капитальные вложения должен соответствовать объему бюджетных ассигнований, предусмотренному в федеральной адресной инвестиционной программе на указанные цели;
- права и обязанности сторон соглашения (договора) о предоставлении субсидий и порядок их взаимодействия при реализации соглашения (договора) о предоставлении субсидий;
б) условия о соблюдении организациями при использовании субсидий на капитальные вложения положений, установленных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в отношении бюджетных учреждений;
в) положения, устанавливающие обязанность организаций по открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета операций по получению и использованию субсидий на капитальные вложения;
г) сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий на капитальные вложения;
д) положения, устанавливающие право получателей средств федерального бюджета, предоставляющих субсидии на капитальные вложения, и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, установленных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
е) порядок возврата организациями средств не использованных на начало очередного финансового года ранее перечисленных им субсидий на капитальные вложения;
ж) порядок возврата организациями использованных сумм в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
з) порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидий на капитальные вложения организациями.
Эти субсидии поступают на лицевой счет, который предназначен для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций с кодами 21, 31 (отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, отдельный лицевой счет автономного учреждения), открытый в органе Федерального казначейства в установленном порядке.
Кассовые расходы организаций при осуществлении капитальных вложений, связанные с оплатой обязательств по договорам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта, осуществляются после проверки органом Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг.
Отражение в бухгалтерском учете капитальных вложений
После завершения отдельных этапов строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства учреждение учитывает увеличение стоимости вложений в основные средства.
После государственной регистрации права оперативного управления объектом капитального строительства учреждение отражает в бухгалтерском учете увеличение стоимости основных средств.
Далее приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по осуществлению капитальных вложений (бюджетных инвестиций) двумя способами финансового обеспечения в соответствии с Приложением 1 к Письму Минфина России от 22.02.2013 N 02-14-05/5145.
1. При передаче учреждению полномочий государственного заказчика. Операции, связанные со строительством объекта государственной собственности и приобретением объекта в государственную собственность, в рамках переданных организациям полномочий подлежат отражению в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией N 162н <1>. Учреждение составляет и представляет в орган власти бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Инструкцией N 191н <2>.
<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Содержание операции | Дебет | Кредит | ||||
Отражение в учете формирования вложений в объекты капитального | ||||||
строительства | ||||||
Доведение лимитов БО на текущий финансовый год | 1 501 15 000 | 1 501 13 000 | ||||
Принятие БО в сумме заключенных договоров на | 1 501 11 000 | 1 502 11 000 | ||||
Принятие денежных обязательств в сумме | 1 502 11 000 | 1 502 12 000 | ||||
Перечисление авансового платежа по договору | 1 206 00 560 | 1 304 05 000 | ||||
Формирование вложений в объекты капитального | 1 106 11 310 | 1 302 00 730 | ||||
Принятие денежных обязательств в сумме расчетов | 1 502 11 000 | 1 502 12 000 | ||||
Зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 00 830 | 1 206 00 660 | ||||
Исполнение принятых обязательств по договору | 1 302 00 830 | 1 304 05 000 | ||||
Закрепление созданных объектов на праве оперативного управления за | ||||||
Передача сформированных вложений в объекты | 1 215 33 530 | 1 106 11 410 | ||||
Принятие к учету сформированных вложений в | 4 106 11 310 | 4 401 10 180 | ||||
Принятие учреждением к учету объекта ОС | 4 101 10 310 | 4 106 11 310 | ||||
Формирование расчетов с учредителем в сумме | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 | ||||
2. При предоставлении учреждению субсидии на осуществление капитальных вложений. Операции, производимые за счет средств бюджетных инвестиций при предоставлении субсидии, подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета с кодом вида деятельности 6. Такая норма содержится в п. 21 Инструкции N 157н <3>.
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности за счет субсидий операции, связанные со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объекта или приобретением объекта в государственную собственность, отражаются в бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н <4> (или Инструкцией N 183н <5>). Учреждение составляет и представляет в орган власти бухгалтерскую (финансовую) отчетность на основании Инструкции N 33н <6>.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
<6> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Содержание операции | Дебет | Кредит | |
Получение субсидии на осуществление капитальных | 6 201 11 510 | 6 205 81 660 | |
Перечисление авансового платежа согласно | 6 206 00 560 | 6 201 11 610 | |
Формирование вложений за счет субсидии на | 6 106 11 310 | 6 302 00 830 | |
Зачет ранее перечисленного аванса | 6 302 00 830 | 6 206 00 660 | |
Оплата принятых работ, оказанных услуг | 6 302 00 830 | 6 201 11 610 | |
Принятие к учету доходов от получения субсидии | 6 205 81 560 | 4 401 10 180 | |
Принятие к учету учреждением по виду | 6 304 06 830 | 6 106 11 410 | |
Принятие к учету ОС (с приложением документов, | 4 101 10 310 | 4 106 11 310 | |
Формирование расчетов с учредителем в сумме | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 |
Налогообложение
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина России от 22.02.2013 N 02-14-05/5145 и в пп. 14 п. 26 ст. 251 НК РФ, в налоговой базе по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ денежные средства, которые в виде субсидий получают организации из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по НДС не включаются.
Отчетность в органы статистики
Бюджетные и автономные учреждения, получающие денежные средства на осуществление бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, обязаны ежемесячно представлять в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по месту их нахождения отчет о ходе выполнения работ (оказания услуг) на объектах по форме, утвержденной указанной службой по согласованию с Минэкономразвития и Минфином.
Федеральная служба государственной статистики, в свою очередь, представляет сводные отчеты о ходе выполнения работ (оказания услуг) на объектах в Минфин и Минэкономразвития. Эти нормы поименованы в п. п. 3, 4 Правил.
Осуществление контроля
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" все инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов различного уровня, подлежат проверке на предмет эффективности использования этих средств.
Проверке подлежит сметная стоимость инвестиционных проектов на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов. Данная проверка проводится в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством РФ осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов РФ осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами РФ органы.
О.Лунина
Редактор журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"