Мудрый Экономист

Правомерность применения аутсорсинга в образовательном учреждении

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

Для того чтобы система образования была конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых. Одним из путей повышения эффективности системы образования является развитие частно-государственного партнерства (ЧГП) в сфере образования, в том числе дошкольного. В этой статье рассмотрим применение в образовании одного из механизмов ЧГП - аутсорсинга.

Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса - дать образовательным учреждениям возможность сосредоточить усилия на образовательной деятельности и получить более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.

В Письме Минобрнауки России от 04.02.2011 N 03-66 "О применении механизма частно-государственного партнерства в сфере образования" (далее - Письмо Минобрнауки России N 03-66) указано, что внешним исполнителям можно передать такие хозяйственные функции образовательных учреждений, как:

Таким образом, образовательные учреждения вправе передавать исполнение перечисленных выше функций специализированным организациям.

Внешними исполнителями указанных функций могут быть юридические лица, либо индивидуальные предприниматели, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица (далее - аутсорсеры).

Кроме того, Законом о бухучете <1> и Инструкцией N 157н <2> предусмотрено, что руководитель учреждения вправе передать по договору ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). То есть учреждение вправе перевести на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета и отчетности.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

При передаче функций по ведению бухгалтерского учета аутсорсерам следует учитывать, что формирование первичной учетной документации должны осуществлять работники учреждения. Например, в их обязанности может входить:

Таким образом, аутсорсерам передаются только функции по формированию показателей бюджетного и налогового учета, составление бюджетной и налоговой отчетности. При этом используются представленные учреждением первичные учетные документы.

Положительные черты аутсорсинга

Основная цель аутсорсинга - снижение затрат при условии улучшения качества. Привлечение аутсорсеров позволяет обеспечить:

Это позволяет избавиться от налаживания вспомогательных процессов, осуществления рутинной работы и сконцентрировать внимание на основной деятельности учреждения.

Основные моменты перехода на аутсорсинг

Однако перед тем, как передать выполнение отдельных функций аутсорсеру, учреждению следует обязательно взвесить все за и против и учесть все требования законодательства.

Прежде всего при переводе выполнения отдельных функций аутсорсеру следует определить их конкретный перечень. Например, можно передать функции по организации горячего питания учащихся, уборку помещений и территории.

Затем нужно оценить целесообразность и эффективность такой передачи. Следует сопоставить затраты, которые учреждение несло бы, если бы выполняло определенные функции самостоятельно, с затратами, которые оно будет иметь по оплате этих услуг аутсорсерам.

При этом перевод на аутсорсинг отдельных функций будет целесообразным, если затраты учреждения будут значительно выше, чем расходы по оплате услуг, оказываемых аутсорсерами.

Экономию расходов можно определить, однако на начальном этапе выполнения переданных аутсорсеру функций заранее удостовериться в эффективности того, что будет предоставлено по аутсорсингу, достаточно сложно. В этом случае учреждение рискует получить оказание услуг несоответствующего качества.

Немаловажным моментом является выбор аутсорсера. В Письме Минобрнауки России N 03-66 определены обязательные и факультативные требования к претендентам:

а) обязательные:

б) факультативные:

Лишь взвесив все за и против и придя к положительному решению о передаче части функций аутсорсеру, учреждение организует работу по размещению заказа на их передачу.

Взаимоотношения образовательных учреждений и аутсорсеров

Взаимоотношения образовательных учреждений или муниципалитетов с аутсорсерами строятся на основе государственных или муниципальных контрактов. Порядок их привлечения и требования, которым они должны отвечать, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказах).

Передача хозяйственных функций образовательных учреждений может осуществляться (Письмо Минобрнауки России N 03-66):

а) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме на основании Закона о госзаказах. В ходе конкурсного отбора претендент должен представить подробный план своей будущей деятельности по эффективному хозяйственному обеспечению деятельности образовательных учреждений, в котором определяет этапы выполнения работ, сроки реализации, прописывает пути взаимодействия и направления партнерской деятельности, раскрывает эффективные механизмы своих полномочий, выстраивает и прописывает перспективы взаимодействия с представителями бизнеса при негосударственном финансировании и многое другое.

Размещение заказов путем аукциона возможно только в отношении товаров (работ, услуг), Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (например, услуги по уборке помещений);

б) без проведения торгов (ст. 55 Закона о госзаказах). Передача внешнему исполнителю (единственному поставщику (исполнителю, подрядчику)) хозяйственных функций образовательного учреждения возможна в случаях, если:

В отношении образовательных учреждений пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о госзаказах предусмотрено, что они могут осуществлять поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг без проведения торгов на сумму, не превышающую в течение квартала 400 000 руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;

Например, правительство субъекта РФ принимает решение о передаче образовательными учреждениями некоторых хозяйственных функций, не связанных непосредственно с образовательным процессом, на аутсорсинг (внешнему исполнителю). Для реализации данного решения администрация каждого поименованного в постановлении муниципального образования проводит конкурс и выбирает исполнителя, который будет взаимодействовать с образовательными учреждениями этого муниципального образования. Договоры с исполнителем образовательные учреждения заключат уже без проведения конкурса.

Автономные образовательные учреждения заключают договоры с внешними исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В заключаемом с аутсорсером договоре о возмездном оказании услуг оговариваются отношения, определяющие:

Следует заметить, что договоры, оформляющие отношения в рамках аутсорсинга, носят длительный характер; услуги, оказываемые в рамках этих договоров, - повторяющиеся, а не разовые.

Бухгалтерский учет

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, затраты по оплате оказанных аутсорсерами услуг следует относить на статьи (подстатьи) исходя из предмета договора.

Например, если предметом договора является:

Задолженность учреждения по оказанным услугам отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 401 20 xxx "Расходы хозяйствующего субъекта", 0 109 60 (70, 80, 90) xxx "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"

Кредит счета 0 302 xx 730 (000) "Расчеты по принятым обязательствам".

Оплата оказанных услуг отражается следующей записью:

Дебет счета 0 302 xx 830 (000) "Расчеты по принятым обязательствам"

Кредит счетов 0 304 05 xxx "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 0 201 11 610 (000) "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 (000) "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации".

И.Зернова

Редактор журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"