Мудрый Экономист

Изменение типа учреждения с бюджетного на автономный: выгоды, практические нюансы и риски для учреждения

"Руководитель бюджетной организации", 2013, NN 6, 7

В прошлом номере была опубликована статья об изменении типа учреждения с бюджетного на автономный - даны разъяснения, кому из действующих бюджетных учреждений выгодно перейти в статус автономного и что для этого нужно сделать. Материал вызвал читательский интерес. Продолжим обсуждение данной темы.

Действующее федеральное законодательство предусматривает возможность изменения типов существующих государственных и муниципальных учреждений, в том числе с бюджетного на автономный <1>. После вступления в силу положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) правовое положение бюджетных учреждений в значительной степени приблизилось к правовому положению автономных учреждений. Кроме того, в последние годы заметно изменилось и правовое положение автономных учреждений - самостоятельности в ведении финансово-хозяйственной деятельности у них заметно поубавилось. Однако между бюджетными и автономными учреждениями сохраняются значимые различия, которые необходимо учитывать при принятии решения об изменении типа учреждения с бюджетного на автономный. В данной статье приводятся обзор и анализ изменений, практических особенностей, выгод и рисков, которые несет в себе для бюджетного учреждения превращение его в автономное.

<1> Статья 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях").

Отличия в сферах деятельности

Если сферы деятельности бюджетных учреждений законодательством никак не ограничены <2>, то автономные могут создаваться и функционировать только в определенных федеральным законодательством сферах в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и полномочий органов местного самоуправления. К таким сферам относятся наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, охрана лесов от пожаров, государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, классификация и освидетельствование судов, деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, микрофинансовая деятельность <3>.

<2> Часть 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
<3> Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях).

Гарантии государственному или муниципальному учреждению при изменении его типа на автономный

Федеральное законодательство предоставляет следующие гарантии государственному или муниципальному учреждению при изменении его типа на автономный.

Во-первых, имущество, закрепляемое за учреждением при изменении его типа на автономный, должно быть достаточным для обеспечения учреждению возможности осуществлять предусмотренную его уставом деятельность <4>. По букве закона это в числе прочего означает, что, если за существующим бюджетным учреждением не закреплено свое помещение, используемое для осуществления уставной деятельности, и это оно, например, используется на условиях безвозмездного пользования, при превращении учреждения в автономное учредитель должен озаботиться тем, чтобы изменить эту ситуацию и закрепить данное помещение за создаваемым автономным учреждением на праве оперативного управления (естественно, если это помещение необходимо учреждению для осуществления той деятельности, которая будет предусматриваться ее уставом).

<4> Часть 10 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

Во-вторых, при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества, закрепленного за государственным или муниципальным учреждением <5>. Это означает, что после даты издания распорядительного документа о создании автономного учреждения (именно этот документ обозначает момент начала процесса создания автономного учреждения) учредитель уже не имеет права изъять какое-то имущество у учреждения. Поэтому, если учредитель считает целесообразным забрать какое-то имущество, делать это, следуя букве закона, он может только ранее этого срока - изымая имущество не у бюджетного учреждения, которое уже начало превращаться в автономное, а просто у бюджетного учреждения.

<5> Часть 11 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

Отличия в финансовой деятельности

Во-первых, если лицевые счета бюджетных учреждений должны открываться и вестись исключительно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований <6>, то автономные учреждения могут открывать свои счета не только в Казначействе и указанных органах, но и в кредитных организациях, то есть банках <7>. При этом обязательность ведения счета в Казначействе или соответствующих финансовых органах имеет место только в случае, если автономное учреждение осуществляет операции со средствами бюджетных инвестиций и средствами, поступающими учреждению в рамках обязательного медицинского страхования <8>. Такая возможность позволяет автономному учреждению более оперативно распоряжаться своими средствами, в том числе поступающими от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Вместе с тем существует практика, когда учредитель принуждает автономное учреждение отказываться от своего права обслуживаться в банке и заставляет учреждение вести счета только в Казначействе. Мотивируется это, как правило, необходимостью контроля за финансовыми операциями учреждения. Кроме того, здесь существует и правовая неопределенность. В федеральном законодательстве об автономных учреждениях декларируется не только их право открывать лицевые счета в банках и Казначействе, но и право учредителей этих учреждений заключать соглашения с территориальными органами Казначейства об открытии учреждениям лицевых счетов. На практике трактовка этого такова, что право учредителя здесь весомее, поэтому фактически воспользоваться своим правом автономное учреждение может оказаться не в состоянии из-за давления учредителя.

<6> Часть 1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
<7> Часть 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.
<8> Части 3.6 и 3.8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Во-вторых, если бюджетное учреждение не имеет права заниматься инвестиционной деятельностью, а именно размещать свободные денежные средства на банковских депозитах и совершать сделки с ценными бумагами <9>, в отношении автономного учреждения такого запрета нет. Воспользоваться этой возможностью автономное учреждение может, например, в том случае, если средства субсидии на выполнение государственного или муниципального задания перечисляются учреждению не ежемесячно, а ежеквартально, то есть учреждение может размещать временно свободные средства субсидии на банковском депозите.

<9> Часть 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

Вместе с тем на практике размещение на банковском депозите средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного или муниципального задания, может вызывать возражения со стороны учредителя. Учредитель может ссылаться на бюджетное законодательство, которое позволяет размещать бюджетные средства на банковских депозитах и получать дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах только федеральным органам исполнительной власти, а также государственным органам исполнительной власти тех субъектов РФ, где степень дотационности бюджета не превышает определенный уровень <10>. Но правовой анализ говорит, что данное положение БК РФ не относится ни к автономным учреждениям, ни к средствам получаемых ими субсидий.

<10> Статья 236 БК РФ.

В соответствии с бюджетным законодательством автономное учреждение не является получателем бюджетных средств <11>, то есть полученные автономным учреждением средства субсидии не могут рассматриваться как бюджетные. В силу того же бюджетного законодательства автономное учреждение не является участником бюджетного процесса <12>, то есть не участвует в процессе исполнения бюджета. Что же такое средства субсидии, получаемой автономным учреждением, в трактовке бюджетного законодательства? Это бюджетные ассигнования <13>, к которым в числе прочего относятся, например, выплаты по государственным или муниципальным контрактам <14> или пенсии, пособия, компенсации и другие виды социальных выплат <15>. Поэтому отметим, что, если в споре с учреждением учредитель приравнивает бюджетные ассигнования к бюджетным средствам, это ведет к абсурдному выводу, что и строительная фирма, получившая оплату по государственному или муниципальному контракту, и гражданин, получивший социальное пособие, не имеют права размещать полученные средства на банковском депозите.

<11> См. определение понятия "получатель бюджетных средств" в ст. 6 БК РФ.
<12> Часть 1 ст. 152 БК РФ.
<13> Статьи 69 и 69.1 БК РФ.
<14> Статья 69 БК РФ.
<15> Статьи 69 и 74.1 БК РФ.

Однако продолжая запрещать автономным учреждениям размещать средства субсидии на банковском депозите, учредитель может извлечь на свет такой документ, как Письмо Минфина России от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24, в котором говорится, что получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные установленные источником средств целевого финансирования условия их предоставления. Основанием для такого вывода в Письме называется налоговое законодательство <16>, однако в указанном первоисточнике об условиях, определяемых источником финансирования, говорится только в отношении грантов, а общим требованием ко всем видам целевого финансирования (в том числе субсидиям автономным учреждениям) является использование по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами. В рассматриваемом случае это выполнение автономным учреждением государственного или муниципального задания.

<16> Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Кроме того, в самом Письме указывается: настоящее Письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме. Таким образом, во-первых, некорректно ставить данное Письмо над такими положениями федеральных законов, как самостоятельное распоряжение автономным учреждением своими доходами в соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях <17> и применение запрета на размещение средств на банковском депозите только в отношении бюджетных учреждений в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях <18>, а во-вторых, данное разъяснительное Письмо касается исключительно вопроса об обложении средств целевого финансирования налогом на прибыль. Ну и, наконец, чтобы даже подумать о возможности применения этого Письма, в каком-то официальном документе, подписанном учредителем (например, соглашении между учредителем и учреждением о выполнении задания), должно присутствовать то самое условие учредителя (источника целевого финансирования), что учреждение не имеет права размещать средства субсидии на банковском депозите, хотя опять же такое условие будет противоречить вышеприведенным положениям федеральных законов.

<17> Часть 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.
<18> Часть 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

Вместе с тем следует помнить, что в соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях такое учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться своими доходами только для достижения целей, ради которых оно создано <19>.

<19> Часть 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Поэтому доход от получения банковских процентов может быть использован автономным учреждением только на осуществление той своей деятельности, которая направлена на осуществление предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами <20>, то есть, по сути, на выполнение того же самого государственного или муниципального задания.

<20> Часть 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Отличия в распоряжении имуществом

Если бюджетное учреждение без согласия собственника (учредителя) не имеет права самостоятельно распоряжаться никаким недвижимым имуществом <21>, то автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом (которое не относится к недвижимому имуществу), закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение <22>. Вместе с тем здесь имеет место некая правовая коллизия. В принципе у автономного учреждения не может быть ни недвижимого, ни движимого имущества, которое не было бы закреплено за ним учредителем, так как любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем <23>. Получается, что, даже если учреждение заработало денег, например на платных услугах, и приобрело какую-то недвижимость, эта недвижимость, становясь имуществом автономного учреждения, должна быть закреплена за ним новым собственником этого имущества - Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципалитетом. Таким образом, формально здесь имеет место некий замкнутый круг - став закрепленным, это имущество уже не может расцениваться как объект самостоятельного распоряжения учреждением.

<21> Часть 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
<22> Часть 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях.
<23> Часть 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях.

Если бюджетное учреждение обязано проводить торги при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования любым государственным и муниципальным имуществом (движимым и недвижимым) <24>, то в отношении автономного учреждения такое требование имеется только касательно недвижимого имущества <25>. На региональном или муниципальном уровне могут существовать нормативные правовые акты, предусматривающие проведение торгов в отношении любого государственного или муниципального имущества или любого государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за любым государственным и муниципальным учреждением. Однако такие акты противоречат не только вышеприведенной норме федерального законодательства, но и норме федерального законодательства о праве автономного учреждения на самостоятельное распоряжение частью своего имущества <26>.

<24> Пункт 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
<25> Пункт 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
<26> Часть 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях.

Отличия в правоспособности создавать или участвовать в создании других юридических лиц

Если бюджетное учреждение с согласия собственника (учредителя) вправе создавать только некоммерческие организации <27>, то в отношении автономных учреждений такого ограничения нет - они с согласия своего учредителя могут создавать или участвовать в создании как некоммерческих, так и коммерческих организаций <28>.

<27> Часть 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях.
<28> Часть 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях.

При этом, если бюджетное учреждение может передавать создаваемой некоммерческой организации денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, вкладом автономного учреждения при создании как коммерческой, так и некоммерческой организации может быть только недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда, Архивного фонда, национального библиотечного фонда). Иными словами, в отношении имущества, которое учреждения зарабатывают самостоятельно, ситуация здесь различная - бюджетному учреждению при согласии учредителя разрешено передавать это имущество создаваемым организациям, а автономным учреждениям - запрещено.

Вместе с тем следует отметить существующую правовую неопределенность, связанную с возможностью автономных учреждений создавать при согласии учредителя такую коммерческую организацию, как общество с ограниченной ответственностью (ООО). В соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях любое их имущество является государственным или муниципальным <29>. Однако органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено отдельными федеральными законами <30>. В связи с этим возникает неоднозначность с тем, подпадает ли согласие органов государственной власти и органов местного самоуправления на внесение автономным учреждением государственного или муниципального имущества в уставный капитал ООО под этот запрет.

<29> Часть 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях.
<30> Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Изменения в распоряжении доходами

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться только теми доходами, которые в законодательстве называются доходами от приносящей доход деятельности <1>. На практике под таковыми понимаются доходы, которые бюджетное учреждение получает от оказания платных услуг и выполнения платных работ. Следовательно, доходами, поступающими из бюджета, бюджетное учреждение распоряжаться самостоятельно не может, хотя если подходить к этому вопросу строго с буквы закона, то и деятельность бюджетного учреждения по выполнению государственного или муниципального задания за счет предоставленной на это субсидии может считаться приносящей доход деятельностью, поскольку налоговое законодательство относит любые субсидии бюджетным учреждениям к понятию "доход" <2>.

<1> Абзац 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ.
<2> Статья 251 НК РФ.

В отношении автономного учреждения правовая ситуация иная - любые доходы такого учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено федеральным законодательством об автономном учреждении. Это законодательство ограничивает автономные учреждения в самостоятельности распоряжения доходами в тех же самых случаях, которые прямо установлены и для бюджетных учреждений: совершение крупных сделок, сделок, где имеется заинтересованность, возвращение в бюджет неиспользованных остатков средств субсидий, предоставленных на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, и т.д. Отличительным ограничением, характерным именно для автономных учреждений, здесь является только то, что совершать операции с бюджетными инвестициями и средствами, поступающими автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, оно может только через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ или финансовых органах муниципальных образований <3>.

<3> Части 3.6 и 3.8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях).

Поэтому, например, если применение в бюджетном учреждении так называемых новых систем оплаты труда, "спускаемых" в учреждение учредителем, может иметь правовые основания, поскольку законодательство не устанавливает самостоятельность бюджетных учреждений в распоряжении всеми доходами, в отношении автономных учреждений такая позиция учредителя правовых оснований не имеет. В федеральном законодательстве не содержится положений, которые бы обязывали органы государственной власти и органы местного самоуправления вводить эти системы оплаты труда во всех типах государственных и муниципальных учреждений. Внедрение такой системы в автономном учреждении по инициативе учредителя формально может носить исключительно рекомендательный характер. В связи с этим примечательно то, что федеральное правительство по отношению к своим федеральным учреждениям действует вполне корректно - в федеральных нормативных правовых актах, вводящих новую систему оплаты труда в федеральных учреждениях, идет речь именно о казенных и бюджетных учреждениях <4>. Такая же корректная позиция находит отражение и в ряде региональных и муниципальных нормативных правовых актов, однако во многих случаях эти системы оплаты труда вводятся, как говорится, "чохом" для любых типов муниципальных или государственных учреждений.

<4> См. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Изменения в налогообложении

В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение вправе работать по упрощенной системе налогообложения - прямой запрет на ее применение распространяется только на бюджетные и казенные учреждения <5>. Вместе с тем автономное учреждение может применять такую систему только при соблюдении следующих условий: средняя численность работников учреждения за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн руб. <6>. Переход на упрощенную систему налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а также НДС <7>.

<5> Подпункт 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
<6> Подпункты 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
<7> Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ.

Изменения в осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Если в настоящий момент бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны руководствоваться нормами федерального законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд <8>, а с 1 января 2014 г. - нормами нового федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд <9>, то автономные учреждения при осуществлении таких закупок руководствуются нормами законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц <10>. Сравнительный анализ различных правил закупок, применяемых по отношению к бюджетным и автономным учреждениям, заслуживает отдельной большой статьи, отметим лишь, что в целом автономные учреждения имеют гораздо больше самостоятельности в установлении своих собственных правил игры при осуществлении закупок, которые должны быть отражены в локальном документе - положении о закупках. Ключевой характеристикой автономного учреждения в данном вопросе является то, что, помимо таких обязательных способов осуществления закупки, как конкурс и аукцион, автономное учреждение может предусмотреть в своем положении о закупках иные способы - запрос предложений, запрос цен, сравнение цен и т.д., установив порядок их применения <11>.

<8> Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<9> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Вступает в силу 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, начинающих действовать в более поздние сроки.
<10> Пункт 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
<11> Часть 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Также укажем, что с 1 января 2014 г. бюджетные учреждения, осуществляя закупки, могут пользоваться тем же законодательством, что и автономные учреждения, если расходы на закупки производятся:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС) <12>.
<12> Часть 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Изменения в управлении учреждением

В отличие от бюджетного у автономного учреждения существует такой отдельный орган управления, как наблюдательный совет. К его компетенции относятся рассмотрение и принятие решений как по некоторым вопросам, которые в бюджетном учреждении относятся к компетенции учредителя, так и по вопросам, характер которых имеет отношение к правовому статусу именно автономного учреждения.

Сравнение компетенций руководящих органов бюджетного и автономного учреждений

       Вопрос      
   Автономное учреждение   
   Бюджетное учреждение
 Внесение изменений
в устав
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель после
рассмотрения рекомендаций
наблюдательного совета <1>
Решение принимается
учредителем (ч. 4 ст. 14
Закона о некоммерческих
организациях <2>)
 Создание и        
ликвидация
филиалов, открытие
и закрытие
представительств
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель <1>
Компетенция в
законодательстве точно не
определена, на практике
решение руководителя
учреждения согласовывает
учредитель
 Реорганизация и   
ликвидация
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель <1>
Решение принимает
учредитель (ч. 2.1 ст. 16
и ч. 5 ст. 18 Закона о
некоммерческих
организациях)
 Изъятие имущества,
закрепленного за
учреждением на
праве оперативного
управления
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель <1>
Компетенция в
законодательстве точно не
определена, на практике
решение принимает
учредитель
 Участие учреждения
в других
юридических лицах,
в том числе
внесение денежных
средств и иного
имущества в
уставный
(складочный)
капитал других
юридических лиц
или передача
такого имущества
иным образом
другим юридическим
лицам, в качестве
учредителя или
участника
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель <1>
Решение принимает
учредитель (ч. 4 ст. 24
Закона о некоммерческих
организациях)
 План финансово-   
хозяйственной
деятельности
Рассматривается            
наблюдательным советом,
утверждает руководитель
учреждения <1>
По усмотрению учредителя
утверждает он или
руководитель учреждения
<3>
 Проекты отчетов о 
деятельности
учреждения и об
использовании его
имущества, об
исполнении плана
его финансово-
хозяйственной
деятельности,
годовая
бухгалтерская
отчетность
учреждения
Рассматривается            
наблюдательным советом,
утверждает руководитель
учреждения <1>
Отчет о деятельности
учреждения и об
использовании его
имущества утверждает
руководитель учреждения и
согласует учредитель
<4>, бухгалтерскую
отчетность, включая отчет
об исполнении плана
финансово-хозяйственной
деятельности, утверждает
руководитель учреждения
<5>
 Совершение сделок 
по распоряжению
имуществом,
которое относится
к недвижимому
имуществу и особо
ценному движимому
имуществу,
закрепленному за
учреждением
учредителем или
приобретенным
учреждением за
счет средств,
выделенных ему
учредителем на
приобретение этого
имущества
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
учредитель <1>
Решение принимает
учредитель (ч. 10 ст. 9.2
Закона о некоммерческих
организациях)
 Совершение крупных
сделок
Согласовывается            
наблюдательным советом <1>
Решение принимает
учредитель (ч. 13 ст. 9.2
Закона о некоммерческих
организациях)
 Совершение сделок,
в которых имеется
заинтересованность
Согласовывается            
наблюдательным советом <1>
Решение принимает
учредитель (ч. 3 ст. 27
Закона о некоммерческих
организациях)
 Выбор кредитных   
организаций, в
которых учреждение
может открыть
банковские счета
Рассматривается            
наблюдательным советом,
решение принимает
руководитель учреждения <1>
Вопрос не относится к
правоспособности
бюджетного учреждения
 Проведение аудита 
годовой
бухгалтерской
отчетности
автономного
учреждения и
утверждение
аудиторской
организации
Согласовывается            
наблюдательным советом <1>
Вопрос не относится к
правоспособности
бюджетного учреждения
 Положение о       
закупках
Утверждается наблюдательным
советом <6>
Вопрос не относится к
правоспособности
бюджетного учреждения
<1> Статья 11 Закона об автономных учреждениях.
<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
<3> Пункт 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
<4> Пункт 10 Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н (далее - Приказ Минфина N 114н).
<5> Пункты 5 и 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
<6> Пункт 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Также характеристикой автономного учреждения, отличающей его от бюджетного учреждения, является то, что в отношении руководителя автономного учреждения отсутствует требование включать в трудовой договор, заключаемый с ним учредителем, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, а также условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя <13>.

<13> Часть 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Изменения в контроле за деятельностью учреждения

В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение обязано ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации <14>. В соответствии с Правилами опубликования этих отчетов <15> они подлежат опубликованию не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, и должны содержать сведения за каждый из двух предшествующих опубликованию лет.

<14> Часть 10 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.
<15> Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 N 684 "Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества".

Отчет о деятельности автономного учреждения в дополнение к общим требованиям к содержанию отчетов о деятельности любых государственных и муниципальных учреждений <16> должен включать в себя:

Кроме того, в отличие от бюджетного учреждения по усмотрению своего наблюдательного совета автономное может быть обязано проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности <18>.

<16> Приказ Минфина N 114н.
<17> Данная позиция, хоть и продолжает присутствовать в Правилах опубликования отчетов автономного учреждения, не может считаться актуальной, так как понятия "программы развития автономных учреждений" уже не существует в федеральном законодательстве об автономных учреждениях.
<18> Пункт 12 ч. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях.

К.Г.Чагин

Консультант

по социальной политике

Института экономики города

Москва