Мудрый Экономист

Создание бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 11

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ N 3266-1) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Обратите внимание! С 01.09.2013 в Российской Федерации вступит в силу новый базовый закон об образовании - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Образовательные учреждения являются юридическими лицами и по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Статья 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяют, что государственные муниципальные учреждения делятся на три типа:

При этом каждый из указанных типов работает по своим правилам, определенным соответствующими нормативными документами. В частности, правовые основы деятельности бюджетных учреждений установлены ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ и Законом N 7-ФЗ.

Согласно ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ N 3266-1 к образовательным учреждениям относятся в том числе учреждения высшего профессионального образования, т.е. высшие учебные заведения (далее - вузы).

Основным нормативным документом, регулирующим отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования, выступает Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон N 125-ФЗ).

На основании п. 8 ст. 27 Закона N 125-ФЗ высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями (далее - бюджетные вузы), вправе быть учредителями хозяйственных обществ.

Напомним, что в силу ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности. Создаваться такие общества могут в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица. Вместе с тем такие юридические лица, как учреждения, могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Иное как раз и предусмотрено п. 8 ст. 27 Закона N 125-ФЗ, в соответствии с которым бюджетные вузы вправе создавать хозяйственные общества без согласия собственника.

Однако об этом следует уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Таким органом исполнительной власти является Минобрнауки России, что следует из Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации".

Уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено бюджетным вузом в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Бюджетные вузы могут быть как единственными учредителями создаваемых ими обществ, так и участвовать в нем совместно с другими лицами.

Обратите внимание! В качестве обязательного условия создания такого общества вузом является то, что деятельность учреждаемого хозяйственного общества должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности - программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат самому вузу.

В качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества бюджетный вуз может внести денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, в порядке, установленном ГК РФ.

Бюджетные вузы в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ вносят права на использование результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными заведениями. То есть право использования результатов интеллектуальной деятельности вносится по лицензионному договору.

Денежная оценка права, вносимого бюджетным вузом в уставный капитал, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость доли или акций участника, оплачиваемых таким вкладом, составляет более 500 тыс. руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Обратите внимание! Внесенное в уставный капитал общества право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетный вуз вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, но при условии, что доля данного вуза в уставном капитале акционерного общества составит более чем 25% или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем 1/3. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

Распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, владельцами которых они являются, бюджетные высшие учебные заведения вправе только с предварительного согласия соответствующих собственников. Управление долями (акциями) в уставных капиталах обществ высшие учебные заведения осуществляют в порядке, установленном ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 27 Закона N 125-ФЗ. Права участников хозяйственных обществ от имени данных учебных заведений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные вузы, часть прибыли хозяйственных обществ, полученной данными вузами (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются:

Методические рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности содержатся в совместном Письме Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию от 03.12.2009 N 20-1834 (далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций создание вузом хозяйственного общества предусматривает несколько этапов:

Остановимся кратко на каждом из этапов.

Проведение инвентаризации для получения информации о результатах интеллектуальной деятельности. Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций проведение инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется вузом в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Определение перечня РИД, включая оценку охраноспособности. В соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций перечень РИД, права на использование которых могут быть внесены вузом в уставный капитал создаваемого общества, включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау). Данный перечень не может быть дополнен или изменен вузом.

Отбор РИД для практического применения (внедрения) осуществляется вузом самостоятельно. Он производится по результатам анализа базы данных учета РИД данного заведения и результатам исследований потребностей рынка по планируемым направлениям практического применения (внедрения) РИД, на что указывает п. 2.3 Методических рекомендаций.

После проведения отбора осуществляется оценка охраноспособности отобранных РИД, которая проводится вузом по результатам патентных исследований, выполняемых по ГОСТ Р 15.011-96. Заметим, что для оценки охраноспособности РИД целесообразно создание в вузе специального структурного подразделения, например отдела (управления) интеллектуальной собственности или центра передачи (трансфера) технологий. Результатами патентных исследований являются выводы о наличии либо отсутствии признаков охраноспособности отобранных РИД, что следует из п. 2.5 Методических рекомендаций.

Внесение изменений в устав бюджетного вуза. Как следует из п. 3 Методических рекомендаций, внесение изменений в устав высшего учебного заведения, предусматривающего создание хозяйственного общества, осуществляется в установленном порядке и с учетом Письма Минобрнауки России от 18.09.2009 N АХ-692/04, а также Писем Рособразования от 21.09.2009 N N 20-1398 и 20-1399.

Оформление исключительных прав бюджетного вуза на РИД. Оформление исключительных прав бюджетных вузов на РИД, отобранные для практического применения (внедрения), осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, перечисленными в п. 4 Методических рекомендаций.

Постановка объектов нематериальных активов на учет в вузе. Бухгалтерский учет исключительных прав на РИД (нематериальных активов), принадлежащих заведению, ведется вузом в соответствии с:

Проведение денежной оценки права использования исключительного права на РИД. В соответствии с п. 6.1 Методических рекомендаций денежная оценка права использования РИД, которое будет являться вкладом вуза в уставный капитал хозяйственного общества, проводится учреждением самостоятельно или с привлечением независимого оценщика. Заметим, что такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных вузом при создании или приобретении соответствующих РИД.

В случае если вуз планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более 500 тыс. руб., привлечение независимого оценщика является обязательным, на что указывает п. 6.2 Методических рекомендаций.

В силу п. 6.3 Методических рекомендаций денежная оценка права на использование РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно.

Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества, подготовка документов по созданию хозяйственного общества. Пунктом 7.1 Методических рекомендаций установлено, что выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества, а также подготовка учредительных документов по созданию хозяйственного общества для целей практического применения (внедрения) РИД осуществляются вузом единолично или совместно с соучредителем(ями) хозяйственного общества.

Принятие решений и рассмотрение документов для учреждения хозяйственного общества в целях практического применения (внедрения) РИД целесообразно отнести к компетенции ученого совета и (или) научно-технического совета учреждения. Об этом сказано в п. 7.2 Методических рекомендаций.

В решении ученого совета или научно-технического совета вуза о создании хозяйственного общества целесообразно отразить следующие предложения:

Данное положение следует из п. 7.3 Методических рекомендаций.

Порядок государственной регистрации и уведомления о создании хозяйственного общества Минобрнауки России. Решение о создании хозяйственного общества принимается на собрании его учредителей, на котором утверждается устав хозяйственного общества (п. 8.1 Методических рекомендаций). При наличии двух и более учредителей решение о создании хозяйственного общества оформляется протоколом общего собрания учредителей общества.

В случае если вуз является единственным учредителем создаваемого хозяйственного общества, решение о создании общества и об утверждении его устава принимается исключительно этим заведением на основании соответствующего решения научного (научно-технического) совета высшего учебного заведения и подписывается руководителем заведения.

Обратите внимание! Решение о создании хозяйственного общества, а также иные документы, необходимые для его создания, принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и направляются на государственную регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества. Об этом сказано в п. 8.2 Методических рекомендаций.

Уведомление Минобрнауки России о создании хозяйственного общества осуществляется в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества (п. 8.3 Методических рекомендаций).

Порядок формирования уставного капитала создаваемого хозяйственного общества. Согласно п. 9.1 Методических рекомендаций бюджетный вуз в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества вносит право на использование РИД, исключительные права на которые сохраняются за данным заведением. При этом внесенное в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества право на использование РИД не может предоставляться хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям.

В силу п. 9.2 Методических рекомендаций право на использование РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителей (учредителя) о создании хозяйственного общества непосредственно после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в Единый государственный реестр юридических лиц путем заключения между вузом и хозяйственным обществом лицензионного договора.

Требования к содержанию лицензионного договора и порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. ст. 1235 - 1237 ГК РФ. При этом вуз вправе заключить с хозяйственным обществом лицензионный договор либо на условиях простой (неисключительной) лицензии, либо на условиях исключительной лицензии в соответствии со ст. 1236 ГК РФ. Заметим, что в лицензионном договоре должна быть указана денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, что следует из п. 9.3 Методических рекомендаций.

Если исключительное право на РИД, вносимое вузом в уставный капитал, подлежит государственной регистрации, то вуз на основании п. 9.4 Методических рекомендаций должен зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте.

В случае наличия нескольких учредителей доля вуза в уставном капитале акционерного общества должна составлять более 25%, а в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более 1/3 (п. 9.5 Методических рекомендаций). При этом доля (акции) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц (участников) в уставном капитале хозяйственного общества, не являющегося бюджетным учреждением, может быть оплачена:

В соответствии со ст. 120 и п. 1 ст. 298 ГК РФ бюджетный вуз не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом или приобретенным заведением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. В связи с этим оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении вуза и закрепленные за этим заведением собственником либо приобретенные вузом за счет средств, выделенных заведению собственником на приобретение этого имущества, не могут быть самостоятельно им внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.

Полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении высших учебных заведений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Распоряжение доходами от долей бюджетного вуза в уставном капитале созданного хозяйственного общества. Бюджетный вуз вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия собственника (Росимущества). На это указывает п. 10.1 Методических рекомендаций.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставном капитале созданного хозяйственного общества, а также часть прибыли хозяйственного общества, полученная вузом (дивиденды), поступают в его самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности учреждения. Данное положение установлено п. 10.2 Методических рекомендаций.

Для реализации п. п. 10.1 и 10.2 Методических рекомендаций должны быть внесены соответствующие изменения в устав бюджетного вуза и генеральное разрешение главного распорядителя бюджетных средств, которому подведомственно высшее учебное заведение. Об этом сказано в п. 10.3 Методических рекомендаций.

Обратите внимание! Хозяйственные общества, созданные бюджетными вузами после 13.08.2009, могут пользоваться льготным режимом уплаты страховых взносов на обязательные виды социального страхования до 2019 г., на что указывает ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Чтобы иметь возможность уплачивать взносы по пониженным тарифам, хозяйственное общество, созданное вузом, должно удовлетворять следующим условиям:

Если эти условия одновременно выполняются, то созданное общество уплачивает страховые взносы по следующим тарифам (см. таблицу).

Размер страховых взносов, уплачиваемых обществом, %

       Наименование      
2012 - 2017 гг.
    2018 г.    
    2019 г.    
           ПФР           
       8       
      13       
      20       
          ФСС РФ         
       2       
       2,9     
       2,9     
          ФФОМС          
       4       
       5,1     
       5,1     

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
  2. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности: Распоряжение Минимущества России, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Минюста России от 22.05.2002 N 1272-р/Р-8/149.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
  5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  6. О Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности: Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 N 7.
  9. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  10. О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
  11. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
  12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  13. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  14. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
  15. Письмо Минобрнауки России от 18.09.2009 N АХ-692/04.
  16. Письмо Минобрнауки России, Федерального агентства по образованию от 03.12.2009 N 20-1834.
  17. Письмо Рособразования от 21.09.2009 N 20-1398.
  18. Письмо Рособразования от 21.09.2009 N 20-1399.

В.В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"