Премии руководителям за счет средств централизованного фонда стимулирования
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6
В редакцию нашего журнала недавно поступили вопросы следующего содержания. Как формируется централизованный фонд стимулирования в отношении муниципальных учреждений образования и как он расходуется? Может ли премия руководителям учреждения выплачиваться из фонда стимулирования всем руководителям образовательных учреждений в равных долях? Рассмотрим их.
Немного истории...
В 2008 г. государственные и муниципальные учреждения разработали новую систему оплаты труда. Также эта система была создана для государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - образовательные учреждения), и применяется в отношении работников, участвующих в реализации названных программ (в том числе в отношении учебно-вспомогательного и административного персонала).
Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливалась:
- в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- в муниципальных образовательных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Принцип формирования фонда стимулирования
Порядок формирования и распределения централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений устанавливается нормативными актами муниципальных органов власти. Поэтому учреждениям для того, чтобы понять, как на территории их муниципального образования формируется и распределяется фонд стимулирования, следует обратиться к законодательному акту, который применяется в данном муниципальном образовании, и изучить его положения. Анализ таких нормативных актов показал, что чаще всего централизованный фонд стимулирования формируется на уровне муниципалитетов. Данный фонд формирует учредитель в объеме, определенном в процентном соотношении от фонда оплаты труда (ФОТ) по муниципалитету. При этом часто используется такая формула:
ФОТцст = ФОТ x ц,
где ФОТцст - отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
Размер или диапазон ц устанавливается органом местного самоуправления.
Правила распределения централизованного фонда
Как мы уже говорили, централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений распределяется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в котором могут учитываться:
- результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме ЕГЭ на 3-й ступени и других независимых внешних формах оценки качества обучения на 1-й и 2-й ступенях;
- результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;
- физическое и психическое здоровье учащихся (по результатам мониторинга);
- создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
- количество преступлений и административных правонарушений, совершенных учащимися образовательных учреждений;
- количество обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до достижения ими 15-летнего возраста и не продолжающих обучение в других образовательных учреждениях или организациях;
- участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.
Стимулирование руководителей учреждений в виде производимых выплат - премий осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей. При определении необходимости премирования и размера премии дается оценка деятельности учреждения в целом и в отношении некоторых его отделов. Оценка деятельности учреждения и результатов работы руководителя учреждения производится по определенным критериям, которые устанавливаются в нормативном акте.
Так, в Положении о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей муниципальных образовательных учреждений, утвержденном Постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 29.12.2009 N 740, определено, что профессиональная деятельность руководителя оценивается экспертной комиссией в баллах по следующим критериям:
N | Критерий оценки | Балл |
1 | Обеспечение обязательности общего образования | 0 - 4 |
2 | Освоение обучающимися образовательных стандартов | 0 - 15 |
3 | Инновационная образовательная деятельность | 0 - 31 |
4 | Результаты выступления обучающихся на олимпиадах, конкурсах, | 0 - 15 |
5 | Результаты действия системы профилактики безнадзорности и | 0 - 4 |
6 | Улучшение материально-технической базы учреждения путем | 0 - 9 |
7 | Кадровое обеспечение | 0 - 5 |
8 | Уровень развития социального партнерства | 0 - 3 |
9 | Личный вклад в развитие краевой и муниципальных систем | 0 - 10 |
10 | Личное участие в профессиональных конкурсах, грантах, | 0 - 9 |
11 | Безопасность участников образовательного процесса | 0 - 7 |
12 | Наличие регулярно обновляемого сайта образовательного | 0 - 2 |
13 | Эффективность государственно-общественных форм управления | 0 - 3 |
14 | Наличие и активная деятельность органов самоуправления детей | 0 - 4 |
15 | Развитие дополнительного образования в учреждении | 0 - 10 |
16 | Научный потенциал руководителя (наличие личных публикаций) | 0 - 5 |
17 | Охват детей мероприятиями по оздоровлению, отдыху и занятости | 0 - 4 |
18 | Организация и проведение на базе общеобразовательного | 0 - 9 |
19 | Обеспечение эстетических условий, оформления образовательного | 0 - 5 |
20 | Работа по сохранению здоровья детей и подростков | 0 - 5 |
21 | Благоприятный психологический климат в коллективе (стабильный | 0 - 3 |
22 | Уровень исполнительской дисциплины руководителя (своевременное | 0 - 5 |
23 | Эффективное расходование бюджетных средств | 0 - 15 |
Как видите, баллы приведены в определенном диапазоне. Подробные условия присвоения баллов по тем или иным критериям также расписываются в нормативном акте. Например, критерию оценки деятельности руководителя учреждения "Результаты выступления обучающихся на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т.п." соответствует диапазон баллов с 0 до 15. Особенности присвоения баллов по этому критерию заключаются в наличии призеров:
- муниципальных олимпиад и конкурсов - 2 балла за каждого;
- краевых олимпиад и конкурсов - 4 балла за каждого;
- российских олимпиад и конкурсов - 6 баллов за каждого;
- международных олимпиад и научно-практических конференций - 8 баллов за каждого.
Максимальное количество баллов по данному направлению - 15.
Исходя из установленных критериев оценивается каждый показатель деятельности образовательного учреждения в баллах, затем оценки, зафиксированные в графе "Балл", суммируются, и тем самым определяется общая оценка по каждому учреждению.
В целях принятия объективного решения о выплатах стимулирующего характера руководителю учреждения создается комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности учреждений (далее - комиссия). Ее состав определяется учредителем, так же как и периодичность заседания комиссии. Чаще всего заседания проходят ежеквартально. На них комиссия рассматривает отчеты руководителей образовательных учреждений о выполнении целевых показателей деятельности учреждения. Обычно руководителям разрешено присутствовать на заседании комиссии и давать необходимые пояснения.
По результатам работы комиссии готовится проект приказа, сводная ведомость баллов, выводится рейтинг учреждений (обычно отдельно для средних и основных (начальных) школ, на основании которого определяется группа для начисления поправочного коэффициента. Например, в Положении о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений Свободненского района, утвержденном Приказом Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района от 07.07.2008 N 211 (далее - Положение N 211), группы рейтинга школ определены следующим образом:
- для средних общеобразовательных школ:
- 1 - 4-е место - 1-я группа;
- 5 - 8-е место - 2-я группа;
- 9 - 12-е место - 3-я группа;
- от 13-го и выше места - 4-я группа;
- для основных и начальных школ:
- 1-е место - 1-я группа;
- 2 - 3-е место - 2-я группа;
- 4 - 6-е место - 3-я группа;
- 7 - 8-е место - 4-я группа.
Согласно нормативным актам, регламентирующим порядок формирования и распределения централизованного фонда стимулирования руководителей, комиссия открытым голосованием принимает решение о размере премий. Размер и количество премий, выплачиваемых конкретному руководителю учреждения, как правило, максимальным пределом не ограничиваются. Решение комиссии оформляется протоколом.
Неиспользованные средства премиального фонда руководителя учреждения могут быть перераспределены и направлены на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также по решению комиссии направлены на оплату материальных затрат по учреждению.
Централизованные бюджетные ассигнования, направленные в текущем году учреждению на премирование руководителя учреждения сверх утвержденных ему плановых объемов, не учитываются при формировании общего фонда оплаты труда учреждения на очередной и последующие годы.
Один из вопросов наших читателей звучал так: может ли премия руководителям учреждения выплачиваться из фонда стимулирования всем руководителям образовательных учреждений в равных долях? Из нормативных актов, устанавливающих порядок распределения централизованного фонда стимулирования руководителей учреждения, следует, что размер премии определяется комиссией. В них не говорится о том, что нельзя распределить фонд стимулирования поровну между всеми руководителями. В то же время при распределении фонда устанавливается рейтинг каждого конкретного учреждения, по итогам которого получается, что у одного учреждения более высокие показатели в работе, а у другого более низкие. При таких данных распределять фонд равномерно между всеми руководителями учреждений нелогично. Теряется смысл, вкладываемый в формирование фонда. Те руководители, которые набрали больше баллов и у которых рейтинг выше, получают премию в большем размере, чем те, у которых показатели работы ниже.
Заметим, что в некоторых муниципалитетах бывают случаи, когда назначение выплат стимулирующего характера руководителям не производится или когда размер выплаты снижается либо она прекращает выплачиваться.
Как следует из п. п. 3.1 - 3.2 Положения N 211, назначение выплат стимулирующего характера не производится следующим категориям руководителей:
- не проработавшим отчетный период для назначения выплат в должности руководителя общеобразовательного учреждения;
- имеющим дисциплинарные взыскания за отчетный период. По решению комиссии по премированию при ежеквартальном начислении стимулирующих выплат руководителям, имеющим дисциплинарное взыскание в отчетный период, может быть уменьшен срок выплат на 1/3, 2/3 периода, в который производятся выплаты;
- под руководством которых образовательное учреждение в отчетном периоде показало неудовлетворительные результаты в ходе процедуры лицензирования, государственной аккредитации.
Руководителю учреждения выплата надбавки может быть прекращена до истечения срока, на который она была установлена, в случае:
- наличия случаев детского травматизма, несчастных случаев в учреждении;
- нарушения финансовой дисциплины учреждения;
- нарушения руководителем федерального и областного трудового законодательства, нормативных правовых актов в сфере размещения заказов для государственных нужд, положений БК РФ;
- низкого уровня исполнительской дисциплины руководителя, наличия административных, дисциплинарных взысканий, наличия обоснованных жалоб;
- нецелевого и неэффективного расходования областных бюджетных и внебюджетных средств;
- перерасхода фонда оплаты труда;
- установления фактов, чрезвычайных положений, угрожающих здоровью и жизни обучающихся и воспитанников, по причинам, зависящим от работы администрации учреждения;
- допущения кредиторской задолженности учреждения, неисполнения федеральных законов, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, областных законов, муниципальных правовых актов, приказов министерства образования и науки области;
- нарушения ведения документации учреждения, строгой отчетности установленного образца, ее учета и хранения;
- нарушения сроков, установленных государственной отчетностью, неисполнения инструктивно-распорядительной документации по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей;
- несвоевременного выявления и учета несовершеннолетних, уклоняющихся от продолжения обучения.
Снижение надбавки или прекращение ее выплаты производится за тот расчетный период, в котором имело место нарушение трудовой дисциплины или невыполнение должностных обязанностей. Если нарушение трудовой дисциплины и факт невыполнения должностных обязанностей обнаружены после выплаты надбавки, то снижение или прекращение ее выплаты производится за тот расчетный период, в котором они обнаружены.
Т.Щедрина
Эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"