О проведении росфиннадзором встречных проверок
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6
К нам в редакцию поступило письмо одного из подписчиков с просьбой разъяснить следующую ситуацию. В бюджетное учреждение пришли должностные лица территориального управления Росфиннадзора для проведения встречной проверки. Вправе ли Росфиннадзор проводить такие проверки? Должны ли они быть согласованы с органами прокуратуры? Каков порядок их назначения и проведения?
Что такое встречные проверки и вправе ли Росфиннадзор их проводить?
В соответствии с п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Согласно ст. 268 БК РФ Росфиннадзор контролирует использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных источников субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Порядок осуществления Росфиннадзором контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере установлен Административным регламентом исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент).
Целью проводимых Росфиннадзором ревизий и проверок является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 5.1 Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение N 89н), территориальные органы Росфиннадзора осуществляют контроль и надзор:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальные органы Росфиннадзора имеют право среди прочего проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:
- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;
- проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
В соответствии с пп. 5.14.2 Положения о Росфиннадзоре в целях реализации своих полномочий Росфиннадзор имеет право проводить встречные проверки. В силу пп. 5.14.2 Положения N 89н аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
Под встречной проверкой понимается процедура получения доказательств, которая проходит в рамках контрольных мероприятий путем сличения записей, документов и данных организаций любой организационно-правовой формы, получивших от проверяемой организации или передавших ей денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Основанием для встречной проверки выступает недостаток информации, который был выявлен в ходе контрольного мероприятия в проверяемой организации.
Обязан ли Росфиннадзор согласовывать проведение встречных проверок с органами прокуратуры?
В соответствии с п. 7 Административного регламента Росфиннадзор осуществляет свою деятельность (проводит контрольные мероприятия) согласно плану контрольной работы. Помимо плановых проверок, Росфиннадзором могут проводиться и внеплановые контрольные мероприятия. Основания для последних исключительно следующие:
- поручения руководителя Росфиннадзора (территориального органа);
- поручения или обращения от Аппарата Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Минфина, Генеральной прокуратуры и иных правоохранительных органов федерального уровня;
- проведение встречной ревизии (проверки).
Необходимо отметить, что территориальные органы Росфиннадзора могут проводить внеплановые контрольные мероприятия только по согласованию с центральным аппаратом Росфиннадзора. Таким образом, проведение территориальными органами Росфиннадзора встречных проверок, за исключением проводимых в соответствии с поручениями, поступившими из центрального аппарата Росфиннадзора, в обязательном порядке согласовывается с центральным аппаратом Росфиннадзора (п. 42 Административного регламента).
Нормами Административного регламента согласование проведения встречных проверок с органами прокуратуры не предусмотрено. Кроме того, напомним, что действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающего такую обязанность, не распространяется на контрольные мероприятия, осуществляемые Росфиннадзором.
Каков порядок назначения встречной проверки?
Согласно п. 88 Административного регламента встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзора либо его территориального органа по письменному представлению руководителя ревизионной группы. Заметим, что для проведения встречной проверки в организациях, расположенных на территории других субъектов РФ, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) или лицо, им уполномоченное, направляет письменный запрос в территориальный орган, расположенный в субъекте РФ, на территории которого необходимо провести встречную проверку. В запросе приводятся следующие сведения: полное наименование организации, подлежащей встречной проверке, юридический адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе встречной проверки.
Решение о назначении встречной проверки оформляется приказом, в котором указываются наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание ее проведения, персональный состав ревизионной группы, срок проведения проверки.
На основании приказа о назначении контрольного мероприятия оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки) по форме, приведенной в Приказе Росфиннадзора от 07.12.2009 N 292 "Об утверждении форм удостоверений на проведение ревизии (проверки), порядка оформления и хранения удостоверений на проведение ревизии (проверки)" (далее - Приказ N 292). Оформленное удостоверение должно быть подписано лицом, назначившим проверку, и заверено печатью Росфиннадзора (его территориального органа). В удостоверении должны содержаться следующие сведения:
- наименование органа, назначившего контрольное мероприятие;
- наименование проверяемой организации;
- проверяемый период;
- тема контрольного мероприятия;
- основание проведения контрольного мероприятия;
- персональный состав ревизионной группы;
- срок проведения.
Заметим, что в соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 45 рабочих дней. Вместе с тем согласно п. 73 Административного регламента срок, установленный при назначении мероприятия, может быть продлен лицом, назначившим ревизию (проверку), на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней. Таким образом, максимальный срок проведения контрольного мероприятия (с учетом продления) составляет 75 рабочих дней. Следует учитывать, что в случае продления первоначально установленного срока проведения проверки на оборотной стороне удостоверения должны быть проставлены отметки об этом с указанием основания продления (п. 6 Приказа N 292). Нужно помнить о том, что продление первоначально установленного срока проведения контрольного мероприятия должно осуществляться на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы.
Каков порядок проведения встречной проверки?
По прибытии в проверяемую организацию руководитель ревизионной группы должен (п. 79 Административного регламента):
- предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки);
- ознакомить его с программой ревизии (проверки);
- представить участников ревизионной группы;
- решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
Кроме того, при проведении ревизии (проверки) участники ревизионной группы должны иметь служебные удостоверения, а при необходимости проверки сведений, составляющих государственную тайну, еще и соответствующие справки о допуске и предписания на выполнение заданий.
В ходе встречной проверки руководитель ревизионной группы вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе встречной проверки, и заверенные копии документов, необходимых для совершения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте встречной проверки делается соответствующая запись.
Встречная проверка проводится сотрудниками Росфиннадзора методом сверки данных, представленных проверяемой организацией (выписки расчетных операций из журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (или из карточки учета средств и расчетов), копии документов, актов сверок расчетов за проверяемый период), с первичными документами или данными бухгалтерского учета организации, получившей от проверяемой организации или передавшей ей денежные средства, материальные ценности и документы.
При сверке данных бухгалтерского учета их достоверность устанавливается путем непосредственной проверки первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной или арифметической проверки документов.
При формальной проверке выявляются:
- правильность заполнения всех реквизитов документов;
- наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр;
- подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц <1>.
При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например правильность приведенных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.
Как оформляются результаты встречной проверки?
Результаты встречной проверки должны быть оформлены актом, который составляется в двух или трех экземплярах. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации, а также участниками ревизионной группы, если они не оформляли справки. Акт встречной проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте встречной проверки в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Банком России, на дату совершения соответствующих операций.
В ходе встречной проверки по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки). Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.
Когда можно предположить, что выявленное в ходе встречной проверки нарушение может быть скрыто либо по нему нужно принять меры для незамедлительного устранения, составляется промежуточный акт встречной проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации. Данный акт подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы встречной проверки, и руководителем ревизионной группы, а также руководителем организации.
Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта встречной проверки должна содержать следующие сведения:
- тему проверки, в ходе которой проводится встречная проверка;
- вопрос (вопросы), по которому (которым) проводилась встречная проверка;
- дату и место составления акта встречной проверки;
- номер и дату удостоверения на проведение встречной проверки;
- фамилии, инициалы и должности работников, проводивших встречную проверку;
- проверяемый период;
- срок проведения встречной проверки;
- сведения о проверенной организации;
- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- иные данные, необходимые, по мнению работников, проводивших встречную проверку, для полной характеристики проверенной организации.
Описательная часть акта встречной проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по вопросам, по которым проводилась встречная проверка.
При составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Результаты встречной проверки, излагаемые в акте, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной формах. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки.
Акты не должны содержать:
- выводов, предположений, фактов, не подтвержденных соответствующими документами;
- указаний на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
- морально-этической оценки действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
При необходимости руководитель ревизионной группы может установить срок (не более 5 дней) для ознакомления руководителя организации с актом встречной проверки и его подписания.
В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт встречной проверки руководитель ревизионной группы в конце акта делает соответствующую запись. При этом акт встречной проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта встречной проверки проверенной организации, приобщается к материалам встречной проверки.
А.Репин
Эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"