Мудрый Экономист

Противодействие коррупции: правила распространения на отдельные категории работников ограничений, запретов и обязанностей

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6

На официальном сайте Минтруда был размещен проект постановления Правительства РФ от 12.04.2013 "О Правилах распространения на отдельные категории работников ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции". О том, каковы эти правила, расскажем в представленной статье.

Федеральным законом N 231-ФЗ <1> Трудовой кодекс был дополнен ст. 349.2 "Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами". Данной статьей предусмотрено, что на названные категории работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. Согласно положениям названной статьи случаи и порядок таких ограничений, запретов и обязанностей устанавливаются Правительством РФ.

<1> Федеральный закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", действует в редакции от 05.04.2013.

Следует отметить, что ранее Федеральным законом N 329-ФЗ <2> в Федеральный закон N 273-ФЗ была введена ст. 12.4, которой было предусмотрено, что на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, ПФР, ФСС, ФФОМС, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, Федеральным законом N 273-ФЗ и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

<2> Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".

В соответствии со ст. 349.2 ТК РФ и ст. 12.4 Федерального закона N 273-ФЗ Правительство РФ предусматривает утверждение Правил распространения на отдельные категории работников ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции (далее - Правила). При этом право давать разъяснения по применению названных Правил закрепляется за Министерством труда и социальной защиты.

В каких случаях работник не может занимать должность в ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами? Согласно п. 2 Правил работник не может занимать должности в названных фондах и организациях в случае:

Какие запреты предусмотрены в случае, если занимаемая работником фонда, организации должность включена в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами РФ? В п. 3 Правил указано, что такому работнику запрещается:

Обратите внимание! В случае если занимаемая работником фонда, организации должность включена в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами РФ, он обязан представлять работодателю сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Какие обязанности предусмотрены для работников фондов и организаций во всех случаях? Согласно п. 5 Правил работники обязаны:

Как определяется порядок направления работодателю уведомлений об обращении к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений или о возникшем конфликте интересов (о возможности его возникновения)? Порядок направления работодателю уведомлений, указанных в пп. 1 и 4 п. 5 Правил, а также перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, определяются:

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение работником фонда, организации обязанностей, запретов и ограничений, установленных Правилами? В соответствии с п. 7 Правил за их несоблюдение к работнику применяются взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК РФ.

Напомним, что согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В связи с этим можно привести, в частности, нормы ст. ст. 57 и 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Закона.

Статьей 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом N 329-ФЗ, предусмотрено, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на него налагаются следующие взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ч. 3 ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11, а также п. п. 7, 7.1 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Обратите внимание! Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК РФ, применяются в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ.

Обратите внимание! За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия сотрудника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под расписку, составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Ю.В.Абросимова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"