Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах *
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 10
В настоящее время все чаще возникают споры о необходимости введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения в России. Особенно актуальным данный вопрос стал в последнее время. Прежде всего это связано с изменением макроэкономической ситуации, а также с нарастающим уровнем недовольства в стране. В этой связи необходимо изучить опыт стран, которые являются в настоящий момент локомотивами мировой экономики или могут претендовать на эту роль в ближайшем будущем. Основной отличительной чертой подоходного налогообложения ведущих стран является наличие прогрессивной шкалы налогообложения. Это позволяет не только пополнять доходы государственной казны, но и выравнивать уровень социального расслоения, которое неизбежно присутствует в каждой стране.
Практика показывает, что чем выше уровень расслоения, тем больше социальная напряженность, хуже экономическая обстановка в стране. Поэтому введение прогрессивного налогообложения призвано выполнить сразу несколько задач, в частности:
- повысить доходы государственной казны;
- снизить социальную напряженность;
- снизить степень дифференциации населения по уровню доходов;
- стимулировать индивидуальную предпринимательскую трудовую деятельность;
- перераспределить налоговую нагрузку с населения, имеющего низкие доходы, на население, которое имеет высокие доходы.
Решение данных вопросов позволит государству существенно продвинуться в развитии национальной экономики, повысить заинтересованность населения в продуктах своего труда, создать условия для увеличения доходов населения, которое имеет низкий уровень заработка. Для того чтобы определить уровень налоговых ставок и диапазоны доходов, к которым они будут применяться, необходимо обратиться к международному опыту подоходного налогообложения, что позволит определить более приемлемые значения налогообложения в РФ.
Таким образом, установление прогрессивной шкалы доходов физических лиц позволит реализовать принцип справедливости и минимальности налогов в налоговой системе государства, при этом несомненным является соблюдение баланса между налогоплательщиком и государством. Это автоматически приведет к увеличению спроса на товары и услуги, что также благоприятно скажется на величине налоговых поступлений от других налогов, уплачиваемых организациями и предприятиями.
Перераспределение доходов между различными слоями населения является основным показателем определения размеров шедул и ставок налога, а также нормального функционирования экономики государства (табл. 1).
Таблица 1
Численность населения, занятого в экономике, по странам мира
Страна | Численность | Доля | Доля занятых | Доля | Место |
Бразилия | 199,5 | 68 | 50 | 4,7 | 7-е |
Германия | 81,4 | 62 | 53 | 5,4 | 5-е |
Индия | 1205,1 | 61 | 42 | 7,8 | 12-е |
Иран | 78,9 | 76 | 33 | 15,3 | 29-е |
Китай | 1343,3 | 74 | 60 | 4,3 | 3-е |
Россия | 143,1 | 72 | 52 | 5,2 | 10-е |
США | 313,8 | 78 | 49 | 8,6 | 1-е |
Турция | 74,8 | 42 | 34 | 8,8 | 19-е |
ЮАР | 51,4 | 41 | 35 | 23,0 | 23-е |
ЕС | 503,7 | 60 | 44 | 10,4 | 2-е |
Источник: Росстат, Eurostat, Irs.
Так как граждане физически не могут потребить товаров, работ, услуг больше определенного объема, то возникающие свободные средства у небольшой части населения не участвуют в экономической деятельности и выводятся из страны за рубеж, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны источника дохода. Оставшееся большинство населения фактически живет в условиях недопотребления (из-за недостатка свободных финансовых ресурсов). Тем самым обязанность по перераспределению доходов между слоями населения всецело ложится на государство, и никто кроме государства не способен решить эту задачу. Особенно это актуально в условиях непрерывного роста населения (ЮНФПА (ООН) прогнозирует рост населения мира к 2050 г. до 9 млрд чел.).
Бесконтрольная саморегуляция приводит к сосредоточению практически всех денежных средств у небольшой группы лиц. В результате ни государство, ни состоятельная часть общества не понимают тех выгод, которые несут процесс перераспределения денежных потоков, их структурирование и оптимизация. Возникает ситуация, при которой в одном секторе наблюдается избыток притока денежных средств от населения, а в другом - недостаток. Это еще больше усиливает диспропорции в развитии экономики страны и неизбежно приводит к кризису перепроизводства, так как сокращается платежеспособный спрос населения. Следует отметить, что данная тенденция особенно ярко проявляется в настоящее время и в мире, и в РФ. Перемещение свободных денежных средств за границу (или в финансовые активы, зачастую оторванные от реального сектора экономики) только усугубляет ситуацию. Особенно остро это явление проявляется в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Так, к 2030 г. в России планируется сокращение трудоспособного населения на 16 млн чел. Аналогичная картина наблюдается в большинстве развитых стран Западной и Восточной Европы. В то же время в странах Азии (особенно в Индии) прогнозируется рост численности населения до 240 млн чел. [3].
Таким образом, сокращение численности трудоспособного населения в большинстве развитых стран и его увеличение в динамично развивающихся странах приводят к смещению центров приложения силы и, как следствие, к изменению перспектив развития промышленности регионов. В настоящее время наибольшее число свободных рабочих рук наблюдается в Индии и Китае. Так, на сегодняшний день указанные страны имеют низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами (табл. 2).
Таблица 2
Уровень заработной платы в разных странах мира
Страна | Пособие | Минимальная | Средняя | Средняя заработная |
Бразилия | 510 реалов | 3,0 | 1 353,6 реала | 160 243,2 реала |
Германия | 1 100 евро | 12,6 | 3 900 евро | 46 800 евро |
Индия | ... | ... | 25 218 рупий | 302 616 рупий |
Китай | 608 юаней | 2,1 | 2 687 юаней | 32 244 юаня |
Россия | 4 900 руб. | 2,0 | 21 069 руб. | 252 828 руб. |
США | 1 000 долл. | 15,0 | 3 330 долл. | 39 960 долл. |
Турция | 25, 40 или 50% | 7,0 | 3 000 лир | 36 000 лир |
ЮАР | 38 - 60% от | 3,1 | 3 000 рандов | 36 000 рандов |
В Бразилии пособие по безработице составляет 510 BRL, или 280 долл. США. При этом средняя заработная плата составляет 1353,6 BRL (22 054 руб.). А среднедушевой доход составляет 16 414 реалов. За чертой бедности проживает порядка 20% населения этой страны.
В Германии пособие по безработице может составлять 360 евро (минимальный уровень), 600 евро (средний уровень) и 1100 евро (максимальный уровень). За чертой бедности проживает почти 1/6 часть населения страны. В других ведущих странах ЕС средняя заработная плата находится на уровне 3000 - 3500 евро.
В Индии средняя зарплата в месяц (за вычетом налогов) составляет порядка 535,93 долл. (курс - 46,7 рупии за 1 долл. США).
В Китае официальная минимальная заработная плата составляет всего 1160 юаней (5800 руб.). При этом среднедушевой доход составляет 17 174,65 юаня.
В России минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное - 4900 руб. (его получают немногие и только в течение года, потом уровень пособия начинает снижаться). Среднее пособие по стране составляет 2500 руб. Официальный прожиточный минимум - 6827 руб. Порядка 26% населения живет на доходы, равные или ниже прожиточного минимума.
В США около 15,1% населения проживает за чертой бедности.
В ЮАР минимальная заработная плата составляет от 200 до 250 рандов в месяц, что соответствует примерно 50 долл. США. Пособие по безработице колеблется в интервале от 38 до 60% от уровня предыдущей заработной платы.
В Турции минимальная заработная плата составляет порядка 660 лир, за вычетом страховых взносов работник получит 550 лир (650 лир приблизительно равняется 13 000 руб.). Средняя заработная плата составляет от 1000 до 5000 лир (от 20 000 до 100 000 руб.). Пенсии в Турции - от 700 до 15 000 лир (от 14 000 до 300 000 руб.). Согласно действующему законодательству необходимо на момент потери работы иметь некоторые денежные начисления (по крайней мере за 600 дней в течение последних трех лет, причем начисления должны быть непрерывными за последние 4 мес.). Предлагаемые новые условия предусматривают предоставление права на пособие по безработице при наличии начислений за 360 дней в течение двух лет, причем размер пособия на первые 3 мес. будет составлять 50% от средней заработной платы в течение последних 12 мес., на вторые 3 мес. - 40% и 25% - на оставшийся период.
Курсы валют Банка России на 15.11.2012 представлены в табл. 3.
Таблица 3
Курсы валют Банка России на 15.11.2012
Буквенный код | Количество единиц | Валюта | Курс |
BRL | 1 | Бразильский реал | 15,4451 |
EUR | 1 | Евро | 40,2146 |
INR | 100 | Индийские рупии | 57,4068 |
CNY | 10 | Китайские юани | 50,7381 |
USD | 1 | Доллар США | 31,6053 |
TRY | 1 | Турецкая лира | 17,5812 |
ZAR | 10 | Южноафриканские ранды | 36,3071 |
На основании данных, представленных в табл. 2 и 3, можно сделать вывод о том, что многие страны БРИКС имеют большие резервы для формирования бюджетов за счет подоходного налога. В Китае и Индии достаточно большое число трудоспособного населения, и уровень доходов этих стран продолжает расти. В то же время в России число трудоспособного населения продолжает снижаться. При этом доходы всех граждан нашей страны облагаются по плоской ставке 13%, что приводит к неполучению порядка 2,4 трлн руб. в качестве налоговых отчислений по НДФЛ.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения способствует оптимизации движения свободных денежных средств, снижает уровень бедности и одновременно увеличивает покупательскую способность основной массы населения, которая фактически потребляет продукты реального сектора экономики за счет эффекта масштаба, тем самым делая привлекательными инвестиции в тот или иной сектор экономики, а также способствует появлению новых продуктов на рынке.
В дальнейшем в условиях формирования нового мироустройства с уже наметившимися центрами (Бразилия, Индия, Китай, Россия, США, Турция, Иран, ЕС и ЮАР) особую значимость приобретает уровень доходов граждан в этих странах, так как платежеспособный спрос влияет на потенциально возможные уровни производства продукции.
Совершенствование подоходного налогообложения является одним из ключевых этапов реформирования налоговой системы на современном этапе. В этом случае численность населения, проживающего на территории той или иной страны, является не только источником последующего поступления платежей от подоходного налога, но и необходимым условием развития всего народа и перехода его от одной системы хозяйствования к другой.
Для наиболее полного анализа рассмотрим налогообложение в различных странах.
В Бразилии подоходный налог уплачивают все работающие граждане, чей годовой доход превышает определенные размеры, а также его уплачивают индивидуальные предприниматели (табл. 4).
Таблица 4
Размеры ставок подоходного налога в Бразилии в 2012 г.
Доход за год в бразильских реалах | Налоговая ставка, % |
1 - 18 799 | - |
18 799 - 28 174 | 7,5 |
28 174 - 37 566 | 15 |
37 566 - 46 939 | 22,5 |
Более 46 939 | 27,5 |
Нерезиденты платят подоходный налог по плоской ставке в 27,5% на доход, полученный в Бразилии. Кроме того, предусмотрены различные налоговые вычеты из налогооблагаемых доходов налогоплательщика. Максимальный размер налогового вычета предоставляется в размере 30% от текущего годового дохода резидента. Доход до 18 799 бразильских реалов не облагается налогом. Также предусмотрены ежемесячные вычеты на каждого иждивенца в размере 126 долл. Расходы на образование (на свое образование и на образование членов своих семей) вычитаются в полном объеме (в отличие от России, где на данные виды расходов установлено ограничение в размере не более 50 000 руб. в год). Также из годового дохода налогоплательщика вычитаются платежи на социальное обеспечение служащим, которые колеблются от 7,65 до 11% от уровня дохода. Индивидуальные предприниматели отчисляют на социальное обеспечение в совокупности 37,3% от общего дохода (из них 28,8% отчисляется на социальное обеспечение и 8,5% - в пенсионный фонд).
В Германии (центральная страна Европейского союза) налоговая система подвергалась реформированию в 2001 и в 2008 гг. после начала "первой волны" финансово-экономического кризиса. Основная цель реформы заключалась в ослаблении фактической налоговой нагрузки на физических лиц и компании. Налогообложение доходов граждан в Германии основано на прогрессивном методе налогообложения. Другими словами, чем выше доход, тем выше значение подлежащего уплате налога. В 2012 г. налоговые ставки в Германии для индивидуума составляли от 14 до 45% (табл. 5).
Таблица 5
Размеры ставок подоходного налога в Германии в 2012 г. для индивидуума
Доход за год, евро | Налоговая ставка, % |
До 8 004 | 0 |
8 005 - 52 881 | 14 |
52 882 - 250 730 | 42 |
Более 250 731 | 45 |
Налогоплательщик, который является постоянным резидентом, обязан уплачивать налог на доход, который он получает в Германии или из иностранных источников. Иностранный резидент, который получает доходы от источников в Германии, облагается налогом только на доход, заработанный в стране пребывания. Резидентом Германии признается немецкий гражданин или гражданин, живущий непрерывно в течение 6 мес. в стране.
Индивидуальные предприниматели обязаны ежемесячно вычитать подоходный налог и социальные платежи из основного дохода, полученного в виде заработной платы.
Человек, работающий не по найму, должен перечислить аванс по подоходному налогу, который будет возмещен при регистрации. Авансовый платеж определен на основе возмещения, произведенного в течение предыдущего года. Авансовый платеж уплачивается единовременно 1 раз в 3 мес.
В Юго-Восточной Азии есть два государства с общей численностью населения более 2,5 млрд чел. (Индия и Китай). Это предоставляет огромные резервы для роста поступлений доходов государственных бюджетов от подоходного налога при росте доходов населения этого региона.
Подоходный налог в Индии взимается по прогрессивной налоговой ставке от 10 до 30% с годовых доходов индивидуума, получаемых в индийских рупиях (табл. 6).
Таблица 6
Размеры ставок подоходного налога в Индии в 2012 г.
Доход за год, индийские рупии | Налоговая ставка, % |
1 - 180 000 | 0 |
180 001 - 500 000 | 10 |
500 001 - 800 000 | 20 |
Более 800 001 | 30 |
Кроме того, граждане Индии уплачивают также налог на образование в размере 3%. По отдельным налоговым ставкам граждане уплачивают налог от прироста капитала.
Доходы от прироста капитала делятся на две группы:
- выгода от увеличения капитала за длительный срок;
- выгода от увеличения капитала за короткий срок.
Если доход от прироста капитала касается продажи актива, который находился в собственности налогоплательщика в течение трех лет и более (в отношении ценных бумаг, обращаемых на индийской фондовой бирже), то ставка налога составляет 20% для активов. Доходы от прироста капитала по долевым ценным бумагам индийской фондовой биржи освобождаются от налогообложения, если сделка подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами (в противном случае доходы облагаются по ставке 10%).
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами по коротким сделкам (менее трех лет, а также, если операция не подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами), облагаются ставкой налога в 15%. Данный налог уплачивают все резиденты (резидентами являются лица, которые проживают на территории Индии не менее 182 дней в налоговом году (или 60 дней в налоговом году, но по крайне мере 365 дней за 4 предшествующих года)). Налогообложению подлежат доходы, полученные не только в Индии, но также и за ее пределами.
Китай является самой крупной страной в Юго-Восточной Азии с самым большим числом жителей (более 1,3 млрд чел.). При этом подоходный налог с физических лиц в 2012 г. взимался по прогрессивным и процентным налоговым ставкам (в диапазоне от 3 до 45% в зависимости от уровня заработной платы). Доходы по другим видам деятельности облагаются по ставкам от 5 до 35%. Ежемесячный доход в размере 4000 юаней в КНР налогом не облагается (1 долл. ~= 8,2 юаня).
Для иностранцев, работающих в Китае, применяются ставки подоходного налога, представленные в табл. 7.
Таблица 7
Размеры ставок подоходного налога в Китае в 2012 г.
Доход в месяц, юани | Налоговая ставка, % |
1 - 5 500 | 3 |
1 501 - 4 500 | 10 |
4 501 - 9 000 | 20 |
9 001 - 35 000 | 25 |
35 001 - 55 000 | 20 |
55 001 - 80 000 | 35 |
Более 80 001 | 45 |
Налогообложение заработной платы рабочих и служащих происходит следующим образом: сумма дохода минус твердая сумма расходов (800 юаней) с дальнейшим обложением остатка налогом по 7-ступенчатой прогрессивной шкале ставок. Расчет суммы налога осуществляется следующим образом:
Сумма налога к уплате = Месячный доход x Ставка налога,
Месячный доход = Валовая сумма месячного дохода - 800 юаней.
Помимо подоходного налога налоговые резиденты могут уплачивать и налог на доходы от прироста капитала. Данный вид доходов облагается по ставке 20%.
Налогообложение дохода от прироста капитала от продажи недвижимого имущества рассчитывается исходя из стоимости покупки за вычетом отпускной цены по 20%-ной ставке. Когда доходы от прироста капитала составляют более 50% от покупной цены, то ставка налога на доход от прироста капитала колеблется в пределах от 30 до 60% (60% взимается тогда, когда выгода от увеличения капитала составляет более 200% по сравнению со стоимостью приобретения).
Резидентом в Китае является лицо, которое имеет постоянное место жительства, или лицо, не имеющее постоянного места жительства, но проживающее на территории Китая не менее 5 лет. Доходы лица (которое прожило на территории Китая более 5 налоговых периодов), полученные им за пределами Китая, облагаются так же, как и доходы, полученные в Китае.
В США подоходный налог был впервые введен после Гражданской войны (1861 - 1862 гг.). Ставки налога были установлены следующие:
- 5% - на доход от 600 до 5000 долл.;
- 7,5% - на доход от 5000 до 10 000 долл.;
- 10% - на доходы, превышающие 10 000,1 долл.
Впоследствии Конгресс США изменил уровень подоходного налога в 1913 г. Ставки стали следующими:
- 1% - на доход более чем 3000 долл. (4000 долл. - для супружеских пар);
- от 1% - на чистую прибыль от 20 000 до 50 000 долл.;
- 6% - на доход, превышающий 500 000,4 долл.
Во время Первой мировой войны платежи от подоходного налога шли на финансирование войны. В этот период произошло увеличение налоговых ставок. Затем, в течение 1920-х гг., ставки были незначительно снижены, но все же они оставались выше довоенных. Ежегодные поступления от подоходного налога составляли от 65 до 70 млн долл.
В 1932 г., несмотря на последствие Великой депрессии, Конгресс США поднял ставки приблизительно до уровня ставок, которые применялись в период Первой мировой войны. Отчисления американцев по подоходному налогу к тому времени снизились с 86,8 млрд долл. в 1929 г. до 42,8 млрд долл. в 1932 г. В 1935 г. был увеличен фактор прогрессивности для корпоративного и личного подоходного налогов. Корпоративный налог вырос с 12,5 до 15% (ставки индивидуального налога также были подняты). С 1937 г. налоговые реформы преследовали цель исключения некоторых схем "избегания налогов". С 1939 г. кодификация и преобразование подоходного налога сделали его повсеместным.
В дальнейшем подоходный налог трижды серьезно реформировался (1939, 1954 и 1986 гг.). После каждого реформирования процесс начинался снова, и через какое-то время вводился новый налог вместе со множеством условий, которые отражали различные подходы к осуществлению налоговой политики, к типу использования налоговой скидки вместо вычетов и т.д. [6].
В 2004 г. налогоплательщики могли вычесть 3100 долл. на каждого иждивенца в их семье. Однако с повышением дохода этот вычет постепенно снижается вплоть до 0. Постепенное сокращение составляет 2% за каждые 2500 долл., на которые налогоплательщик корректировал валовой доход, превышающий 142 700 долл. (214 050 долл. - для женатых налогоплательщиков, проживающих совместно).
Ставка подоходного налога в настоящее время колеблется от 10 до 35%. Ставки подоходного налога изменяются в зависимости от налогового статуса налогоплательщика (табл. 8). Выделяют пять категорий налогового статуса:
- единственный налогоплательщик;
- женатая пара (регистрация совместной налоговой декларации);
- женатая пара (регистрация доходов по отдельности);
- глава хозяйства;
- одинокие с зависимым ребенком.
Таблица 8
Ставки подоходного налога в США в 2012 г.
Налоговый доход, | Сумма налога, | Условие увеличения налога |
Для единственного налогоплательщика | ||
0 - 8 500 | 0 | + 10% с суммы более 0 долл. |
8 500 - 34 500 | 850 | + 15% с суммы более 8 500 долл. |
34 500 - 83 600 | 4 750 | + 25% с суммы более 34 500 долл. |
83 600 - 174 400 | 17 025 | + 28% с суммы более 83 600 долл. |
174 400 - 379 150 | 42 449 | + 33% с суммы более 174 400 долл. |
Свыше 379 150 | 110 016 | + 35% с суммы более 379 150 долл. |
Для женатых, подающих совместную декларацию | ||
0 - 17 000 | 0 | + 10% с суммы более 0 долл. |
17 000 - 69 000 | 1 700 | + 15% с суммы более 17 000 долл. |
69 000 - 139 350 | 9 500 | + 25% с суммы более 69 000 долл. |
139 350 - 212 300 | 27 087,5 | + 28% с суммы более 139 350 долл. |
212 300 - 379 150 | 47 513,5 | + 33% с суммы более 212 300 долл. |
Свыше 379 150 | 102 574 | + 35% с суммы более 379 150 долл. |
Для женатых, подающих декларацию отдельно | ||
0 - 8 500 | 0 | + 10% с суммы более 0 долл. |
8 500 - 34 500 | 850 | + 15% с суммы более 8 500 долл. |
34 500 - 69 675 | 4 750 | + 25% с суммы более 34 500 долл. |
69 675 - 106 150 | 13 543,75 | + 28% с суммы более 69 675 долл. |
106 150 - 189 575 | 23 756,75 | + 33% с суммы более 106 150 долл. |
Свыше 189 575 | 51 587 | + 35% с суммы более 189 575 долл. |
Для главы хозяйства | ||
0 - 12 150 | 0 | + 10% с суммы более 0 долл. |
12 150 - 46 250 | 1 215 | + 15% с суммы более 12 150 долл. |
46 250 - 119 400 | 6 330 | + 25% с суммы более 46 250 долл. |
119 400 - 193 350 | 24 617,5 | + 28% с суммы более 119 400 долл. |
193 350 - 379 150 | 45 323,5 | + 33% с суммы более 193 350 долл. |
Свыше 379 150 | 106 637,5 | + 35% с суммы более 379 150 долл. |
Для одиноких с детьми | ||
0 - 2 300 | 0 | + 15% с суммы более 0 долл. |
2 300 - 5 450 | 345 | + 25% с суммы более 2 300 долл. |
5 450 - 8 300 | 1 132,5 | + 28% с суммы более 5 450 долл. |
8 300 - 11 350 | 1 930,5 | + 33% с суммы более 8 300 долл. |
Свыше 11 350 | 2 937 | + 35% с суммы более 10 700 долл. |
Федеральный подоходный налог с граждан достаточно прогрессивен: первые 8950 долл. дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 долл. - для супружеских пар), налоговые ставки варьируются от 10 до 35%, однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость и т.д.) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и более богатого классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.
Общий валовой доход включает: денежные компенсации от служб по трудоустройству; дивиденды; доход или потери от самостоятельной предпринимательской деятельности; доход от прироста капитала; доход от аренды; лицензионные вознаграждения; доходы от действий юридических лиц.
В США необходимо, чтобы работодатели удерживали федеральные и государственные подоходные налоги, социальные платежи и платежи на бесплатную медицинскую помощь из зарплаты сотрудника. Работающие не по найму частные лица обязаны производить ежеквартально авансовые платежи, равные по крайней мере 90% их фактических налоговых обязательств. Граждане, получающие более высокие доходы, должны уплатить 100% налога текущего года или 110% налога предшествующего года.
Иностранные граждане, которые находятся в США в качестве постоянных жителей, а также те, кто потерял право на постоянное место жительства в США, облагаются налогом как американские граждане. Также облагаются налогом и частные лица, которые физически присутствуют в США в течение 183 дней или более в календарном году.
В Турции сумма подоходного налога к уплате работниками определяется в зависимости от заработной платы. Доходы работников подлежат налогообложению подоходным налогом, и работодатель отвечает за начисление, удержание и выплату налога в налоговый орган от имени работников до 20-го числа следующего месяца. База для исчисления подоходного налога представляет собой часть фонда оплаты труда после вычетов сумм, не подлежащих обложению подоходным налогом.
Уплата подоходного налога с общего дохода производится по ставке 15%, если общая сумма заработной платы составляет от 0 до 8800 турецких лир. При повышении этой суммы налоговая ставка поэтапно повышается до 35% (табл. 9).
Таблица 9
Размеры ставок подоходного налога в Турции в 2012 г.
Доход за год, турецкие лиры | Налоговая ставка, % |
0 - 8 800 | 15 |
8 801 - 22 000 | 10 |
22 001 - 50 000 | 27 |
Свыше 50 000 | 35 |
Граждане Турции несут ответственность за уплату подоходного налога с их доходов, полученных из-за рубежа, иностранные граждане несут ответственность за уплату подоходного налога только с доходов, полученных в Турции. Турецкие подданные являются налоговыми резидентами, если у них нет доказательств места жительства за границей. Иностранцы расцениваются как жители Турции, если они остаются в стране без прерывания больше 6 мес. в календарном году (кроме временного отсутствия по делам).
Подоходный налог взимается с торговли или бизнеса, занятости, профессиональных услуг, дивидендов, сельского хозяйства и аренды. Общее правило состоит в том, что налогоплательщики должны перевести сумму налога двумя равным платежами. Налогоплательщики, продолжающие коммерческие операции или профессиональную деятельность, должны произвести ежеквартальные платежи подоходного налога в течение налогового года.
Частные лица, которые находятся в Турции в течение непрерывного периода (больше чем 6 мес. в любом календарном году, включая временные отсутствия), являются налоговыми резидентами. Однако иностранные граждане, которые находятся в Турции с определенными коммерческими целями или для отдыха, лечения или обучения, не признаются резидентами, даже если они остаются в стране на срок более 6 мес.
Налогооблагаемый доход состоит из дохода от трудовой деятельности, делового дохода, дохода с сельскохозяйственных операций, профессионального дохода, дохода, полученного по ценным бумагам (дивиденды и проценты), дохода с недвижимого имущества (доход от аренды от недвижимого имущества) и другого дохода (прирост капитала).
В ЮАР внутренняя экономическая ситуация довольно сложная, но гораздо лучше, чем в остальных странах африканского континента (ЮАР обладает запасами многих полезных ископаемых, включая золото, и имеет все шансы стать экономическим лидером всего Африканского континента). Система подоходного налогообложения [5] в ЮАР представлена в табл. 10.
Таблица 10
Ставки подоходного налога в ЮАР в 2012 г. для единственного налогоплательщика
Налоговый доход, | Сумма налога, | Условие увеличения налога |
0 - 140 000 | 0 | + 18% с суммы более 1 ранда |
140 001 - 221 000 | 25 200 | + 25% с суммы более 140 000 рандов |
221 001 - 305 000 | 45 450 | + 30% с суммы более 221 000 рандов |
305 001 - 431 000 | 70 650 | + 35% с суммы более 305 000 рандов |
431 001 - 552 000 | 114 750 | + 38% с суммы более 431 000 рандов |
552 001 и выше | 160 730 | + 40% с суммы более 552 000 рандов |
С 01.03.2012 вклады, осуществляемые работодателем в пенсионные фонды от имени сотрудника, имеют дополнительную льготу. Гражданам разрешается вычесть до 22,5% из их налогооблагаемого дохода в качестве вкладов на пенсию [7].
Уровень заработной платы в ЮАР сильно колеблется. Средняя заработная плата работников низкой квалификации составляет приблизительно 500 долл. в месяц, заработная плата квалифицированного работника составляет приблизительно 2000 долл. в месяц (хорошие профессионалы могут получать около 3500 долл. в месяц).
Годовая зарплата учителя высшей школы в ЮАР составляет 143 945 рандов (приблизительно 16 120 долл.). Офисный администратор получает примерно 91 798 рандов, а финансовый менеджер может получать до 411 787 рандов.
Налоговый год для физических лиц заканчивается в конце февраля.
Налогооблагаемый доход - это валовой доход, уменьшенный на величину освобожденного дохода и разрешенных скидок.
Иностранцы облагаются налогом на их доходы от источников в ЮАР и на прирост капитала. Иностранный гражданин не будет налогоплательщиком в ЮАР, если он будет находиться вне ЮАР больше 183 дней в налоговом году и не будет вести дел в стране.
Прирост капитала в ЮАР облагается по ставке 25% от налогооблагаемого дохода.
Согласно определенным правилам вычеты предоставляются на медицинские расходы, на вклады в пенсионные фонды, на определенные пожертвования, на расходы на автомашину и на представительские расходы, а также на путешествия.
В России в настоящее время применяется плоская шкала налогообложения. Основная ставка составляет 13%, при этом дивиденды, полученные от российских и иностранных источников, облагаются по ставке 9 и 15% соответственно [1, 2]. Нерезиденты уплачивают налог по ставке 30% с доходов, полученных на территории России. 35% взимается с выигрышей и иных аналогичных доходов. Предлагаемые авторами ставки НДФЛ в России представлены в табл. 11.
Таблица 11
Предлагаемые ставки НДФЛ в России
Доход за год, руб. | Налоговая ставка, % |
1 - 150 000 | 5 |
150 001 - 520 000 | 15 |
520 001 - 1 250 000 | 22 |
Свыше 1 250 000 | 30 |
В настоящее время основными плательщиками НДФЛ являются лица с низкими среднедушевыми доходами. Примерно 20,5% граждан нашей страны получают меньше 4,6 тыс. руб. в месяц на душу населения. Около 53% населения имеют среднедушевой доход от 4,6 до 13,8 тыс. руб. Порядка 22,5% населения, которое можно назвать средним классом, получают среднедушевой доход в размере от 13,8 до 32,2 тыс. руб. Оставшиеся 4% населения получают среднедушевой доход более 32,2 тыс. руб. [3]. Применение прогрессивной шкалы подоходного налога позволит существенно выровнять ситуацию с диспропорциями в налогообложении различных групп населения, снизить социальную напряженность и повысить объемы поступающих сумм по данному налогу примерно на 2,5 трлн руб.
Проведенный сравнительный анализ подоходного налогообложения в различных странах мира показал следующее:
- во всех ведущих экономиках мира представлено прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, кроме России;
- налоговые ставки колеблются в диапазоне от 0 до 45%, что позволяет более дифференцированно облагать доходы, получаемые различными группами населения;
- наиболее развернутая система подоходного налогообложения представлена в США. Это выражено в налогообложении различных категорий налогоплательщиков с учетом различных особенностей их жизнедеятельности;
- в странах БРИКС, кроме России, наблюдаются значительное увеличение числа жителей и рост их доходов, что в будущем приведет к увеличению суммы собираемого подоходного налога.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
- Нация стареет. URL: http://www.ladoga-news.ru/news?id=1407 (дата обращения: 15.11.2012).
- Российский статистический ежегодник, 2011 / Росстат. URL: http://www.gks.ru.
- Скубко Ю.С. Некоторые аспекты социальной политики ЮАР в 1994 - 2006 гг. // SPERO. 2007. N 6. С. 173 - 188.
- SOI Tax Stats - Individual Income Tax Rates and Tax Shares. URL: http://www.irs.gov/uac/SOI-Tax-Stats-Individual-Income-Tax-Rates-and-Tax-Shares (дата обращения: 15.11.2012).
- South Africa: employer benefits reference manual 2012. Swiss life Network. P. 1 - 18.
О.В.Улезько
Кандидат экономических наук,
доцент
кафедры налогов и налогообложения
Воронежский государственный
аграрный университет
А.Г.Казьмин
Кандидат экономических наук,
старший преподаватель
кафедры налогов и налогообложения
Воронежский государственный
аграрный университет
И.В.Оробинская
Кандидат экономических наук,
старший преподаватель
кафедры налогов и налогообложения
Воронежский государственный
аграрный университет