Мудрый Экономист

Задачи росфиннадзора в сфере закупок

"Бюджет", 2013, N 5

Новый Закон о контрактной системе в сфере закупок направлен на повышение эффективности и результативности закупочных процедур, гласности и прозрачности их осуществления, а также на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Следует отметить, что создающаяся в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единая информационная система госзакупок предусматривает внесение в нее заказчиком любого уровня каждого своего шага. Информация о том, что он запланировал, каким образом обосновал необходимость тех или иных закупок, работ, услуг, о формировании цены становится гласной и публичной. На всех этапах контроля, в том числе электронного и общественного, система прозрачна и доступна в режиме реального времени. С помощью данной системы участникам контрактных отношений предоставляются все необходимые данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа и т.д. Система содержит планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации, о закупках и об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов, результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок.

Необходимо обратить внимание на то, что создание единой информационной системы, а также интегрированных с ней информационных систем в субъектах РФ потребует существенных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому уже сегодня перед управлением информации и модернизации государственного финансового контроля и финансовым управлением Росфиннадзора стоит задача определить необходимый программный продукт и объем средств для его разработки и последующего внедрения в службе финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органах.

По предварительной информации Федерального казначейства за 2012 г. объем контрактируемых расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил более 5,5 трлн руб. В Законе о контрактной системе понятие об эффективности закупки не прописано. В то же время эффективной можно считать ту закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика и соблюден баланс качества и цены. Для того чтобы соотношения этих параметров можно было отследить, в новом Законе предусмотрен комплекс мер.

Общественный контроль

Главной гарантией повышения эффективности закупок будет прозрачность всех процедур и возможность общественного контроля. Так, например, в рамках Закона N 44-ФЗ для крупных закупок предусмотрено общественное обсуждение, которое будет начинаться уже на этапе их планирования. Обязательно общественное обсуждение в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.

В соответствии с Законом N 44-ФЗ общественный контроль осуществляют граждане и общественные объединения, объединения юридических лиц, которые вправе:

В целях общественного контроля Правительством РФ устанавливаются случаи обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг и порядок их проведения. Поэтому в нормативных правовых актах, которые будут изданы, полагаем целесообразным предусмотреть санкции за непроведение заказчиком обязательного общественного обсуждения: вынесение представления или предписания, штрафные санкции, аннулирование результатов закупок и др.

Табу на роскошь

Закон N 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 г., одновременно с этим прекращает действие Федеральный закон N 94-ФЗ. Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Закон N 44-ФЗ определяет принципы федеральной контрактной системы, а именно открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Следует отметить, что в Законе N 94-ФЗ принципы осуществления госзакупок отдельно не выделяются.

Закон N 44-ФЗ предусматривает внедрение новых способов проведения госзакупок. Основным отличием нового Закона от действующего является сфера применения. Так, сфера применения Закона N 44-ФЗ регулирует весь закупочный цикл, в том числе планирование (формирование), размещение и исполнение заказа, в то время как Закон N 94-ФЗ регулирует только размещение заказа. Значительно расширен состав информации об осуществлении закупок, подлежащей размещению в Интернете. Так, например, должна быть размещена информация обо всем закупочном цикле, в том числе о планировании (формировании), размещении и исполнении заказа. В Законе N 44-ФЗ введены новые виды реестров, а именно:

Нововведением Закона N 44-ФЗ станет то, что он предлагает установить единые критерии описания объекта закупок. Товары, работы и услуги должны соответствовать минимально достаточным требованиям. Это означает, что они должны полностью удовлетворять ту или иную государственную или муниципальную нужду, но при этом не обладать излишними свойствами, не являться предметами роскоши, не относиться к категории "люкс". Положениями нового Закона предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют в пределах своих полномочий в том числе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом.

Порядок осуществления контроля

Порядок осуществления контроля соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок, устанавливаемый Правительством РФ, должен предусматривать:

Субъектами контроля в сфере закупок являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, в отношении которых проводятся плановые и внеплановые проверки. В отношении каждого субъекта контроля, в том числе действующих на постоянной основе комиссий по осуществлению закупок, плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не реже чем один раз в шесть месяцев. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участника процедуры закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также в целях осуществления контроля за исполнением предписаний.

При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок или в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

Сфера контроля

Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль в части:

Важно отметить, что совершенствование существующей системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно обеспечить законодательное единство всего цикла государственных и муниципальных закупок. Кроме того, переход к системному, многоэтапному и более гибкому регулированию данных процессов сделает возможным экономию бюджетных средств и дополнительное финансирование приоритетных направлений бюджетной политики за счет высвобождающихся финансовых ресурсов.

Э.А.Исаев

Заместитель руководителя

Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора