Мудрый Экономист

Приобретение и установка пандуса в учреждении здравоохранения

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6

В статье автор раскрывает вопросы о том, насколько необходимо устанавливать пандус в учреждении, какие виды пандусов бывают, как отражаются в учете их приобретение и установка. Не оставлены без внимания и вопросы, связанные с тем, за счет каких источников следует производить расходы на приобретение и установку в учреждении пандуса и что делать, если средства ОМС для приобретения и установки этого вида нефинансового актива не выделены, а средств от приносящей доход деятельности недостаточно для совершения данных расходов.

Минздравсоцразвития России Письмом от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 направляет методические рекомендации, нацеленные на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, во исполнение п. 1 Поручения Председателя Правительства РФ от 07.09.2011 N ВП-П12-6370 (далее - Поручение).

Согласно разъяснениям, приведенным в данном Письме, на территории административных зданий с учетом положений действующих строительных норм и правил РФ 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве "Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения", требований ГОСТ Р 50602-93, ГОСТ Р 50917-96, ГОСТ Р 50918-96, ГОСТ Р 51261-99, ГОСТ Р 51630-2000, ГОСТ Р 51631-2008, ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 52872-2007, ГОСТ Р 52875-2007 в целях обеспечения доступности объектов необходимо в том числе:

  1. оборудовать парковочные места для инвалидов в непосредственной близости с административными зданиями. При этом нужно обратить внимание на следующее:
  1. оснастить проезжую часть на территории административных зданий знаками дорожного движения о возможном пути следования инвалида, обеспечив при этом доступность пешеходных путей на пешеходных переходах и пересечениях с проезжей частью;
  2. провести проверку существующих пандусов на предмет соответствия нормам обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов, а при отсутствии таковых дооборудовать объекты пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями (аппарелями, подъемниками, перилами, рельефно-контрастными полосами, местами крепления колясок и др.). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Из вышесказанного следует, что наличие пандусов в общественных учреждениях, в том числе в учреждениях здравоохранения, обусловлено нормами законодательства. Пандусы - это наклонные площадки, заменяющие лестницу или расположенные параллельно ей, служащие для въезда коляски на другой уровень. Применяют пандусы на входах в здания, в спусках в подземные переходы, во внутренних помещениях, то есть везде, где есть лестницы и ступени, затрудняющие передвижение инвалидной коляски. Конструктивно пандусы можно разделить на бетонные и металлические. В зависимости от технических характеристик пандуса (его вида) он может быть отражен в учете как отдельный объект - основное средство, а работы по изготовлению пандуса могут быть проведены как ремонт или реконструкция здания.

За счет каких средств производятся расходы на установку пандуса?

Ответ на этот вопрос следует из Апелляционного определения Омского областного суда от 17.10.2012 N 33-6422/2012. В нем рассматривалась ситуация о привлечении к ответственности бюджетного учреждения за отсутствие в занимаемом им здании (здание находится в оперативном управлении) пандуса. Учреждение не установило пандус ввиду отсутствия необходимых для этого средств.

Суть спора. Прокурор обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения (далее - БУЗ), Министерству здравоохранения данной области и Министерству имущественных отношений области, указав, что в ходе проверки был выявлен факт использования БУЗ здания с нарушением требований о его доступности для маломобильных групп населения. Поскольку данное обстоятельство существенно нарушает права и законные интересы инвалидов и лиц с ограниченной возможностью передвижения, прокурор попросил суд возложить на БУЗ, Министерство здравоохранения области, Министерство имущественных отношений области обязанность по установке пандусов или иных средств доступа инвалидов в здание БУЗ.

Представитель ответчика (БУЗ) в судебном заседании пояснила, что учреждение до 01.01.2012 (когда оно было муниципальным учреждением) сообщало в Департамент здравоохранения администрации города, а после указанной даты - в Минздрав области об имеющихся нарушениях и необходимости выделения денежных средств для их устранения. Собственных средств учреждения для установки пандусов и поручней было недостаточно.

Решение суда. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что причиной невыполнения требований по обеспечению доступа маломобильных групп населения в здание учреждения является отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя в лице Министерства здравоохранения области. Именно на министерство возложена обязанность по обеспечению установки пандусов или иных средств для доступа инвалидов в здание БУЗ. При этом обязанность по их непосредственной установке возложена на БУЗ.

Таким образом, финансирование расходов на установку пандусов - это обязанность учредителя. Прежде всего это связано с тем, что здания, которые занимают учреждения, находятся в собственности субъекта РФ (федеральной собственности) и переданы учреждениям только в оперативное управление. С учетом того, что сейчас в системе здравоохранения применяется принцип одноканального финансирования учреждений, денежные средства на проведение работ по оборудованию зданий пандусами могут получаться либо по коду вида деятельности 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию", либо по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели". В случае если учреждение не получает средства ОМС, финансовое обеспечение таких расходов по решению учредителя будет производиться либо по коду вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", либо по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели".

Обоснование позиции суда. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, в том числе детей-инвалидов, собственники этих объектов должны принимать по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии с п. п. 3.13 и 3.17 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких групп подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, как правило, размещаются на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как было выяснено в ходе судебного заседания, объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении БУЗ, находятся в собственности области. Следовательно, не обеспечен доступ маломобильных групп населения к зданию БУЗ, находящемуся в собственности субъекта РФ.

В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных ему собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам данного учреждения. Заметим, что аналогичные нормы в ст. 120 ГК РФ установлены для автономных учреждений.

Согласно уставу БУЗ имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность) в соответствии с законодательством, уставом.

Из положений ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена в том числе на организации независимо от их организационно-правовых форм.

Как проводить работы по изготовлению бетонных пандусов?

Работы по изготовлению бетонных пандусов можно провести вместе с текущим ремонтом помещений. Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно выполняемых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд часто возникает вопрос о способе размещения заказа согласно Закону о государственных закупках <1>. Для ответа не него обратимся к нормам п. 4 ст. 10 Закона о государственных закупках. Этим пунктом Правительству РФ предоставлено право устанавливать перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых должно осуществляться путем проведения аукциона. В отношении товаров (работ, услуг), включенных в указанный перечень, не допускается размещение заказа путем проведения конкурса. Сейчас данный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р. Он содержит код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП ОК 004-93). Согласно ОКДП ОК 004-93 код 4500000 включает код 4520080 "Строительство зданий и сооружений "под ключ", включая ремонт и реконструкцию [4520500] - [4520529]". Таким образом, при размещении заказа на проведение работ по текущему ремонту помещений следует использовать в качестве способа размещения заказа аукцион.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно нормам Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, расходы на текущий ремонт отражаются по подстатье 255 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Приведем примеры отражения данных расходов в бухгалтерском учете.

Пример 1. ЛПУ (бюджетное учреждение) заключило договор со сторонней организацией на проведение текущего ремонта здания, в результате которого должен быть изготовлен пандус. Стоимость ремонтных работ - 35 000 руб. Согласно договору оплата производится после выполнения всех предусмотренных договором работ. Расходы на ремонт были осуществлены учреждением за счет средств ОМС в рамках одноканальной системы финансирования.

В бухгалтерском учете операции, согласно Инструкции N 174н <2>, будут отражены следующим образом:

 Содержание операции
    Дебет   
   Кредит   
Сумма,
руб.
 Первичный документ
Отражены расходы на 
текущий ремонт
7 109 60 225
7 302 25 730
35 000
Акт приема-сдачи   
выполненных работ
Перечислены денежные
средства за текущий
ремонт на счет
подрядчика
7 302 25 830
7 201 11 610
35 000
Выписка из лицевого
счета
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Предположим, что ЛПУ самостоятельно приобрело материалы, необходимые для проведения ремонтных работ. Стоимость материалов составила 10 000 руб. Затем материалы были переданы подрядчику для проведения ремонтных работ. После того как условия договора были выполнены, учреждение перечислило на счет подрядчика обусловленную договором сумму, равную 25 000 руб. Операции совершаются по коду вида деятельности 7.

В бухгалтерском учете операции, согласно Инструкции N 174н, будут отражены следующим образом:

 Содержание операции
    Дебет   
   Кредит   
Сумма,
руб.
 Первичный документ
Приняты к учету     
материалы,
приобретенные для
проведения ремонтных
работ подотчетным
лицом
7 105 34 340
7 208 34 660
10 000
Товарная накладная 
по форме ТОРГ-12
Переданы материалы  
подрядчику
7 105 34 340
7 105 34 340
10 000
Требование-        
накладная по
форме 0315006
Отражены расходы    
по выполненным
подрядчиком работам
7 109 60 225
7 302 25 730
25 000
Акт приема-сдачи   
выполненных работ
Списана стоимость   
материалов на
стоимость
проведенных работ
7 109 60 225
7 105 34 440
10 000
Акт о списании     
материалов
Перечислены денежные
средства за
текущий ремонт на
счет подрядчика
7 302 25 830
7 201 11 610
25 000
Выписка из лицевого
счета

Учреждение может изготовить наливной (бетонный) пандус и в рамках проведения работ по реконструкции. В этом случае корреспонденция счетов в бюджетном и казенном учреждениях здравоохранения будет следующей:

   Содержание операции   
    Дебет   
   Кредит   
  Первичный документ 
Приняты к учету          
выполненные работы по
реконструкции объекта
основных средств
(изготовлению пандуса)
0 106 11 310
0 302 31 730
Акт приема-сдачи     
выполненных работ
Перечислены подрядчику   
денежные средства за
выполненные работы по
реконструкции (в том
числе по изготовлению
пандуса)
0 302 31 830
0 304 05 310
Выписка из лицевого  
счета
Отнесены затраты по      
реконструкции помещения
на увеличение его
первоначальной стоимости
0 101 12 310
0 106 11 310
Акт приема-сдачи     
объектов основных
средств, инвентарная
карточка учета
основных средств

Как в бухгалтерском учете отразить расходы на приобретение пандуса?

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н <3>).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Таким образом, складной, переносной, мобильный пандусы принимаются к учету как объекты основных средств.

Договор на приобретение (изготовление) пандуса заключается в соответствии с нормами Закона о государственных закупках.

Пример 3. Бюджетное учреждение здравоохранения заключило со сторонней организацией в рамках Закона о государственных закупках договор, по условиям которого поставщик поставляет учреждению пандус стоимостью 16 000 руб. и проводит работы по его установке. Стоимость работ по монтажу пандуса равна 3000 руб. Операции по приобретению и монтажу пандуса были произведены на счет средств субсидии на иные цели.

В бухгалтерском учете операции, согласно Инструкции N 174н, будут отражены следующим образом:

---------------------T------------T------------T------T-------------------¬
¦ Содержание операции¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма,¦ Первичный документ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦
+--------------------+------------+------------+------+-------------------+
¦Поступил пандус в ¦5 106 31 310¦5 302 31 730¦16 000¦Товарная накладная ¦
¦учреждение ¦ ¦ ¦ ¦по форме ТОРГ-12 ¦
+--------------------+------------+------------+------+-------------------+
¦Отражены в учете ¦5 106 31 310¦5 302 26 730¦ 3 000¦Акт выполненных ¦
¦работы по монтажу ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦
¦пандуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------+------------+------+-------------------+
¦Произведена оплата ¦5 302 31 830¦5 201 11 610¦16 000¦Выписка из ¦
¦пандуса поставщику ¦ ¦ ¦ ¦лицевого счета ¦
+--------------------+------------+------------+------+ ¦
¦Произведена оплата ¦5 302 26 830¦5 201 11 610¦ 3 000¦ ¦
¦поставщику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работ по монтажу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пандуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------+------------+------+-------------------+
¦Принят к учету ¦5 304 06 830¦5 106 31 410¦19 000¦Акт приема-передачи¦
¦пандус как объект ¦4 106 31 310¦4 304 06 730¦ ¦объекта основных ¦
¦основных средств ¦4 101 38 310¦4 106 31 410¦ ¦средств, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвентарная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦карточка учета ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦основных средств ¦
L--------------------+------------+------------+------+--------------------

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"