Мудрый Экономист

Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6

Указом Президента РФ N 599 <1> Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и общероссийскими объединениями работодателей было поручено проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры. Минобрнауки разработало Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее - Методические рекомендации), с которыми предлагаем ознакомиться.

<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

В Методических рекомендациях отмечается, что сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо создавать с учетом положений об учебных центрах профессиональной квалификации, приведенных в Законе об образовании <2>. В указанных Рекомендациях термины "многофункциональные центры прикладных квалификаций" и "учебные центры профессиональной квалификации" используются как синонимичные.

<2> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) (далее - центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществляющей деятельность по реализации практико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и (или) согласованных с работодателями, и обеспечению освоения квалификации, востребованной на рынке труда.

Образовательные программы, реализуемые центром, должны обеспечивать получение и (или) совершенствование квалификаций соответствующих уровней.

При этом качество образования и эффективность функционирования учебных центров профессиональной квалификации должны быть тесно связаны с их ориентацией на требования организаций - заказчиков и потребителей выпускников и развитием различных форм участия таких организаций в образовательном процессе, в его кадровом, методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении.

В комментируемом документе органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, при создании центров рекомендуется:

Факторы, определяющие необходимость создания центров и требования к ним

Минобрнауки в Методических рекомендациях рекомендует при принятии решения о создании центров профессиональной квалификации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, принимать во внимание возможность решения конкретными центрами одной или нескольких из перечисленных ниже задач:

Создание центров должно решать задачи развития региональной системы профессионального образования, оптимизации сети образовательных организаций, повышения эффективности бюджетных расходов. При этом деятельность центра не должна дублировать деятельность действующих образовательных организаций, качественно реализующих аналогичные программы профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования.

Для решения указанных задач учебные центры профессиональной квалификации должны отвечать следующим основным требованиям:

Организационно-правовые формы центра

В соответствии с п. 6 ст. 73 Закона об образовании центры могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Как следует из ст. 21 Закона об образовании, образовательную деятельность могут осуществлять:

Таким образом, центр может создаваться как:

Центр, создаваемый как образовательная организация. Он является некоммерческой организацией, ведущей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Закона об образовании).

В Методических рекомендациях разъяснено, что в Законе об образовании учебные центры профессиональной квалификации не указаны в перечне типов образовательных организаций (ст. 23), вместе с тем термин "учебный центр профессиональной квалификации" может использоваться в наименовании образовательной организации для указания на особенности ее образовательной деятельности. В Методических рекомендациях приведены следующие примеры:

Центр, создаваемый как структурное подразделение. Он может входить в состав как некоммерческой (в том числе образовательной), так и коммерческой организации. В Методических рекомендациях приведены следующие примеры:

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ при создании центра с использованием формы "учреждение" его учредителем может быть гражданин или юридическое лицо (частное учреждение) либо РФ, субъект РФ, муниципальное образование (государственное или муниципальное учреждение). Методическими рекомендациями предусмотрено, что в этом случае центр предпочтительно создавать в форме автономного учреждения.

Механизм формирования центров

Центр как самостоятельная организация может быть создан путем:

Если учредителем указанных организаций является субъект РФ, центр должен создаваться с учетом нормативного правового акта субъекта РФ "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений", разработанного на основе модельного нормативно-правового акта высших органов исполнительной власти и финансовых органов субъектов РФ, опубликованных на сайте Минфина.

Центр как структурное подразделение организации может быть:

Концессионное соглашение - форма государственно-частного партнерства при создании центра

При создании центров, подготавливающих кадры для приоритетных и социально значимых отраслей, обеспечивающих социальное и экономическое развитие РФ и ее субъектов, может использоваться концессионное соглашение.

Примечание. Концессионное соглашение (концессия) представляет собой форму государственно-частного партнерства, при которой на взаимовыгодных условиях происходит вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь выступают социально значимые объекты, не подлежащие приватизации, в том числе объекты образования.

В соответствии с концессионным соглашением частный инвестор (концессионер), которым может быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо либо группа юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества, обязан совершить следующие действия во исполнение такого соглашения:

В свою очередь, концедент (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования указанным недвижимым имуществом на срок действия концессионного соглашения.

Таким образом, используя форму государственно-частного партнерства в виде концессионного соглашения, государство только на время уступает свои права на пользование объектами таких соглашений, но при этом ощутимо снижает свои бюджетные средства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.

Типовым концессионным соглашением в отношении объектов образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 671, предусмотрены следующие особенности концессионного соглашения в отношении таких объектов:

Модели центра

Минобрнауки в Методических рекомендациях указало, что исходя из анализа опыта организации практико-ориентированной подготовки, соответствующей потребностям рынка труда, центр может быть создан по следующим моделям:

В первом случае речь идет об открытой образовательной системе, развивающейся под влиянием требований рынка труда, множества заказчиков и потребителей образовательных услуг. Во втором - о закрытой системе, связанной с потребностями одного заказчика.

Отсюда вытекают различия целей и задач деятельности центров, реализуемых ими образовательных программ, особенности контингента обучающихся, способов набора групп и финансирования образовательных услуг, ресурсного обеспечения процесса профессионального обучения (кадрового, материально-технического, учебно-методического и информационного) и т.д.

В таблице, приведенной в Методических рекомендациях, описаны типичные различия моделей, что не исключает возможности выбора тем или иным центром не установленных ему в рамках модели целей и средств их достижения.

И.Зернова

Редактор журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"