Мудрый Экономист

Оценка финансового менеджмента в казенных учреждениях

"Бюджетный учет", 2013, N 6

В данной статье рассматривается методика оценки финансового менеджмента в казенных учреждениях. Потребность в наличии данной методики есть как у главных распорядителей бюджетных средств, так и у руководителей казенных учреждений.

С принятием Приказа Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" финансовое ведомство осуществляет оценку финансового менеджмента министерств и ведомств. Однако следует отметить необходимость в оценке финансового менеджмента не только на уровне главного распорядителя бюджетных средств, но и на уровне получателей бюджетных средств.

В основу рассматриваемой методики оценки финансового менеджмента казенных учреждений положены показатели оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях. В рамках методики следует рассмотреть бюджетный процесс в казенном учреждении с учетом этапов цикла его управления.

Всего можно выделить семь основных этапов управленческого цикла, начиная с постановки целей бюджетного процесса в казенном учреждении и заканчивая анализом информации, позволяющим выявить отклонения от плановых заданий. На этом основании формируются новые цели управленческого воздействия, и весь цикл управления вновь повторяется.

Цикл управления бюджетным процессом

Цикл управления бюджетным процессом в казенных учреждениях состоит из 7 этапов:

Логическая последовательность выполнения этапов управленческого цикла, бюджетного процесса в казенном учреждении, представлена на рисунке 1.

                         -----------------T-----------------------¬
¦ Постановка ¦ ¦
---------------->¦целей бюджетного¦ ¦
¦ ¦ процесса ¦ ¦
¦ L----------------- ¦
¦ ¦/
--------+-------¬ ---------+-------¬
¦ Корректировка ¦ ¦ Планирование ¦
L-------T-------- L--------T--------
/¦ ¦
¦ ¦/
--------+-------¬ ---------+-------¬
¦ Формирование ¦ ¦Санкционирование¦
¦управленческого¦ ¦расходов бюджета¦
¦ воздействия ¦ ¦ ¦
L-------T-------- L--------T--------
/¦ --------
¦ ¦/
¦ ---------------¬ ---------+------¬
L-----+ Анализ ¦<-------------------+Учет и контроль¦
¦ ¦ ¦над исполнением¦
L--------------- L----------------

Рисунок 1

Итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенных учреждениях производится по следующей формуле:

,

где Е - итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;

- коэффициент i-й группы показателей качества бюджетного процесса;

- коэффициент j-го показателя качества бюджетного процесса в i-й группе показателей качества бюджетного процесса;

- оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в i-й группе показателей качества бюджетного процесса.

Рассмотрим первый этап цикла управления бюджетным процессом казенного учреждения - постановка целей бюджетного процесса. Цель бюджетного процесса казенного учреждения можно сформулировать следующим образом: эффективное распределение бюджетных средств, направляемых на содержание казенного учреждения. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:

Система оценки качества

Система оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях будет сформирована на основе показателей, характеризующих тот или иной этап цикла управления бюджетным процессом.

Показатели, характеризующие этапы цикла управления бюджетным процессом, представлены в таблице 1. На основании данных показателей устанавливается итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении.

Таблица 1

Показатели оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении

-----------------T----------------T----------------------------------T-----------------T-------------T-----------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ S - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ij ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышающий ¦ S - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коэффициент ¦ i ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ j-го ¦ повышающий¦
¦ Этап цикла ¦ ¦ ¦ ¦ показателя ¦коэффициент¦
¦ управления ¦ Наименование ¦ ¦ Оценка E(P ) ¦ оценки ¦ i-й группы¦
¦ бюджетным ¦ показателя ¦ Расчет показателя ¦ ij ¦ качества ¦показателей¦
¦ процессом ¦ ¦ ¦ ¦ бюджетного ¦ оценки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса ¦ качества ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в i-й группе¦ бюджетного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей ¦ процесса ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджетного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦Планирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,4 ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля бюджетных ¦P = S / S, ¦От 1 до 0,6 - ¦ 1,2 ¦ ¦
¦ ¦средств, ¦ p ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирование ¦ ¦от 0,6 до 0,40 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых ¦где S - объем бюджетных средств, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлялось ¦ p ¦от 0,4 до 0 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦с использованием¦планирование которых ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативного ¦осуществлялось ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метода ¦с использованием нормативного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирования ¦метода планирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦S - общий объем бюджетных средств,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выделяемых казенному учреждению ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля статей ¦P = C / C, ¦От 1 до 0,5 - ¦ 1,2 ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ, ¦ p ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦при планировании¦ ¦от 0,5 до 0,30 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых ¦где C - количество статей КОСГУ, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяется ¦ p ¦от 0,30 до 0 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативный ¦при планировании расходов ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦метод ¦по которым применяется нормативный¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планирования ¦метод планирования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦C - общее количество статей КОСГУ,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по которым выделяются средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦казенному учреждению ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля ¦P = Ip / I, ¦От 1 до 0,5 - ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ ¦используемых ¦ ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональных ¦где Ip - количество региональных ¦от 0,5 до 0,30 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦индексов ¦индексов, используемых при ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦при планировании¦планировании бюджетных средств; ¦от 0,30 до 0 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦I - общее количество индексов, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦используемых при планировании ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с использованием¦бюджетных средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индексации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦Санкционирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,0 ¦
¦расходов бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Наличие ¦ ¦Наличие плана - ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ ¦поквартального ¦ ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦плана ¦ ¦отсутствие ¦ ¦ ¦
¦ ¦по принятию ¦ ¦плана - 0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(план ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по заключению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦договоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на оказание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ (услуг) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имущества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в пользование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля бюджетных ¦P = S /S, ¦От 1 до 0,80 - ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ ¦средств, ¦ p ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦включенных в ¦ ¦от 0,80 до ¦ ¦ ¦
¦ ¦план по принятию¦где S - объем бюджетных средств, ¦0,70 - 5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦ p ¦от 0,70 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательств ¦включенных в план по принятию ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетных обязательств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦S - общий объем бюджетных средств,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выделяемых казенному учреждению ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦Учет и контроль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,0 ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля бюджетных ¦P = N / S, ¦0 - 10 баллов; ¦ 1,4 ¦ ¦
¦ ¦средств, ¦ ¦свыше 0 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦признанных ¦где N - объем бюджетных средств, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролирующими ¦признанных контролирующими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органами как ¦органами как нецелевое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нецелевое ¦использование бюджетных средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использование ¦S - общий объем бюджетных средств,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦выделяемых казенному учреждению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Соотношение ¦P = S / S, ¦От 1 до 0,80 - ¦ 1,2 ¦ ¦
¦ ¦фактически ¦ p ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятых ¦ ¦от 0,80 до ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦где S - объем фактически принятых¦0,70 - 5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательств и ¦ p ¦от 0,70 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦запланированных ¦бюджетных обязательств в отчетном ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦периоде; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦S - объем бюджетных средств, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦включенных в план по принятию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджетных обязательств ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦Принятие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,0 ¦
¦управленческого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Доля ¦P = D / D, ¦От 1 до 0,95 - ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ ¦документально ¦ i ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснованных ¦ ¦от 0,95 до ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦где D - количество изменений, ¦0,90 - 5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету ¦ i ¦от 0,90 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦внесенных в бюджетную смету, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по которым существует ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦документальное обоснование; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦D - общее количество изменений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦внесенных в бюджетную смету ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦Корректировка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,2 ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Удельный вес ¦P = I / I, ¦От 0,05 до 0,10 -¦ 1,2 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,10 до 0,20 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету,¦где I - количество изменений, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦ j ¦от 0,20 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦на увеличение ¦внесенных в бюджетную смету, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦направленных на увеличение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦бюджетных средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦I - общее количество изменений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦внесенных в бюджетную смету ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Удельный вес ¦P = I / I, ¦От 0,05 до 0,10 -¦ 1,4 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,10 до 0,20 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету,¦где I - количество изменений, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦ j ¦от 0,20 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦на перемещение ¦внесенных в бюджетную смету, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств между ¦направленных на перемещение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статьями КОСГУ ¦средств между статьями КОСГУ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦I - общее количество изменений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦внесенных в бюджетную смету ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Количество ¦P = I / I, ¦От 0,10 до 0,20 -¦ 1,4 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,20 до 0,30 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету,¦где I - количество изменений, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦ j ¦от 0,30 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦на перемещение ¦внесенных в бюджетную смету, ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств между ¦направленных на перемещение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подстатьями ¦средств между подстатьями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ в рамках ¦КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одной статьи ¦I - общее количество изменений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ ¦внесенных в бюджетную смету ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Удельный вес ¦P = I / I, ¦От 0,05 до 0,10 -¦ 1,2 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,10 до 0,20 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету ¦где I - объем бюджетных средств, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦в стоимостном ¦ j ¦от 0,20 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦выражении, ¦направленных на увеличение ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦бюджетной сметы (дополнительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на увеличение ¦выделенные средства в течение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ¦отчетного периода); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦I - общий объем средств, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выделенных на конец периода ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Удельный вес ¦P = I / I, ¦От 0,05 до 0,10 -¦ 1,4 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,10 до 0,20 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету ¦где I - объем средств, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦в стоимостном ¦ j ¦от 0,20 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦выражении, ¦перемещенных между статьями КОСГУ ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦в течение отчетного периода; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на перемещение ¦I - общий объем средств, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств между ¦выделенных на конец периода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статьями КОСГУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+-----------+
¦ ¦Количество ¦P = I / I, ¦От 0,10 до 0,20 -¦ 1,4 ¦ ¦
¦ ¦внесенных ¦ j ¦10 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменений в ¦ ¦от 0,20 до 0,30 -¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетную смету ¦где I - объем средств, ¦5 баллов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦в стоимостном ¦ j ¦от 0,30 - ¦ ¦ ¦
¦ ¦выражении, ¦перемещенных между подстатьями ¦0 баллов ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных ¦КОСГУ в течение отчетного периода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на перемещение ¦в рамках одной статьи КОСГУ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств между ¦I - общий объем средств, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подстатьями ¦выделенных на конец периода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦одной статьи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦КОСГУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+----------------+----------------------------------+-----------------+-------------+------------

,

где Е - итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;

- коэффициент i-й группы показателей качества бюджетного процесса;

- коэффициент j-го показателя качества бюджетного процесса в i-й группе показателей качества бюджетного процесса;

- оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в i-й группе показателей качества бюджетного процесса.

В зависимости от показателя итоговой оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении учреждения классифицируются по группам (см. табл. 2).

Таблица 2

  Показатель итоговой 
оценки качества
бюджетного процесса
в казенном учреждении
                      Группа                      
200 - 150 баллов      
Казенные учреждения с высоким уровнем управления  
бюджетным процессом
150 - 100 баллов      
Казенные учреждения с хорошим уровнем управления  
бюджетным процессом
100 - 50 баллов       
Казенные учреждения с удовлетворительным уровнем  
управления бюджетным процессом
Менее 50 баллов       
Казенные учреждения с неудовлетворительным уровнем
управления бюджетным процессом

С.Г.Хабаев

Профессор

кафедры "Государственные

и муниципальные финансы"

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

доктор экономических наук