Новые полномочия счетной палаты
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2013, N 6
08.04.2013 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате РФ" (далее - Закон о Счетной палате), призванный урегулировать отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля). Целью принятия данного Закона является создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан на участие в управлении делами государства путем внешнего государственного аудита (контроля). В новом Законе более подробно регламентированы функции и полномочия Счетной палаты, порядок назначения, права и обязанности председателя Счетной палаты и его заместителя, методы осуществления деятельности, назначение и порядок направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, организация деятельности и т.д.
Как и ранее, установлено, что Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных законодательством РФ, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
В новом Законе изменены задачи, возлагаемые на Счетную палату. К ним теперь относятся:
- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;
- определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития РФ;
- анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
- развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития РФ;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
- определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Банк России, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;
- обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
Еще одним из новшеств является детальное указание функций, осуществляемых Счетной палатой в рамках выполнения своих задач. В частности, к указанным функциям относятся:
- осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
- проведение проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);
- аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
- проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);
- систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Структура Счетной палаты
Структура Счетной палаты не претерпела изменений. Как и ранее, она образуется в составе председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
Вместе с тем изменился порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты. Так, Законом о Счетной палате установлено, что кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты вносятся Президенту РФ Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, тогда как ранее указанные предложения могли вноситься фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. Еще одним из новшеств является ограничение максимального срока занятия должностей председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты. Законом о Счетной палате четко установлено, что одно и тоже лицо не вправе занимать каждую из этих должностей более двух сроков подряд. Напомним, что указанный срок, как и ранее, составляет шесть лет.
Также отметим, что в ст. 9 Закона о Счетной палате определен и конкретный срок, которым определяется опыт работы кандидата на должность аудитора Счетной палаты РФ в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции, он должен составлять не менее пяти лет.
Полномочия Счетной палаты
В соответствии со ст. 14 Закона о Счетной палате Счетная палата обладает следующими полномочиями:
- осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;
- направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;
- получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
- получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
- запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
- привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;
- осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;
- организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;
- анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития РФ, а также критериев и методов их оценки;
- осуществляет иные полномочия.
Заметим, что ранее такое детальное описание полномочий отсутствовало.
Согласно ст. 15 Закона о Счетной палате Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Банка России, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятии, государственных корпорации и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах.
Кроме того, внешний государственный финансовый аудит (контроль) может осуществляться в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, а также в отношении иных организаций.
Планирование работы Счетной палаты
В силу ст. 33 Закона о Счетной палате Счетная палата организует свою работу в соответствии с основными направлениями своей деятельности, годовыми планами, планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Счетной палаты, которые формируются исходя из необходимости обеспечения выполнения ее задач, функций и полномочий.
Планирование деятельности Счетной палаты осуществляется в целях содействия реализации документов стратегического планирования развития РФ.
Планирование должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита по результатам мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля). Реализация планов Счетной палаты должна учитывать последовательность оценки результатов финансового аудита (контроля), аудита эффективности и стратегического аудита.
Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые на основании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы по обращениям не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, на основании решений Коллегии Счетной палаты подлежат включению в годовой план работы Счетной палаты.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, не включенные в годовой план работы Счетной палаты, не проводятся.
Методы осуществления деятельности Счетной палаты
Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются:
- проверка - применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки;
- ревизия - применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. Результаты проверки и ревизии оформляются актом;
- анализ - применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования;
- обследование - применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты анализа и обследования оформляются заключением;
- мониторинг - применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утверждаемыми в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты РФ <1>.
<1> Утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 04.04.2003 N 8.Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты, за достоверность которых члены Коллегии Счетной палаты несут персональную ответственность.
Отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение. По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывает председательствующий на заседании Коллегии Счетной палаты.
Реализация материалов контрольных мероприятий
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ.
Представления Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и должны содержать информацию о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения. Заметим, что ранее указанный срок составлял 20 дней. О принятых мерах по результатам рассмотрения содержания представления Счетная палата уведомляется незамедлительно.
Согласно ст. 27 Закона о Счетной палате при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их рассмотрения, создания препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата имеет право направлять должностным лицам объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания.
Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимает Коллегия Счетной палаты и подписывает председатель Счетной палаты или его заместитель.
Предписание должно содержать указание на допущенные нарушения и основания вынесения предписания.
Напомним, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Еще одной новацией Закона о Счетной палате является возможность направления при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Введение данной нормы неразрывно связано с изменениями в БК РФ, предусмотренными проектом федерального закона N 116783-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ". Согласно данному нормативному акту под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения. В частности, к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пени за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
А.Гусев
К. п. н.,
редактор журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений"