Мудрый Экономист

Учет кредиторской задолженности

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6

Кредиторская задолженность - это денежные средства, временно привлеченные учреждением, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы или которым они не выплачены. В учреждениях силовых министерств и ведомств кредиторскую задолженность составляют неосуществленная оплата поставщикам отгруженных товаров, работ (услуг), начисленные и неуплаченные налоговые платежи, заработная плата и другие виды расчетов. В статье речь идет о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Основную долю в кредиторской задолженности составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками. Выполняя свои функции, казенные учреждения для своих нужд заключают множество различных договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с другими организациями. В основе взаимодействия одной организации с другой лежит контракт (договор), который заключается в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

С 01.01.2014 заключение государственных контрактов будет осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О предмете и содержании контракта (договора)

Отметим, что законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Так, в силу норм ГК РФ содержание договора должно включать все необходимые сведения, конкретизирующие ту или иную сделку: наименование сторон, его заключивших, перечень обязанностей каждой из сторон по его выполнению, срок действия договора, ответственность за невыполнение условий, адреса и банковские реквизиты сторон. Особенно при заключении договора важны его предмет и вид. От правильной квалификации заключаемых договорных отношений (их экономического содержания) зависит правильность отражения финансово-хозяйственной операции в бухгалтерском учете и применения КОСГУ, что важно при выполнении бюджетной сметы.

Напомним, что в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н <1> в разрядах 24 - 26 номера бухгалтерского счета казенных учреждений отражаются КОСГУ, которые ежегодно доводятся Минфином посредством указаний о порядке применения бюджетной классификации.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для справки. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждены Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Каждый код КОСГУ квалифицирует или определяет тот или иной вид расходов. Кроме того, в номере счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам", который применяется для расчетов с поставщиками и подрядчиками согласно п. 254 Инструкции N 157н, указание аналитических кодов вытекает из условий договоров, соглашений.

            Группы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
 Номер счета
                   Название счета                  
Код КОСГУ
 0 302 21   
"Расчеты по услугам связи"                         
221
 0 302 22   
"Расчеты по транспортным услугам"                  
222
 0 302 23   
"Расчеты по коммунальным услугам"                  
223
 0 302 24   
"Расчеты по арендной плате за пользование          
имуществом"
224
 0 302 25   
"Расчеты по работам, услугам по содержанию         
имущества"
225
 0 302 26   
"Расчеты по прочим работам, услугам"               
226
 0 302 31   
"Расчеты по приобретению основных средств"         
310
 0 302 32   
"Расчеты по приобретению нематериальных активов"   
320
 0 302 33   
"Расчеты по приобретению непроизведенных активов"  
330
 0 302 34   
"Расчеты по приобретению материальных запасов"     
340

Таким образом, от предмета договора будут зависеть квалификация произведенного вида расходов при отражении финансово-хозяйственной операции и применяемый счет по учету обязательств перед поставщиком.

Пример 1. Учреждение МЧС заключило договор на поставку систем видеонаблюдения на сумму 153 400 руб. (в том числе НДС - 23 400 руб.). Оплата по контракту осуществляется после поставки и установки оборудования. Расходы на транспортные услуги составили 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). Расходы на монтаж - 21 240 руб. (в том числе НДС - 3240 руб.).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н <2> были сделаны следующие записи:

-------------------------------------T------------T------------T----------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Поставлены системы видеонаблюдения ¦1 106 31 310¦1 302 31 730¦ 153 400 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Оказаны транспортные услуги по ¦1 106 31 310¦1 302 22 730¦ 3 540 ¦
¦доставке компьютерного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Оказаны услуги по установке и ¦1 106 31 310¦1 302 26 730¦ 21 240 ¦
¦монтажу систем видеонаблюдения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Произведен расчет за поставленное ¦1 302 31 830¦1 304 05 310¦ 153 400 ¦
¦оборудование ¦ ¦1 304 05 222¦ 3 540 ¦
¦ ¦ ¦1 304 05 226¦ 21 240 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Принято к учету основное средство ¦1 101 24 310¦1 106 21 410¦ 178 180 ¦
¦(системы видеонаблюдения) по ¦ ¦ ¦ ¦
¦сформированной стоимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦(153 400 + 3540 + 21 240) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+------------+------------+-----------
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Об авансовых платежах по договорам, заключенным в 2013 году

Как уже было отмечено, при заключении договора стороны определяют разные условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. В силу норм ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя полностью или частично оплатить товар, работу, услугу до передачи их продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен - в разумный срок после возникновения обязательства.

Для федеральных казенных учреждений размер аванса, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, определяется на каждый финансовый год Правительством РФ.

В 2013 г. согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" действуют конкретные размеры предварительной оплаты при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров:

Исходя из п. 202 Инструкции N 157н учет расчетов в казенном учреждении по предоставленным в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) осуществляется на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам".

В бухгалтерском учете перечисление авансовых сумм поставщику оформляется следующей записью (п. п. 80, 111 Инструкции N 162н):

Дебет счета 1 206 00 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам"

Кредит счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что договором была предусмотрена предварительная оплата в размере 30% стоимости поставляемого оборудования.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н были сделаны следующие записи:

-------------------------------------T------------T------------T----------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Перечислен аванс поставщику в ¦1 206 31 560¦1 304 05 310¦ 46 020 ¦
¦размере 30% ¦ ¦ ¦ ¦
¦(153 400 руб. x 30%) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Поставлены системы видеонаблюдения ¦1 106 31 310¦1 302 31 730¦ 153 400 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Оказаны транспортные услуги по ¦1 106 31 310¦1 302 22 730¦ 3 540 ¦
¦доставке компьютерного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Оказаны услуги по установке и ¦1 106 31 310¦1 302 26 730¦ 21 240 ¦
¦монтажу систем видеонаблюдения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Произведен зачет аванса ¦1 302 31 830¦1 206 31 660¦ 46 020 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Произведен полный расчет за ¦1 302 31 830¦1 304 05 310¦ 107 380 ¦
¦поставленное оборудование ¦ ¦1 304 05 222¦ 3 540 ¦
¦ ¦ ¦1 304 05 226¦ 21 240 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Принято к учету основное средство ¦1 101 24 310¦1 106 21 410¦ 178 180 ¦
¦(системы видеонаблюдения) по ¦ ¦ ¦ ¦
¦сформированной стоимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦(153 400 + 3540 + 21 240) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+------------+------------+-----------

Далее следует отметить, что, если договор поставщиком товаров, работ (услуг) не исполнен и сумма перечисленного ему ранее аванса возвращается казенному учреждению в текущем году (то есть дебиторская задолженность является текущей), учреждение может использовать возвращенные денежные средства по тому же коду КОСГУ.

В случае если перечисление аванса было произведено в предыдущие годы (например, в декабре 2012 г.), поступившие от поставщика денежные средства в 2013 г. перечисляются в доход соответствующего бюджета (п. 2.5.6 Порядка N 8н <3>).

<3> Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.

Пример 3. Учреждение уголовно-исправительной системы по условиям договора перечислило организации-поставщику в декабре 2012 г. аванс в размере 30% суммы договора в счет предстоящей поставки продуктов питания. Сумма денежных средств составила 50 000 руб. В феврале текущего 2013 г. сумма аванса возвращена поставщиком в связи с невозможностью исполнения им договора. Учреждение является администратором доходов бюджета.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н были сделаны следующие записи:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
                             Декабрь 2012 г.                             
Перечисление аванса поставщику на   
поставку продуктов питания
1 206 31 560
1 304 05 310
  50 000  
                             Февраль 2013 г.                             
Поступление средств в погашение     
дебиторской задолженности прошлых
лет
1 304 05 340
1 206 34 660
  50 000  
Перечисление суммы задолженности    
прошлых лет в доход бюджета
1 210 02 130
1 304 05 340
  50 000  

О нереальной кредиторской задолженности и ее списании с учета

Кредиторская задолженность, числящаяся в учете казенного учреждения в пределах действующих сроков оплаты, выставленных кредитором счетов, считается естественной. Кредиторская задолженность в сумме не предъявленных кредитором требований в течение срока исковой давности, в том числе задолженность, не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд задолженности, не востребованной кредитором или нереальной. Поэтому у читателей может возникнуть уместный вопрос, какой срок считается сроком исковой давности и как он исчисляется.

В соответствии с гражданским правом исковая давность - это срок, в течение которого лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться за защитой в суд (ст. 195 ГК РФ).

Обратиться в суд с требованием о защите нарушенного права можно и по истечении срока исковой давности. Суд обязан будет рассмотреть дело по существу. Однако, если одна из сторон (истец или ответчик) до момента вынесения решения заявит об истечении срока исковой давности, судом будет вынесено решение об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности равен трем годам. Вместе с тем для отдельных видов требований установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком:

Начало течения срока исковой давности определяется днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).

Течение срока исковой давности может приостанавливаться (ст. 202 ГК РФ):

В случае невозможности погашения просроченной кредиторской задолженности (с истекшим сроком исковой давности, например, по причине ликвидации в установленном порядке юридического лица, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сделана запись в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП соответственно) она подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета. Для списания задолженности казенному учреждению потребуются несколько документов:

Списание кредиторской задолженности осуществляется с использованием счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" в порядке, установленном п. 167 Корреспонденции счетов бюджетного учета Инструкции N 162н. При этом делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет соответствующих счетов счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"

Кредит счета 1 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами".

В силу п. 371 Инструкции N 157н задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.

Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений, главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

Пример 4. По результатам инвентаризации расчетов, проведенной в учреждении МВД, выявлена нереальная ко взысканию кредиторская задолженность по договору подряда по текущему ремонту зданий в сумме 2189 руб. По согласованию с главным распорядителем бюджетных средств данная задолженность списана в доходы организации.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Списана задолженность организации   
перед кредитором
1 302 25 830
1 401 10 173
   2189   
Одновременно кредиторская           
задолженность учтена за балансом
     20     
   2189   
Закрыты счета (в конце года)        
1 401 10 173
1 401 30 000
   2189   

В случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством РФ, задолженность учреждения, не востребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств (п. 371 Инструкции N 157н).

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"