Мудрый Экономист

Об условиях отбора поставщиков торговой сетью

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1

Как на практике выполняется требование о предоставлении торговой сетью информации о критериях отбора поставщиков? Каких объема и содержания должна быть такая информация?

Доступ к информации об условиях отбора поставщиков

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о торговле <1> хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности. В то же время для хозяйствующих субъектов, ведущих торговую деятельность посредством организации торговой сети, ч. 1 ст. 9 Закона о торговле предусмотрена обязанность обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса. Данное требование Закона направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем формирования для них одинаковых условий вхождения на товарный рынок. Включение в Закон о торговле ограничений для продовольственных торговых сетей, касающихся отношений с поставщиками товаров, обусловлено необходимостью обеспечить баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и поставщиков продовольственных товаров.

<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле торговым сетям запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе устанавливать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, производящим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе формирование препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 млн до 5 млн руб.

В Постановлении АС СКО от 21.11.2014 по делу N А53-4283/2014 рассмотрена ситуация привлечения торговой сети к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ. По результатам жалобы завода - производителя плодоовощной консервной продукции УФАС установило, что торговая сеть не сообщила сведения об условиях отбора контрагентов по запросу производителя и его эксклюзивного дистрибьютора, а также не разместила эти сведения в открытом доступе. 28.02.2013 УФАС вынесло в отношении торговой сети предписание о прекращении нарушения, в котором предложило регламентировать процедуру заключения договоров с поставщиками продовольственных товаров и не позднее 14 дней со дня получения запроса сообщать сведения поставщикам. 04.02.2014 по факту нарушения пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле УФАС составило протокол об административном правонарушении и вынесло постановление о привлечении торговой сети к административной ответственности по ст. 14.40 КоАП РФ (штраф - 3 млн 125 тыс. руб.). Судом постановление УФАС было оставлено в силе (штраф был снижен до 2 млн руб.). При этом арбитры опровергли довод торговой сети о пропуске срока давности привлечения ее к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства - по истечении одного года со дня совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении названные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения такого правонарушения. Спорное правонарушение является длящимся, и срок давности для привлечения торговой сети к административной ответственности составляет один год со дня вынесения решения УФАС, которым установлен факт нарушения.

Условия отбора поставщиков должны быть конкретизированы

Как показывает практика, торговые сети нередко выполняют требование о предоставлении обратившимся к ним поставщикам сведений об условиях отбора поставщиков "для галочки", и по факту эти сведения не дают никакой конкретики, носят общий, расплывчатый характер. Подобная ситуация стала предметом рассмотрения в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу N А33-6933/2014. Поставщик фасованных круп неоднократно обращался к торговой сети с просьбой озвучить критерии отбора ею контрагентов. В ответ торговая сеть направила информацию, сформулированную крайне обобщенно (по сути, одинаково относящуюся к любому поставщику любого товара): о том, что поставщик должен быть юрлицом или ИП, иметь права на продажу товара, продавать товар, необходимый торговой сети, быть способным обеспечить бесперебойное выполнение заявок сети на поставку товара. Торговая сеть также указала, что:

Получив от торговой сети письмо с таким сведениями, поставщик попросил дать дополнительные разъяснения по ряду пунктов, направил сети коммерческое предложение, прайс-листы, копии учредительных документов, сертификатов соответствия, образцы продукции и рейтинг продаж. Однако ответа не последовало. Поэтому поставщик обратился в УФАС с жалобой на действия сети, выразившиеся в создании дискриминационных условий для доступа на рынок реализации бакалейной продукции путем уклонения от рассмотрения коммерческого предложения заявителя.

Антимонопольный орган усмотрел в действиях торговой сети нарушение пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Ведомство пришло к выводу, что ответ на запрос поставщика носит общий характер, поскольку из его содержания невозможно установить, какие конкретно обязательства, являющиеся приемлемыми для торговой сети, должен принять на себя поставщик. Информация, носящая общий характер, не может расцениваться в качестве информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, поскольку не позволяет определить потребности торговой сети в товарах и формировать предложения по условиям поставок, что, в свою очередь, влечет невозможность поставщика, не имеющего такую информацию, конкурировать с другими поставщиками.

Отсутствие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях данного договора заведомо ставит поставщика в неравное положение по сравнению с другими поставщиками, которые уже осуществляют поставки в торговую сеть либо для которых создаются более льготные по сравнению с другими поставщиками условия вхождения в рынок. Уклонение торговой сети от раскрытия информации, которая в равной степени должна относиться ко всем поставщикам, действующим на рынке поставок продовольственных товаров, существенно сужает конкурентную среду, поскольку не позволяет поставщику, не получившему необходимую для него информацию об условиях вхождения в торговую сеть, на равных условиях конкурировать с другими поставщиками, имеющими такую информацию.

Торговой сети было выдано предписание о прекращении нарушения и разработке критериев отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров (в том числе фасованных круп, круп в варочных пакетах и хлопьев, не требующих варки) и существенных условий названного договора и о направлении их в адрес обратившегося к ней поставщика в конкретный срок. Данное предписание УФАС было признано судом законным и обоснованным.

* * *

Случается, что торговые сети не выполняют должным образом требование о предоставлении заинтересованным лицам сведений об условиях отбора контрагентов, а на их запросы о предоставлении таких сведений отвечают, что предлагаемый упомянутыми лицами ассортимент товаров уже представлен в сети. Это прямое нарушение Закона о торговле, за которое им грозит солидный штраф. Требование о предоставлении информации об условиях отбора контрагентов не может считаться выполненным, если такая информация не конкретизирована, а содержит общие формулировки, которые в равной степени относятся к любому поставщику любого товара.

С.А.Субботина

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"