Мудрый Экономист

Налоговая политика и налогообложение субъектов малого предпринимательства

"Аудитор", 2014, N 12

Налоговая политика РФ на период 2014 - 2016 гг. направлена на сохранение неизменной налоговой нагрузки в секторах экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень и обеспечены необходимые процедуры налогового администрирования. Данный принцип напрямую затрагивает субъекты малого предпринимательства и одновременно формирует подходы адаптационного налогового механизма, взвешенной налоговой политики, анализа действующей системы налогообложения и оценки эффективности налогового менеджмента.

Проводимая Правительством Российской Федерации политика направлена на обеспечение высокого качества жизни населения страны за счет достижения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики. Высокий уровень конкурентоспособности обеспечивается не только конкурентоспособными товарами (работами, услугами) и производственными технологиями, но и управленческими инновациями, которые, как полагают авторы, должны трансформироваться в один из основополагающих факторов производства. Составным элементом проводимой общенациональной политики является налоговая политика, основными направлениями которой в Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. закреплены приоритеты - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности должны быть приняты меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузок экономически развитых стран, а с другой - обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней [4].

В качестве мер налогового стимулирования на ближайшие три года закреплены:

По мнению авторов, политикой закреплены целевые установки, направленные на реализацию компромиссного решения в области налогообложения - сохранения неизменной налоговой нагрузки на те секторы экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень, и обеспечения процедур налогового администрирования, максимально комфортных для добросовестных налогоплательщиков. Реализация такой установки позволит налоговой системе Российской Федерации сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций.

Проводимая Российской Федерацией финансово-экономическая политика и реализуемая ею стратегия социально-экономического развития страны на период до 2020 г. направлены на реализацию глобальной целевой установки - повышения уровня и качества жизни населения. Качество жизни - комплексный индикатор, отображающий здоровье, жилищные условия, безопасность жизни, качество услуг и качество доходов (рис. 1).

Критериальные признаки оценки качества жизни населения

--------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Качество жизни населения ¦
L-----------------------------------------T--------------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Критериальные признаки оценки ¦
L---------T-------------------T----------------T---------------T--------------T--------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
--------------------¬-----------------¬---------------¬---------------¬---------------¬
¦ Здоровье ¦¦Жилищные условия¦¦ Услуги ¦¦ Доходы ¦¦ Безопасность ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ жизни ¦
+-------------------++----------------++--------------++--------------++--------------+
¦Отражает качество ¦¦Отражает ¦¦Отражает ¦¦Отражает ¦¦Отражает ¦
¦здоровья: ¦¦качество услови馦качество и ¦¦уровень ¦¦безопасность ¦
¦- продолжительность¦¦жизни: ¦¦доступность ¦¦доходов и ¦¦среды ¦
¦жизни; ¦¦- уровень ¦¦сферы услуг: ¦¦бедности: ¦¦проживания: ¦
¦- выживаемость ¦¦обеспеченности ¦¦- уровень ¦¦- бедность по ¦¦- безработица;¦
¦детей; ¦¦жильем; ¦¦расходов на ¦¦уровню ¦¦- положение ¦
¦- обеспеченность ¦¦- обеспеченность¦¦душу ¦¦доходов; ¦¦на рынке ¦
¦медицинской сетью ¦¦благоустроенным ¦¦населения; ¦¦- уровень ¦¦труда; ¦
¦ ¦¦жильем ¦¦- степень ¦¦индивидуальных¦¦- уровень ¦
¦ ¦¦ ¦¦обеспеченност覦доходов ¦¦преступности ¦
L--------------------L-----------------L---------------L---------------L---------------

Рис. 1

На все составляющие, воздействующие на уровень и качество жизни населения, влияние оказывают налоги и действующая система налогообложения (рис. 2).

Взаимосвязь налогообложения с качеством жизни населения

         -------------------------------------------------------¬
--¬¦ Действующая система налогообложения ¦--¬
¦--¦ ¦L¬¦
¦¦ L------------------------------------------------------- ¦¦
/ /
-----------------------------¬ -----------------------------¬
¦ Уровень потребления ¦/-------------¦ Качество жизни населения ¦
¦ ¦-------------/¦ ¦
L--------------T-------------- L------------T----------------
¦/ ¦/
--------------------------------¬ --------------------------------¬
¦Снижение за счет уплаты прямых ¦ ¦Повышение обеспечивается ¦
¦и косвенных налогов. ¦ ¦посредством формирования ¦
¦Повышение уровня потребления за¦ ¦денежных ресурсов бюджетной ¦
¦счет увеличения оплаты труда, а¦ ¦системы страны и эффективного ¦
¦также различных социальных ¦ ¦распределения посредством ¦
¦пособий из бюджетной системы ¦ ¦налогового регулирования. ¦
¦страны ¦ ¦Снижение происходит за счет ¦
¦ ¦ ¦уплаты налогов ¦
L-------------------------------- L--------------------------------

Рис. 2

Все эти направления в той или иной мере затрагивают и малое предпринимательство, представляющее собой активную, динамичную, реальную систему, субъект и объект управления.

За последние годы в Российской Федерации стали активнее использоваться различные формы поддержки развития малого предпринимательства: начал действовать Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", запущен механизм саморегулирования, ужесточена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, расширяются региональные целевые программы, появляются бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды гарантий и др. [3]. На ближайшие годы в бюджете государства предусмотрено более 13 млрд руб. на поддержку малого бизнеса.

В настоящее время в малое и среднее предпринимательство вовлечено около 25% экономически активного населения, обеспечивающего около 18% ВВП, а к 2030 г. предполагается довести количество субъектов малого и среднего предпринимательства до 7,7 млн, которые смогут обеспечить до 40% ВВП. В перспективе поставлена задача довести уровень занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60 - 70%.

В отношении мер налогового стимулирования малого предпринимательства в предшествующем периоде было запланировано внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по совершенствованию специальных налоговых режимов.

С 1 января 2013 г. в России вступила в действие патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, охватывающая 47 видов деятельности. Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено использовать наемных работников средней численностью не более 15 человек.

С 2013 г. переход на систему налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) стал добровольным. В 2013 г. ЕНВД остается наиболее привлекательной системой налогообложения для субъектов малого предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1

Используемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства Российской Федерации (по состоянию на конец 2013 года)

Система налогообложения

Доля от общего числа налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства (%)

  1. Единый налог на вмененный доход

40

  1. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения - "доходы")

25,8

  1. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения - "доходы минус расходы")

13,7

  1. Общая система налогообложения

12

  1. Патентная система налогообложения индивидуальных предпринимателей
  1. Единый сельскохозяйственный налог

2,5

Из общего числа налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства 88% используют специальные режимы налогообложения.

Специальные налоговые режимы являются достаточно привлекательными для хозяйствующих субъектов по своим организационно-правовым параметрам, признаваемым субъектами малого предпринимательства. Как представляется, относительно субъектов малого предпринимательства будущее за упрощенной системой налогообложения.

Либерализация условий упрощенной системы налогообложения за последние годы способствовала расширению ее применения как малыми предприятиями, так и индивидуальными предпринимателями. Статистические данные за 2012 г. свидетельствуют, что данную систему использовали около 2428 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 48,6% - юридические лица и 51,4% - индивидуальные предприниматели.

Предпочтения налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, относительно выбора в качестве базы налогообложения - "доходы" обеспечили более 77% налоговых поступлений от юридических лиц и около 86% от индивидуальных предпринимателей. Соответственно, и доля налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, составляет 52% у юридических лиц и около 80% у индивидуальных предпринимателей.

Таблица 2

Суммы и структура единого налога, начисленного в связи с применением УСН (за 2012 год)

Показатели

Всего

В том числе

Малые предприятия

Индивидуальные предприниматели

Сумма начисленного налога, млн руб.

239 403,2

156 799,7

82 603,5

В том числе:

  • налог по базе "доходы"

192 114,9

121 209,3

70 905,6

уд. вес % от общей суммы начисленного налога

80,25

77,3

85,8

  • налог по базе "доходы минус расходы"

47 288,3

35 590,4

11 697,9

Численность налогоплательщиков, представивших налоговые декларации, - всего

2 427 473

1 210 374

1 217 099

в том числе: по базе "доходы"

1 597 168

629 428

967 740

тоже в % к общему числу

65,6

52,0

79,5

по объекту "доходы минус расходы"

830 305

580 946

249 359

Предельная сумма годового дохода в 60 млн руб., установленная в 2010 г., оставалась неизменной в течение четырех лет и подвергалась индексации только в 2014 г., позволив посредством использования установленного коэффициента-дефлятора в размере 1,067 увеличить предельное значение дохода до 64 млн руб. Изучение особенностей патентной системы налогообложения показало, что сфера ее применения расширилась, но применять ее имеют право только индивидуальные предприниматели того субъекта РФ, на территории которого эта система введена соответствующим региональным законом.

Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать вывод о предпочтениях субъектов малого предпринимательства в своем налогообложении выбором единого налога на вмененный доход. Такой специальный режим налогообложения использует 40% налогоплательщиков, при этом в 2012 г. наметилась динамика к их снижению (табл. 3).

Таблица 3

Оценка показателей применения ЕНВД в Российской Федерации за 2011 - 2012 годы

Показатели

2011 г.

2012 г.

Темпы роста, %

Общее количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕНВД

2 718 308

2 637 887

97,0

В т.ч. юридические лица,

401 656

393 201

97,9

в % к общему числу

14,8

14,9

индивидуальные предприниматели,

2 316 652

2 244 686

96,9

в % к общему числу

85,2

85,1

Общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет, млн руб.

71 066,8

79 931,4

112,5

В т.ч. юридическими лицами,

26 632,7

28 812,7

108,2

в % к общему числу

37,5

36,0

индивидуальными предпринимателями,

44 434,1

51 118,7

115,0

в % к общему числу

62,5

64,0

Более 85% налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, составляют индивидуальные предприниматели. В 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года общее число налогоплательщиков ЕНВД уменьшилось на 80,4 тыс. (или на 3%). В последующие годы в связи с введением добровольного принципа перехода на ЕНВД и расширения границ применения патентной системы налогообложения прогнозируется отток индивидуальных предпринимателей из этой системы, а к 2018 г. ожидается отмена данного вида специального режима налогообложения.

По своему содержанию система налогообложения в виде ЕНВД и патентная система достаточно близки, но имеют место и определенные различия (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная оценка содержания и особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях применения ЕНВД и патентной системы

Элементы систем

ЕНВД

Патентная система

  1. Налогоплательщики

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели

  1. Предел годового оборота капитала (выручка от продаж)

Отсутствует

Не более 60 млн руб.

  1. Виды предпринимательской деятельности:
  • сдача в аренду жилых помещений;

Не более 500 кв. м с целью временного проживания

Без ограничений

  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей общественного питания;

Не более 150 кв. м

Не более 50 кв. м

  • сдача активов в аренду;

Сдача как собственных, так и арендованных активов

Сдача только собственных активов

  • автопарк

Не более 20 автомобилей

Без ограничений

  1. Ограничения в использовании системы

Малые предприятия, микропредприятия

Микропредприятия

  1. Ограничение в привлечении наемных работников (средняя численность работающих, включая работающих по договорам подряда)

100 человек

15 человек

  1. Переход и документ на право деятельности, возможность отказа со стороны налоговых органов

Заявительно-уведомительный, заявление; не предусмотрена

Заявительно-разрешительный, разрешение; при несоблюдении условий

  1. Ограничение срока действия

Не предусмотрено

От одного месяца до одного года

  1. Последствия утраты права применения

Переход на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором утрачено право, доплата налога на прибыль, НДС и налога на имущество

Переход на общий режим налогообложения с начала срока действия патента, доплата НДФЛ (за минусом суммы уплаченного патента), налога на прибыль и НДС

Как видно из данных, представленных в таблице сравнительной оценки ЕНВД и патентной системы налогообложения, определенные преимущества и недостатки присущи каждой из исследуемых систем налогообложения.

К специальному режиму налогообложения относится и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который используется субъектами малого предпринимательства в меньшей мере из-за незначительности (по численности) налогоплательщиков - товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.

Ограниченное число налогоплательщиков и либеральные условия уплаты ЕСХН обусловили незначительность сумм налоговых поступлений в бюджет - около 0,05%. Однако ЕСХН является достаточно привлекательным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при этом предпринимательский потенциал в этом сегменте используется незначительно.

Анализ практики налогообложения субъектов малого предпринимательства в экономически развитых странах показал, что малые предприятия как в рамках общих налоговых режимов, так и в условиях применения специальных налоговых режимов имеют весомые льготы, выступающие одной из форм их финансовой поддержки. Так, например, в Германии практикуются отсрочки по уплате налогов, формирование резерва не облагаемой налогом прибыли, исключение из налогооблагаемой базы расходов на НИОКР, освобождение от НДС (в пределах установленной суммы годового дохода), льготный режим амортизации основных средств.

В Великобритании и США для малых предприятий с небольшими объемами прибыли действуют пониженные ставки налога на прибыль, предоставляются льготы при внедрении новой продукции, приобретении оборудования, создании новых рабочих мест и др.

В странах ЕС в соответствии с рекомендациями Комиссии по малому и среднему бизнесу проводится работа, направленная на сближение принципов налогообложения, которая включают:

Совершенствование и упрощение условий налогообложения в сфере малого предпринимательства направлено на мотивацию экономического роста и развития, стимулирование инновационной активности, создание новых рабочих мест.

Заслуживает внимания существующий опыт поддержки субъектов малого предпринимательства в Казахстане, где специальный налоговый режим действует на основе упрощенной декларации и применения ставок на уровне 3 - 2% при использовании патента.

Авторы полагают, что дальнейшее развитие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо сконцентрировать на специальных режимах, затронув административные, организационные и учетные аспекты (рис. 3).

Направления развития упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства

-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Направления совершенствования упрощенной системы налогообложения ¦
¦ субъектов малого предпринимательства ¦
L----------T--------------------T--------------------------T------------
¦/ ¦/ ¦/
------------------¬ ---------------------¬ ------------------------¬
--+ Административные¦ ¦ Организационные +-¬ ¦ Учетные +--¬
¦ L------------------ L--------------------- ¦ L------------------------ ¦
¦ ------------------¬ ---------------------¬ ¦ ------------------------¬ ¦
¦ ¦ Изменение круга ¦ ¦ Изменение сроков ¦ ¦ ¦ Сближение налогового и¦ ¦
¦ ¦ критериев, ¦ ¦ подачи заявления по¦ ¦ ¦ бухгалтерского учета, ¦ ¦
+>¦ позволяющих ¦ ¦ переходу на ¦<+ ¦ использование МСФО ¦<-+
¦ ¦ применить УСН ¦ ¦ упрощенную систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------ L--------------------- ¦ L------------------------ ¦
¦ ------------------¬ ---------------------¬ ¦ ------------------------¬ ¦
¦ ¦Совершенствование¦ ¦ Активизация ¦ ¦ ¦ Учет всех объектов ¦ ¦
¦ ¦ налогового ¦ ¦ консультативной ¦ ¦ ¦ согласно Федеральному ¦ ¦
+>¦администрирования¦ ¦работы, формирование¦<- ¦закону "О бухгалтерском¦<-+
¦ ¦ ¦ ¦института налогового¦ ¦ учете" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ консалтинга для СМП¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------ L--------------------- L------------------------ ¦
¦ ------------------¬ ------------------------¬ ¦
¦ ¦ Расширение льгот¦ ¦Формирование отчетности¦ ¦
¦ ¦и преференций для¦ ¦ всеми хоз. субъектами ¦ ¦
L>¦ инновационно ¦ ¦ ¦<-+
¦ активных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ субъектов ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------ L------------------------ ¦
------------------------¬ ¦
¦ Отражение в учете ¦ ¦
¦ налога на прибыль ¦<--
¦ (применение ПБУ 18/02)¦
L------------------------

Рис. 3

В общей системе предлагаемых мер по совершенствованию упрощенной системы налогообложения представлены и учетные аспекты. В качестве одного из предлагаемых учетных направлений рассматриваются сближение налогового и бухгалтерского учета, использование МСФО. Такой подход, по мнению авторов, позволит субъектам малого предпринимательства выступать равноправным участником экономико-финансовых отношений в условиях глобализации экономических процессов, необходимости наращивания масштабов деятельности малым предпринимательством на международном рынке.

Такая мера управляющего воздействия, как расширение льгот и преференций для инновационно активных субъектов малого предпринимательства, направлена на мотивацию опережающего роста тех хозяйствующих субъектов, которые предлагают рыночной среде продукт, признаваемый инновационным.

На малое предпринимательство возложена значительная нагрузка для обеспечения трансформации национальной экономики в режим инновационно-воспроизводственного развития как императивного условия повышения конкурентоспособности национальной экономики. Решение поставленной задачи предопределяет разработку и использование соответствующего адаптационного механизма управленческих инноваций. Представляется, что адаптация механизма управленческих инноваций в малом предпринимательстве должна сопровождаться внесением соответствующих дополнений в Закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", правовой идентификацией "инновационное малое предприятие", под которым предлагается понимать хозяйствующий субъект, соответствующий критериальным признакам признания субъекта малого предпринимательства и занятый производством инновационного продукта, входящего в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, при этом доля операционной сегментации инновационного продукта за последние три года составляет не менее 35% от годового объема продаж. Таким субъектам малого предпринимательства должна быть оказана существенная поддержка, способствующая их росту и развитию посредством инструментария налогового регулирования.

Налоговый механизм представляет собой совокупность способов и правил организации налоговых отношений, осуществляющих систему распределительных и перераспределительных отношений. Налоговый механизм включает в себя виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их качественно-количественного определения и такие элементы, как размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов и др.

Все это в интересах достижения целевых установок развития систем разного уровня требует адаптации к императивам повышения конкурентоспособности национальной экономики. В малом предпринимательстве такой адаптационный механизм может быть представлен совокупностью правового, административного, учетного и научно-образовательного элементов (рис. 4).

Адаптационный налоговый механизм управления развитием малого инновационного предпринимательства

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Адаптационный налоговый механизм развития малого инновационного ¦
¦ предпринимательства ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
----------------T------------+-----T--------------------¬
-------+-----¬---------+--------¬---------+-------¬------------+----------¬
¦ Правовой ¦¦ Административны馦 Учетный ¦¦ Научно- ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ образовательного ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ обеспечения ¦
L------T------L--------T---------L--------T--------L-----------T-----------
-------+-----¬---------+--------¬---------+-------¬------------+----------¬
¦ Закреплени妦- расширение ¦¦- введение в ¦¦- подготовка ¦
¦ статуса на ¦¦сферы специальных¦¦практику ¦¦специалистов по ¦
¦ федерально즦налоговых ¦¦хозяйственного ¦¦направлениям ¦
¦ уровне ¦¦режимов, в т.ч. ¦¦оборота ¦¦"экономика и ¦
L------T------¦введение ¦¦категории ¦¦управление на ¦
¦ ¦специального ¦¦"налоговый учет"¦¦предприятиях малого и ¦
-------+-----¬¦режима для ¦¦по расчету ¦¦среднего бизнеса", ¦
¦ Закреплени妦инновационных ¦¦налога на ¦¦"финансовый ¦
¦ статуса на ¦¦МСП; ¦¦прибыль; ¦¦менеджмент в малом ¦
¦регионально즦- расширение ¦¦- введение в ¦¦предпринимательстве", ¦
¦ уровне ¦¦системы налоговых¦¦учетную практику¦¦"бухгалтерский учет, ¦
L-------------¦льгот и ¦¦МСФО для МСП; ¦¦анализ и аудит в малом¦
¦преференций; ¦¦- разработка и ¦¦предпринимательстве"; ¦
¦- предоставление ¦¦внедрение формы ¦¦- открытие при вузах ¦
¦права применять ¦¦финансовой ¦¦институтов управления ¦
¦налоговые ¦¦отчетности для ¦¦малым и средним ¦
¦"каникулы"; ¦¦индивидуальных ¦¦предпринимательством; ¦
¦- освобождение от¦¦предпринимателе馦- расширение практики ¦
¦налога на прибыль¦¦ ¦¦научных изысканий в ¦
¦и налога на ¦¦ ¦¦области учета, ¦
¦имущество ¦¦ ¦¦анализа, ¦
¦ ¦¦ ¦¦налогообложения и ¦
¦ ¦¦ ¦¦финансового ¦
¦ ¦¦ ¦¦менеджмента в малом ¦
¦ ¦¦ ¦¦предпринимательстве ¦
L------------------L-----------------L-----------------------

Рис. 4

Налоговая политика является одним из важнейших элементов общей экономической и финансовой политики соответствующего стратегическому вектору развития того или иного хозяйствующего субъекта, и ее основное предназначение заключается в обеспечении оптимизации налоговой нагрузки (табл. 5).

Таблица 5

Элементы налоговой политики малого инновационного предприятия

Элементы

Содержание

Индикаторы оценки

  1. Обоснование и выбор организационно-правовой формы

Оценка комплекса факторов, в т.ч. уровня отношений конкурентов с налоговыми органами. Обоснование адекватности организационной формы целям и задачам функционирования хозяйствующего субъекта

Возможность выбора специального режима налогообложения, оперативного решения вопроса о реструктуризации

  1. Формирование тактики взаимодействия с ИФНС

Формирование графика представления налоговой отчетности и определение лиц, ответственных за представление

Соблюдение сроков представления отчетности и оперативности реагирования на запросы налоговых органов

  1. Мониторинг налогового законодательства в целях оперативного реагирования

Подписка на основные периодические издания по вопросам налогового законодательства. Приобретение и обновление компьютерных программ

Возможность самостоятельного решения вопроса по изменениям налогового законодательства (без платы за оказание консалтинговых услуг)

  1. Обоснование возможности применения налоговых льгот и преференций

Анализ схем и систем налогообложения

Снижение абсолютной величины налоговой нагрузки

  1. Обоснование величины налоговой нагрузки и организация ее управления

Разработка и обоснование альтернативных вариантов налоговой учетной политики и ведения налогового учета

Снижение величины налоговой нагрузки, повышение коэффициента эффективности налогообложения

  1. Обоснование и выбор наиболее оптимальных форм расчетов и содержания хозяйственных договоров

Закрепление в договорах финансовых санкций, предоплаты, авансирования

Сокращение величины штрафных санкций в расчете на один рубль реализации, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности

  1. Организация налогового планирования

Организация планирования по центрам налоговых затрат: выручка от продаж, себестоимость, финансовые результаты

Оптимизация величины налоговой нагрузки по центрам налоговых затрат

  1. Поиск и обоснование возможных направлений диверсификации бизнеса в целях снижения величины налоговой нагрузки на предприятие

Анализ конъюнктуры рынка, изменяющихся потребностей внешней бизнес-среды и соизмерение с возможностями предприятия удовлетворить эти запросы на условиях экономических выгод

Наращивание абсолютных и относительных показателей доходности за счет снижения налоговой нагрузки и повышения эффективности использования сумм налогового изъятия

Разработку налоговой политики малого инновационного предприятия, как и принятия любого управленческого решения, необходимо осуществлять с учетом высокой степени изменчивости факторов внешней и внутренней бизнес-среды. Малое предпринимательство находится из-за слабости финансового обеспечения в зависимости от своих контрагентов, позволяющих ему на условиях отсрочки или рассрочки платежа привлекать средства кредиторской задолженности для финансирования своей текущей деятельности. В силу этого любая налоговая льгота или преференция, предоставленные субъекту малого предпринимательства, способствуют не только снижению налоговой нагрузки и оттоку денежных средств, но и повышают ликвидность его баланса.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки, определяемой по относительной величине к доходу от продаж или добавленной стоимости, предлагается идентифицировать пять типов налоговой политики малого инновационного предприятия: идеальную, консервативную, устойчиво-компромиссную, слабокомпромиссную и агрессивную. Идеальный тип налоговой политики имеет место в том случае, если относительная величина налоговой нагрузки не превышает 15% от выручки-нетто и 30% от добавленной стоимости. Такие предложения основаны на заключениях специалистов в области налогообложения, которые установили, что оптимальная величина налоговой нагрузки малого предприятия не должна превышать 15% прибыли, а у индивидуальных предпринимателей - в пределах ставки налога на доходы физического лица.

Налоговое планирование, являясь неотъемлемой частью управления малым инновационным предприятием, в т.ч. и его финансами, и налоговой составляющей, призвано выполнять операционные функции, функции контроля и планирования, что может быть представлено в виде трехуровневой системы (рис. 5).

Структура налогового планирования как функции управления развитием малого инновационного предпринимательства Рис. 5

Предпринимательства без риска не существует, особенно он присущ малому инновационному предприятию в момент начала коммерциализации инновационного продукта. Имеет место и налоговый риск, который может быть идентифицирован по индикатору "налоговый леверидж", отображающему характер и размер воздействия налогового изъятия на величину чистой прибыли малого предприятия. Для расчета, оценки и последующего мониторинга предлагаются такие индикаторы, как:

Налогоемкость совокупных доходов предлагается определять по следующей формуле:

Ne = N1 + N2... + Nn / D1 + D2... + Dn,

(1)

где N - налоговое изъятие по всем объектам налогообложения;

D - доход по всем видам деятельности (эксплуатационной, финансовой, инвестиционной).

Уровень налогового левериджа предлагается рассчитывать, используя следующий алгоритм:

LN = 1 / Ne,

(2)

где LN - налоговый леверидж;

Ne - налоговая емкость.

Экономический эффект налогообложения рассчитывается следующим образом:

ENin = Ne1 - Ne2,

(3)

где Ne1 - абсолютная величина налогового изъятия без учета льгот "по инновационности";

Ne2 - абсолютная величина налогового изъятия с учетом льгот "по инновационности".

Экономическая эффективность налогообложения (QENin) рассчитывается следующим образом:

QENin = (Ne1 - Ne2) / Ne1.

(4)

Общая система предлагаемых показателей оценки эффективности налоговой политики, налогового механизма, финансовой и общей экономической политики малого инновационного предприятия представлена в таблице 6.

Таблица 6

Система показателей, предлагаемых для оценки эффективности управления налогообложением малого инновационного предприятия

N п/п

Наименование показателей

Алгоритм (формула) расчета

Плечо финансового рычага

ПР = ЗК / СК,

где ЗК - заемный капитал, СК - собственный капитал

Рентабельность совокупного капитала

,

где ЧП - чистая прибыль, К - средняя стоимость совокупного капитала

Дифференциал финансового очага

,

где - рентабельность капитала, - ставка налога на прибыль, % - процент отсрочки (рассрочки), обусловленный инновационным характером деятельности малого предприятия

Эффект финансового рычага

ЭФР = ДР x ПР,

где ДР - дифференциал финансового рычага, ПР - плечо финансового рычага

Рентабельности собственного капитала

ROE = ROA + ЭФР,

где ROA - экономическая рентабельность, ЭФР - эффект финансового рычага

Налоговый леверидж (плечо налогового рычага)

LN = 1 / Ne,

где Ne - общая сумма налогового изъятия

Экономическая эффективность налогообложения инновационности предприятия

QENin = (Ne1 - Ne2) / Ne1,

где Ne1 - абсолютная величина налогового изъятия без учета льгот;

Ne2 - абсолютная величина налогового изъятия с учетом льгот

Снижение налоговой нагрузки путем уменьшения налоговых ставок или освобождения от уплаты налога малого инновационного предприятия предоставляет возможность сформировать дополнительные финансовые ресурсы для модернизации производства, обновления технологии производимой продукции, поскольку любые инновации сопряжены с потребностью в инвестициях и это полностью соответствует вектору ускоренного роста малого инновационного предпринимательства.

Малое предпринимательство как экономический институт занимает важное место в национальной экономике Российской Федерации, с повышением конкурентоспособности которого ожидается формирование ее конкурентной среды.

Уровень конкурентоспособности малого предпринимательства испытывает влияние (и, в свою очередь, воздействует на нее) налоговой политики, проводимой в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях относительно предпринимательства, функционирующего в малых организационно-правовых формах. Глобальной же целевой установкой реализуемой Российской Федерацией налоговой политики является обеспечение высокого качества жизни населения (рис. 6).

Качество жизни и налоговая политика малого предпринимательства

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Гос. политика в МП ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
-------------------------------+----------------------------¬
¦/ ¦/ ¦/
---------------¬ ----------------¬ ---------------¬
¦ Налоговая ¦ ¦ Повышение ¦ ¦ Финансовая ¦
¦ политика и ¦ ¦ эффективности ¦ ¦ поддержка ¦
¦ налоговый ¦ ¦ региональной ¦ ¦ инновационно ¦
¦ механизм в МП¦ ¦ политики в ¦ ¦ активных МП ¦
¦ ¦ ¦ области МП ¦ ¦ субъектов МП ¦
L------T-------- L--------T------- L-------T-------
-------+--------¬ ¦ -----------+------¬
¦ Регулирование ¦ ¦ ¦ Развитие мер по ¦
¦ развития МП ¦ ¦ ¦ инновационному ¦
¦ посредством ¦ ¦ ¦ развитию МП ¦
¦налогообложения¦ ¦ ¦ ¦
L------T--------- ¦/ L----------T-------
¦ -------------------------¬ ¦
L---------------->¦ Уровень национальной ¦<----------------
¦ конкурентоспособности ¦
L-----------T-T-----------
- L
/
-------------------------¬
¦Повышение качества жизни¦
¦ населения ¦
L-------------------------

Рис. 6

Разработку новых подходов к формированию новой институциональной среды малого предпринимательства, в т.ч. и налоговой системы в целях активизации инновационной активности, развития и эффективного использования инновационного потенциала, опережающего развития малого предпринимательства, следует рассматривать в качестве основополагающего направления, закрепленного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2].

Список литературы

  1. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации" (с изм. и доп.).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс].
  5. Григорьева О.В. Адаптационный налоговый механизм управления малым инновационным предпринимательством / О.В. Григорьева, Л.Ю. Филобокова // Финансовый менеджмент. 2013. N 1.

Л.Ю.Филобокова

Д. э. н.,

профессор

МГТУ им. Н.Э.Баумана

О.В.Григорьева

К. э. н.,

ст. преподаватель

МГТУ им. Н.Э.Баумана