Мудрый Экономист

Применение методов аудита при проведении таможенных проверок

"Аудитор", 2014, N 12

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с возможностью использования и применения методов аудита при проведении таможенных проверок после выпуска товаров. В статье рассматриваются преимущества применений методов аудита при таможенном контроле. Применение аудиторских процедур позволит усовершенствовать таможенные операции, сделать их более быстрыми, простыми, прозрачными, менее затратными.

В XXI в. современный мир характеризуется значительными увеличениями производительности, возникшими в результате распространения информационных технологий, открытостью, возрастающей взаимосвязанностью глобальной экономики, устранением политических барьеров на пути торговых отношений. Параллельно успехи в технологиях транспорта и коммуникаций снижают расходы на логистику, связь и координацию действий. Таким образом, технологии стимулируют глобализацию рынков. Рабочая сила и наукоемкие услуги смещаются в сектор товаров, торгуемых на международном рынке, чему опять способствуют современные информационные технологии. Все это способствует укреплению экономических взаимосвязей и экономической интеграции.

Экономическое развитие Российской Федерации также невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции.

Реализация конвенционных начал, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.

Решением проблемы является совершенствование таможенной деятельности на основе разработки долгосрочной стратегии развития таможенной службы, что нашло отражение в разработанной Правительством РФ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р).

Стратегической целью совершенствования таможенной службы Российской Федерации, названной в этом документе, "... является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования".

Повышение качества и результативности таможенного администрирования возможно на основе упрощения и гармонизации таможенных процедур, изменения парадигмы таможенного контроля. Используя положительный опыт зарубежных стран при разработке Стратегии, в ее основу были положены принципы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.)). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г.

Согласно Конвенции упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:

В соответствии с основными принципами Киотской конвенции таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и с применением системы управления рисками и методов аудита.

Таким образом, одной из задач, обеспечивающих реализацию стратегической цели таможенной службы, является совершенствование таможенного контроля, в т.ч. одного из его элементов - контроля после выпуска товаров. Для того чтобы обеспечить эффективный контроль, необходимо создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности. Иначе говоря, поставлена задача создания единой информационной системы, позволяющей рассматривать стандарты и методики контроля как элементы системы.

Создание информационной системы предполагает многоуровневый характер. На первом уровне - стандарты, устанавливающие единые требования контроля для всех подразделений таможенной службы. Разработка стандартов на уровне ФТС создаст необходимую поддержку контролирующим подразделениям, связанную с разработкой принципов и процедур для обеспечения качества и эффективности проверок.

Второй уровень - это документы, детализирующие требования к контрольным процедурам, обусловленные особенностями проведения проверок.

Уровни системы должны консолидироваться. Можно выделить ряд факторов, по которым устанавливаются взаимосвязи, консолидируется система. Факторами консолидации уровней системы могут быть выводы по результатам проведения проверок, а также другая информация (например, отдельные аспекты влияния нормативно-законодательной базы). Результаты проведения проверок являются непосредственно информационной базой взаимосвязанных уровней. При этом они находят отражение в рабочих документах и отчетах, а интегральные факторы консолидации представляют собой выводы, приводимые в акте.

Разработка стандартов имеет ряд преимуществ. Во-первых, закрепление общих требований к проверкам позволяет обеспечить их большую подконтрольность и снизить затраты на разработку методических документов для их проведения. Использование стандартных технологий позволяет не инвестировать время и средства в изобретение новых форматов и программ для каждой отдельной проверки. Во-вторых, при использовании стандартов появляется возможность оптимизировать бумажный документооборот и полнее воспользоваться преимуществами информационных технологий. В-третьих, использование стандартных форматов позволяет формировать данные в электронном виде, накапливать их и обеспечивать доступ к накопленным в системе данным по истечении длительного периода времени. Стандартные форматы делают их сопоставимыми, обеспечивают единообразие бизнес-процессов, связанных с обработкой данных.

При проведении проверки после выпуска специалисты таможенной службы должны собрать доказательства, подтверждающие факты нарушения таможенного законодательства субъектами хозяйственной деятельности. На основе этих доказательств специалисты формируют свои выводы.

В Концепции речь идет об использовании методов аудита при сборе доказательств. Это означает, что сбор доказательств должен быть осуществлен с использованием процедур оценки уровня риска, тестов контроля и процедур проверки по существу.

В рамках таможенного контроля эффективным механизмом в настоящее время выступает система управления рисками.

Первый в мире стандарт по управлению рисками в таможенной службе был разработан в Австрии в 1995 г. В дальнейшем многие страны разработали и стали применять подобные стандарты. Их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками. Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках. Такими операциями являются операции, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов.

В России Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации утверждена Приказом ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069.

Принцип выборочности, закрепленный в Концепции, показывает, что при разработке данного документа были учтены положения международных стандартов и прежде всего, как указывалось выше, положения Киотской конвенции, участницей которой Россия является с 2011 г.

Проведение проверки с использованием методов аудита будет означать, что проверяющий осуществляет комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия совершаемых хозяйствующим субъектом хозяйственных операций требованиям законодательства. Проведение аудита предполагает сбор свидетельств (доказательств), позволяющих выявить нарушения законодательства. При проведении проверки после выпуска специалист таможенной службы также должен собрать доказательства, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства. Принятие решения о характере и объеме процедур по сбору доказательств должно основываться на оценке риска нарушения требований законодательства проверяемым хозяйствующим субъектом.

Если при этом используются методы аудита, то начинать проверку необходимо с оценки системы внутреннего контроля, в т.ч. системы бухгалтерского учета и средств контроля.

Необходимо изучить учетную систему и относящиеся к ней элементы системы внутреннего контроля для внешнеэкономических операций. Для оценки системы внутреннего контроля можно воспользоваться методическими подходами, обозначенными в федеральных стандартах аудиторской деятельности (ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863). Это касается в первую очередь разработки тестов средств контроля для оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета.

Система внутреннего контроля, как говорится в Стандарте, представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам.

В Стандарте определены элементы системы внутреннего контроля:

В первую очередь необходимо получить знания о контрольной среде, которая предполагает выполнение функций управления и руководства, а также мнение, осведомленность и действия представителей собственника и руководителей относительно системы внутреннего контроля. Контрольная среда является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

Оценка контрольной среды предполагает анализ автоматизированных процедур для ввода, записи, обработки операций.

Аудиторские доказательства соответствия контрольной среды установленным стандартам могут быть получены с помощью запросов персоналу, наблюдения, изучения внутренних документов, а также анализу финансовых показателей деятельности. Вместе с тем надежная контрольная среда не может являться гарантией защиты от недобросовестных действий со стороны руководства.

Внимание следует также уделить процедурам в отношении обеспечения информационной безопасности и кадровой политики. Связано это с тем, что процедуры авторизации и разграничения доступа к информационным системам во многих случаях сконцентрированы в руках даже не исполнительных органов, а сотрудников ИТ-подразделений.

Таким образом, проведение тестов, в частности, должно быть направлено на оценку действий руководства по выявлению и предупреждению риска нарушений законодательства, в т.ч. в результате недобросовестных действий. Проверяющий должен оценить разработанные руководством процессы, обеспечивающие соблюдение законодательства.

При определении дальнейших процедур для проверки на основе оценки системы контроля учитывается оценка рисков недобросовестных действий и средства контроля, которые применялись в отношении корректировок бухгалтерских записей.

Факторами, свидетельствующими о наличии недобросовестных действий, могут быть:

Проведение проверки после выпуска товаров по аналогии с аудиторской проверкой можно разбить на несколько этапов.

Первый этап включает в себя определение субъекта проверки. Если велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства, то необходимо в первую очередь подвергать проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов.

Второй этап - планирование проверки. На этом этапе специалист проводит информационно-аналитическую работу. Он исследует организационно-правовую форму, наличие филиалов, характер деятельности, наличие операций со связанными сторонами.

На третьем этапе осуществляется сбор аудиторских доказательств. При сборе доказательств должностное лицо проводит определенные процедуры. Использовать методы аудита при проведении таможенного контроля и в первую очередь после выпуска товаров необходимо начинать, как уже было отмечено, с формирования понимания системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Основными процедурами сбора доказательств является проведение процедур по существу. Процедуры, применяемые аудиторами, вполне пригодны для специалистов таможенной службы.

Подтверждение сведений, подлежащих проверке, можно осуществить используя процедуру запроса, инвентаризации, инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также аналитических процедур.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в т.ч. составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Формой таможенного контроля является проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий.

Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в т.ч. с применением технических средств, должностных лиц таможенных органов за перевозкой товаров, в т.ч. транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Подтверждение - это получение объяснений, получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного контроля. Налоговые и иные государственные органы государств - членов Таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в т.ч. составляющие коммерческую тайну, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны. Банки и кредитные организации государств - членов Таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в т.ч. содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.

Основными направлениями проверки товаров после выпуска являются валютные, экспортные, импортные операции. Однако, если говорить о таможенной проверке после выпуска товаров, при ней необходимо проанализировать использование особенностей таможенного декларирования товаров, применение специальных упрощений таможенных процедур и таможенных операций, предусмотренных таможенным законодательством, уплаченных хозяйствующим субъектом таможенных платежей в зависимости от применяемых технологий проведения таможенных операций.

Исходя из вышесказанного, осуществление таможенного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита означает использование единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации и аудиторских процедур сбора доказательств.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 15 апреля 2014 г.).
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.).
  3. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".
  4. ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863.

Г.В.Глазкова

К. э. н.,

доцент

кафедры "Аудит и контроль"

ФГОБУ ВПО "Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации"