Мудрый Экономист

Этикетки - способы защиты

"Арсенал предпринимателя", 2015, N 1

Каждый из нас ежедневно сталкивается с этикетками. Этикетки - это привычный атрибут как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Их можно увидеть на различных продуктах питания, на одежде, обуви, бытовой технике. Крайне сложно найти товар, на котором отсутствовала бы этикетка. В качестве синонима этикетки иногда используется такое понятие, как ярлык. Порой в создание красочной и привлекательной для покупателя этикетки производители товаров вкладывают немалые средства. Но, к сожалению, это не является гарантией того, что этикетка или ее основные элементы не станут предметом копирования со стороны недобросовестных лиц. В статье мы расскажем, как предпринимателям защитить свои этикетки от подделок и копирования.

Общие требования к этикеткам

Действующее законодательство устанавливает довольно строгие правила в части сведений, которые должны быть размещены на этикетках. Безусловно, основной информацией является название товара, описание его потребительских свойств и качеств, указание наименования и адреса изготовителя.

Более подробные требования к содержанию этикеток изложены в соответствующих законах, ГОСТах, правилах продажи отдельных видов товаров. Так, ст. 495 Гражданского кодекса РФ предусматривает обязанность продавцов, осуществляющих розничную торговлю, предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре. Почему акцент сделан на розничную торговлю? Именно розничная купля-продажа - наиболее распространенный договор, имеющий большое значение для развития потребительского рынка в частности и экономического благополучия в целом. Кроме того, для покупателя в данном случае сведения о товаре, размещенные на этикетке, являются, по сути, единственным источником информации и ориентиром, на основе которого принимается окончательное решение о покупке. Покупатель не может влиять на условия договора розничной купли-продажи, он может только "проголосовать рублем" за выбранный им товар. Накладывая определенные обязательства по маркировке товара на продавца, закон тем самым защищает покупателя.

Более подробно обязанность продавца по предоставлению покупателю информации о товаре регулируется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Предусматривается, что информация о товарах (работах, услугах) размещается в том числе на этикетках. Цель такого информирования - обеспечение возможности для покупателя совершить правильный выбор.

В список обязательной информации включены следующие сведения:

При этом средства нанесения информации (для пищевых продуктов) не должны влиять на качество продукта и должны быть в состоянии обеспечить стойкость маркировки при хранении, транспортировке (доставке) и продаже продуктов.

Надо сказать, что наиболее детально регламентированы требования, предъявляемые к этикеткам пищевых продуктов. Полная и достоверная информация о том или ином продукте питания призвана обеспечить сохранность жизни и здоровья людей.

В этой связи стоит отметить ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". Цель разработки и внедрения данного ГОСТа - защита потребительского рынка нашей страны от проникновения некачественных товаров. Его требования распространяются как на информацию о продуктах питания отечественных производителей, так и на импортные продукты. В частности, обязательной является следующая информация: наименование продукта, сведения об изготовителе, стране происхождения, товарном знаке, массе нетто, объеме или количестве продукта, его составе, пищевой ценности, условиях хранения, сроке годности или сроке хранения, обозначения нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт, о подтверждении соответствия (сертификации). Кроме того, производитель обязан сообщить, использованы ли в составе продукта ГМО, биологически активные добавки, ароматизаторы и др.

Помимо требований к этикеткам пищевых продуктов другими нормативными актами установлены требования к сведениям, размещаемым на товарах, относящихся и к иным группам.

Регистрация этикеток

Как правило, производители вкладывают немалые средства, пытаясь сделать этикетку ("лицо" товара) привлекательной для потенциального потребителя. Зачастую за этим кусочком бумаги стоит труд дизайнеров, художников, копирайтеров, неймеров, маркетологов и др. Задача данных специалистов - сделать этикетку не только информативной и соответствующей всем установленным требованиям, но и интересной для тех, кто входит в круг покупателей того или иного товара, а также узнаваемой среди массы других этикеток. Этикетка - это своего рода мостик между производителем товара и его покупателем.

Каким образом изготовителю товара защитить свое "произведение" от копирования и подделок?

В большинстве случаев этикетки содержат не только всю необходимую информацию о товаре, но и какой-либо яркий изобразительный элемент (стилизованное изображение товара, фантазийный рисунок, название товара, выполненное необычным графическим способом, и пр.). Учитывая этот факт, одним из вариантов защиты прав на этикетку является ее регистрация в качестве товарного знака.

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения, а также их комбинации. Синонимы товарного знака - торговая марка, лейбл, бренд.

Регистрация товарных знаков осуществляется Роспатентом, срок регистрации составляет в среднем 12 - 14 месяцев; данная процедура сопровождается уплатой государственной пошлины, размер которой зависит от объема притязаний коммерсанта (количества групп товаров и услуг, для которых предполагается регистрация знака).

Какую выгоду получает владелец товарного знака?

Регистрация товарного знака является подтверждением того факта, что исключительное право на данное обозначение принадлежит только бизнесмену и никому более. Без разрешения правообладателя никто не вправе использовать даже сходные обозначения в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован (или однородных товаров), если потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя товара.

При нарушении использования товарного знака правообладатель может обратиться в арбитражный суд, ФАС, органы внутренних дел с требованием возмещения убытков, привлечения нарушителя к административной и уголовной ответственности, уничтожения контрафактной продукции.

Кроме того, "раскрученный" товарный знак - это еще и возможность привлечения дополнительных средств, например, путем выдачи лицензии на его использование третьим лицам, передачи по договору франчайзинга или посредством его последующей продажи.

Нюансы регистрации этикеток в качестве товарных знаков

В настоящее время зарегистрированным товарным знаком уже никого не удивить. Все большее число предпринимателей могут с гордостью предъявить документ, официально удостоверяющий право на товарный знак, - свидетельство, выданное Роспатентом. Когда процедура регистрации собственного знака однажды успешно пройдена, может показаться, что и регистрация этикетки в качестве товарного знака - дело несложное. Но не все так просто.

Приказом Роспатента от 30.11.2009 N 170 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки (далее - Рекомендации), которые содержат предложения по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки. Этим документом руководствуются не только эксперты Роспатента, рассматривая заявки на регистрацию этикеток, но и патентные поверенные, юристы, оказывающие услуги в сфере регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Зная основные подходы экспертизы российского патентного ведомства, предприниматель сможет правильно выбрать этикетку для подачи заявки или скорректировать ее и тем самым избежать отказа в регистрации нового товарного знака.

Как мы уже отмечали, основная функция этикеток - донесение до потребителя соответствующей информации о конкретном товаре. В связи с этим этикетки содержат довольно много описательных элементов, которые по правилам гражданского законодательства не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это, к примеру, простое наименование товара, указание его веса, вида, сорта, натуралистичное изображение продукта. Такие элементы не являются оригинальными и не обладают главной способностью товарного знака - индивидуализировать, выделять товар среди общей массы. Следовательно, нельзя закрепить за кем-то одним исключительное право на них.

Что же тогда делать? Результаты экспертизы Роспатента зависят от того, как выглядит конкретная этикетка и какой объем в поданном на регистрацию обозначении занимают эти описательные (иными словами, неохраняемые) элементы.

Пример 1. Разрабатывая этикетку, ИП А.А. Воронов решил, что основной ее частью будет оригинальное изображение, фантазийное название товара, в том числе в нестандартном графическом исполнении. Неохраняемые элементы при этом не будут занимать доминирующего положения в обозначении, заявляемом на регистрацию.

Если предприниматель решит поступить так, как изложено в примере 1, то есть шансы на регистрацию (при соблюдении стандартных критериев охраноспособности для товарного знака). После регистрации в свидетельстве на товарный знак будет прямо указано, что такие-то элементы знака являются неохраняемыми. То есть знак зарегистрирован в целом, но без предоставления охраны его отдельным элементам, которые смогут использовать другие лица.

Рассмотрим другой возможный вариант.

Пример 2. Для своего товара ИП И.И. Иванов разработал этикетку. В обозначении, планируемом к регистрации, доминируют именно описательные элементы, не охраняемые с точки зрения законодательства о товарных знаках.

Если этикетка будет создана по модели, рассмотренной в примере 2, то ее регистрация маловероятна, поскольку она не обладает различительной способностью. Соответственно, исключительное право на нее как на товарный знак не будет закреплено за заявителем.

Однако при изображении товара в оригинальном, стилизованном или фантазийном виде, даже если такая картинка занимает большую часть этикетки, регистрация товарного знака вполне возможна. В связи с этим возникает вопрос: как определить, что элемент занимает доминирующее положение?

Согласно Рекомендациям Роспатента следует обращать внимание на смысловое и пространственное значение конкретного элемента. Так, при оценке пространственного значения принято считать, что если площадь (объем) элемента составляет менее 30% всего обозначения, значит, он не занимает доминирующего положения. Пространственное доминирование элемента может быть также обусловлено его центральным расположением на этикетке, яркой, контрастной окраской, применением специальных изобразительных приемов.

Однако из каждого правила есть исключения. Не всегда доминирующее положение описательного элемента приводит к отказу в регистрации. Она возможна, если заявителю удастся доказать, что этикетка с таким, на первый взгляд, неохраняемым содержанием уже приобрела различительную способность, то есть стала широко известна до даты подачи заявки в результате ее длительного и интенсивного использования. Чтобы убедить в этом экспертов Роспатента, предстоит собрать весомый пакет доказательств, что разумнее всего доверить патентным поверенным или иным специалистам по регистрации товарных знаков.

На что обратить внимание при регистрации этикеток?

Если обозначение содержит элементы, которые являются ложными или могут ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя, то регистрация такого обозначения не состоится.

Какое отношение это имеет к этикеткам? Самое прямое. Как известно, товарный знак регистрируется не для всего на свете, а для конкретных товаров и/или услуг. И если на этикетке указано "фруктовый сок", а в заявке на регистрацию помимо фруктового сока отмечен такой товар, как "минеральная вода", то подобная этикетка экспертами Роспатента может быть признана ложной.

Следует проявить осторожность и в том случае, если на этикетке изображен какой-то продукт.

Пример 3. Если на этикетке нарисован ананас, а сама этикетка регистрируется для товара "овощные консервы", такая этикетка будет признана способной ввести потребителя в заблуждение.

Нередко этикетка, регистрируемая как товарный знак, содержит охраняемые средства индивидуализации - фирменные наименования, товарные знаки, коммерческие обозначения.

Если все перечисленное принадлежит заявителю, то эти средства индивидуализации могут быть включены в состав товарного знака как охраняемые или неохраняемые элементы (в зависимости от вида средства индивидуализации).

Однако если этикетка содержит, например, чужое фирменное наименование, то, скорее всего, она будет рассматриваться как способная ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара. Вариант решения проблемы - исключить из состава этикетки спорный элемент.

Как быть, когда в составе этикетки используется уже зарегистрированный товарный знак, принадлежащий другой компании или индивидуальному предпринимателю? Ответ на этот вопрос зависит от значимости положения "чужого" знака в этикетке: является ли он самостоятельным элементом этикетки или представляет собой часть единой композиции. В первом случае благодаря присутствию "чужого" знака потребитель может решить, что товар произведен владельцем именно этого знака. Иными словами, возникает риск введения потребителя в заблуждение, что негативно скажется на регистрации этикетки.

Во втором случае, когда "чужой" знак органично связан с другими элементами композиции, проводится детальная экспертиза, результатом которой может стать успешная регистрация.

К сведению. Если этикетка содержит указание на конкретную дату, например "с 1953 г..." и т.п., то предприниматель должен быть готов представить экспертизе Роспатента соответствующие документы, иначе посчитают, что знак содержит ложные элементы и не может быть зарегистрирован.

В заключение хотим дать еще один совет, направленный на дополнительную защиту этикеток бизнесменов. Для максимальной защиты рекомендуем регистрировать этикетки не только как товарные знаки, но и как промышленные образцы. Подобная "двойная" регистрации повысит способность этикетки выстоять в борьбе с незаконным копированием.

Г.Соколова

Патентный поверенный РФ N 1460