Мудрый Экономист

Как составить запрос в Минфин России, чтобы получить ответ, который освободит от пеней и штрафов

"Российский налоговый курьер", 2015, N 1-2

Перед обращением в Минфин нужно тщательно изучить вопрос.

Описание и суть вопроса следует излагать кратко и по существу.

Ответа из Минфина придется ждать два или даже три месяца.

Не каждая организация, столкнувшаяся со спорной ситуацией по применению налогового законодательства, отважится обратиться в Минфин России, чтобы получить от него разъяснения по интересующему вопросу. А зря, ведь именно это ведомство наделено полномочиями по разъяснению спорных вопросов налогообложения (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Более того, выполнение налогоплательщиком разъяснений, данных Минфином России именно ему, совершенно точно освободит от пеней и штрафов по налогам, даже если налоговики или суд не согласятся с трактовкой этого ведомства (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Разберемся, как грамотно составить письменный запрос в Минфин России (пример запроса приведен на с. 95), куда его направить, сколько придется ждать ответа и что с этим ответом потом делать.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ <1> ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ" ¦
¦ ¦
¦ИНН 7708123456 107140, г. Москва, ул. Леснорядская, д. 135¦
¦КПП 770801001 Тел. (499) 261-00-00, 261-00-01 ¦
¦-------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ <1> Минфин России,¦
¦ Департамент налоговой¦
¦ и таможенно-тарифной политики¦
¦ ¦
¦Исх. N 11 от 12.01.2015 ¦
¦ ¦
¦ <2> Просим дать письменный ответ по вопросу применения¦
¦законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации. ¦
¦ <3> Иногда сотрудники нашей организации совмещают служебную¦
¦командировку с очередным оплачиваемым отпуском. То есть по окончании¦
¦командировки они не возвращаются к месту нахождения организации, а по¦
¦согласованию с руководством остаются в месте командировки еще на какой-то¦
¦срок для проведения отпуска. Стоимость обратного проезда из города, куда¦
¦был командирован работник, к месту постоянной работы компания возмещает¦
¦ему в полном размере. ¦
¦ ¦
¦ <4> Ваше ведомство неоднократно указывало, что в подобной ситуации¦
¦расходы на проезд работника из места командировки к месту постоянной¦
¦работы организация вправе учесть при расчете налога на прибыль (Письма¦
¦Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/1/456, от 31.12.2010¦
¦N 03-04-06/6-329 и от 16.08.2010 N 03-03-06/1/545). ¦
¦ В другом же Письме отмечено, что расходы на оплату обратного проезда¦
¦работнику, задержавшемуся в месте командировки для проведения отпуска,¦
¦в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письмо Минфина России от¦
¦08.11.2013 N 03-03-06/1/47813). ¦
¦ ¦
¦ <5> Мы полагаем, что расходы на оплату командированному сотруднику¦
¦обратного проезда в подобной ситуации являются для нашей организации¦
¦обоснованными и были произведены для осуществления деятельности,¦
¦направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Они не приводят¦
¦к увеличению общей суммы расходов на проезд. Эти расходы все равно¦
¦возникли бы у компании, даже если бы сотрудник не оставался в месте¦
¦командировки на время отпуска. Ведь работодатель обязан возместить¦
¦командированному сотруднику все расходы на проезд в обе стороны (ст. 168¦
¦ТК РФ и п. 11 Положения об особенностях направления работников в¦
¦служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от¦
¦13.10.2008 N 749). Аналогичные выводы сделаны в Письмах Минфина России от¦
¦03.09.2012 N 03-03-06/1/456, от 31.12.2010 N 03-04-06/6-329 и от¦
¦16.08.2010 N 03-03-06/1/545. ¦
¦ ¦
¦ <5> Кроме того, более поздний отъезд сотрудника из места¦
¦командировки согласован с его непосредственным руководителем и разрешен¦
¦письменным распоряжением генерального директора организации. ¦
¦ ¦
¦ <5> Вправе ли наша организация учесть при расчете налога на прибыль¦
¦расходы на обратный проезд командированного сотрудника, задержавшегося в¦
¦месте командировки для проведения части отпуска? ¦
¦ ¦
¦ <4> Приложение: ¦
¦ копии Писем Минфина России от 08.11.2013 N 03-03-06/1/47813,¦
¦от 03.09.2012 N 03-03-06/1/456, от 31.12.2010 N 03-04-06/6-329 и от¦
¦16.08.2010 N 03-03-06/1/545 - на 4 листах. ¦
¦ ¦
¦ Генеральный директор ООО "Компания" Степанов А.В. Степанов¦
¦ ¦
¦ М.П. ¦
¦ ¦
¦ Печать ¦
¦ ООО "Компания" ¦
¦ ¦
¦ <6> Исполнитель: ¦
¦ Кириллова Наталья Александровна, ¦
¦ заместитель главного бухгалтера ¦
¦ тел. (499) 261-00-01 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

1. Указание в запросе других адресатов может привести к тому, что Минфин России оставит его без рассмотрения

Запрос в Минфин России оформляют в произвольной форме, так как никаких специальных требований к его составлению не установлено. Впрочем, за основу можно взять бланк, рекомендованный для письменных обращений в налоговые органы. Этот бланк приведен в Приложении N 6 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент).

Примечание. Поскольку бланк запроса в Минфин России не утвержден, его составляют в произвольной форме.

В запросе обязательно нужно указать сведения о заявителе: полное наименование организации, ее ИНН, КПП и место нахождения. Эти данные можно не повторять, если запрос оформляется на фирменном бланке, в котором все перечисленные сведения уже есть. Если с запросом обращается индивидуальный предприниматель, он приводит свои Ф.И.О., ИНН и адрес.

В качестве получателя запроса можно указать конкретный департамент Минфина России, который занимается разъяснением налогового законодательства, - Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики.

Нередко налогоплательщики рассылают запросы сразу в несколько ведомств, например одновременно и в свою инспекцию, и в Минфин России (подробнее читайте ниже). В этом случае в каждом письме целесообразно указывать только одного адресата. Иначе должностное лицо, рассматривающее запрос, может оставить его без ответа, посчитав его третьим или последующим экземпляром одного обращения, направленного в разные органы государственной власти (пп. 8 п. 30 Административного регламента).

Читайте на e.rnk.ru. Разъяснения каких ведомств могут защитить от налоговых санкций

В качестве официальных разъяснений налогового законодательства, освобождающих от пеней и штрафов по налогам, суды принимают не только письма Минфина России, но и другие документы. Причем такие документы могут быть выпущены ведомствами, которые не имеют прямого отношения к налогам, например кадастровой службой. Подробнее о применении подобных разъяснений на практике читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Дюжина документов, которые помогают организациям избежать налоговых санкций" // РНК, 2014, N 23.

Письменный запрос можно привезти в Минфин России лично или направить его почтой по следующему адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Фактический адрес тот же.

2. Бесполезно обращаться в Минфин России с вопросом, который не входит в его компетенцию

Минфин России вправе давать письменные разъяснения только по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Ведомство не занимается разъяснением других отраслей российского законодательства, например гражданского или трудового, даже если в конкретной ситуации они сопряжены с налоговым законодательством. Кроме того, Минфин России не рассматривает обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов (п. п. 7.7 и 11.4 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н).

Следовательно, обращаться с подобными запросами в это ведомство не имеет смысла. Скорее всего, чиновники дадут формальный ответ, содержащий лишь указание на то, что Минфин России этими вопросами не занимается.

3. Слишком лаконичное или очень пространное изложение спорной ситуации может повлечь ее неверную трактовку

В запросе необходимо максимально подробно описать интересующую ситуацию и сообщить как можно больше значимых деталей. Ведь даже если Минфин России даст ответ в пользу налогоплательщика, инспекторы вправе не принимать его во внимание, сославшись на то, что эти разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации (абз. 2 п. 8 ст. 75 и абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

В то же время описание спорной ситуации и суть вопроса следует излагать кратко и по существу (Приложение N 6 к Административному регламенту). Нагромождение в запросе подробностей, не имеющих прямого отношения к вопросу, может, наоборот, сыграть против заявителя и привести к неверной трактовке ситуации чиновниками.

Отметим, что перед обращением в Минфин России организации нужно тщательно изучить законодательство по спорному вопросу, проанализировать имеющиеся к тому времени разъяснения разных ведомств и судебную практику. Запрос, составленный второпях, может повлечь неблагоприятные налоговые последствия, причем не только для самого заявителя, но и для других налогоплательщиков.

Не исключено, что ответ на такой запрос попадет в справочно-правовые системы или будет размещен в Интернете. Если он окажется не в пользу налогоплательщиков, инспекторы, скорее всего, возьмут его на вооружение. Тем более что в своей работе они обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по налоговому законодательству (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

4. Ссылка в запросе на противоречивые письма Минфина по аналогичной ситуации - дополнительное доказательство ее спорного характера

Нередко по одному и тому же спорному вопросу можно найти письма Минфина России, содержащие противоположные выводы. Это обстоятельство явно свидетельствует о том, что соответствующая норма налогового законодательства сформулирована неоднозначно. Значит, все сомнения, противоречия и неясности, связанные с ее применением, должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, об имеющихся противоречивых разъяснениях Минфина России целесообразно упомянуть в запросе. При этом необходимо убедиться, что разъяснения еще актуальны. Ведь налоговое законодательство постоянно меняется. В запросе можно также сослаться на письма ФНС России и неоднозначную судебную практику, если, конечно, они имеются.

Чтобы облегчить чиновникам работу с запросом и, возможно, ускорить его рассмотрение, целесообразно приложить к нему копии документов, на которые сделаны ссылки в тексте. В них можно даже выделить основные выводы маркером (для большей наглядности).

5. Наличие в запросе убедительных аргументов и собственных выводов может сподвигнуть чиновников к даче выгодного для компании ответа

Если в запросе приведено лишь описание ситуации и сам вопрос, высока вероятность получения из Минфина России ответа, что он не рассматривает обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций (п. п. 7.7 и 11.4 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н).

Поэтому в запрос целесообразно включить результаты проведенного налогоплательщиком анализа соответствующих норм законодательства, писем ведомств или судебной практики. Можно также акцентировать внимание на важных деталях, которые так или иначе могут повлиять на ответ, и привести собственные выводы. Не исключено, что чиновники при рассмотрении запроса согласятся с приведенными доводами и дадут выгодный для организации ответ.

Некоторые специалисты рекомендуют использовать так называемые закрытые вопросы, например: "Правильно ли мы понимаем, что...". По их мнению, при такой постановке вопроса велика вероятность, что ответ ведомства будет: "Да, вы правильно понимаете..." или "Нет, неправильно...". Однако практика показывает, что при ответе на запросы, сформулированные подобным образом, Минфин России зачастую уходит от прямого ответа: да или нет. И наоборот, ограничивается лишь пространными цитатами из Налогового кодекса и размытыми формулировками без конкретных выводов и интерпретаций законодательства применительно к изложенной ситуации.

6. Указание в запросе контактного лица и номера его телефона может сократить время ожидания ответа

Ответа из Минфина России придется ждать как минимум два месяца. Дело в том, что ведомство обязано дать ответ на письменный запрос налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения (п. 3 ст. 34.2 НК РФ). Более того, руководитель ведомства или его заместитель вправе продлить указанный срок максимум еще на один месяц. О продлении срока рассмотрения запроса чиновники должны уведомить заявителя (п. п. 7.8 и 11.10 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н).

Таким образом, максимальный срок на подготовку ведомством разъяснений составляет три месяца. Слишком долго, особенно если решение по спорному вопросу нужно срочно. Возможно, время ожидания ответа сократится, если организация укажет в запросе контактное лицо и номер его телефона. При наличии этих сведений специалист Минфина России, рассматривающий запрос, сможет оперативно уточнить существенные детали, важные для подготовки ответа.

Отметим, что ответы финансового ведомства на частные запросы налогоплательщиков не являются нормативными правовыми актами (Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138). Об этом Минфин России напоминает практически в каждом своем письме (подробнее читайте ниже). Следовательно, организация, получившая от чиновников ответ на запрос, не обязана следовать содержащимся в нем выводам. Ведь на налогоплательщиков не возложена обязанность по выполнению письменных разъяснений Минфина России. Такая обязанность предусмотрена только для налоговых органов (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

В последнее время Минфин России практически в каждом письме указывает, что оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Ведомство особо подчеркивает, что его письма имеют лишь информационно-разъяснительный характер, и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в конкретном письме чиновников (Письма Минфина России от 28.11.2014 N 03-07-11/60891, от 27.11.2014 N 03-07-13/1/60383 и от 25.11.2014 N 03-03-06/1/59771).

Минфин России также неоднократно отмечал, что в спорных ситуациях налогоплательщикам следует руководствоваться прежде всего законодательством о налогах и сборах (Письма от 16.05.2013 N 03-02-08/17019 и от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890). К такому законодательству относится НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п. 1 ст. 1 НК РФ). Подробнее о применении разъяснений чиновников на практике читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Минфин признал решения высших судов по налоговым спорам важнее собственных разъяснений" // РНК, 2014, N 1-2.

Значит, если разъяснения ведомства устраивают организацию, она вправе их применять. В этом случае важно сохранить не только ответ, но и сам запрос. Если же ответ дан не в пользу налогоплательщика, его можно не применять и, самое главное, не показывать налоговикам при проверках.

Е.Вайтман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"