Мудрый Экономист

Разъяснения ФНС России о нюансах налогового учета у исполнителей государственных заказов

"Российский налоговый курьер", 2015, N 1-2

Участник торгов рискует, учитывая страховку ответственности.

Ведомство не против затрат на получение выписки из ЕГРЮЛ.

Задержка финансирования - повод получить отсрочку по уплате налога.

С 1 января 2014 г. в сфере госзаказов действует новый Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) утратил силу.

Практика показывает, что при сотрудничестве с государством у компаний возникают вопросы о порядке исчисления налогов. К настоящему времени ФНС России выпустила немало разъяснений в отношении сделок по госзаказам. Рассмотрим, что важно учитывать компаниям в связи с изменениями законодательства.

Налоговая служба не против учета в расходах большинства затрат, связанных с участием в торгах

Компания, которая планирует участвовать в торгах на право исполнить государственный заказ, несет ряд сопутствующих расходов (перечень возможных затрат приведен в таблице ниже). Рассмотрим, все ли подобные затраты, по мнению ФНС России, уменьшают налогооблагаемую прибыль потенциального исполнителя ("+" - да, "-" - нет).

Таблица. Затраты участника торгов на право исполнять государственный контракт

Вид платежа

Конкурс

Аукцион

Запрос котировок

Участие в размещении заказа

-

-

-

Плата за предоставление документации о торгах

+

+

-

Расходы, связанные с подачей заявки на участие в торгах

+

+

+

Обеспечение заявки на участие в торгах

Не более 5% от начальной (максимальной) цены контракта

5% от начальной (максимальной) цены контракта

-

Обеспечение исполнения госконтракта

Не менее 10 и не более 30% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса

-

-

Стоимость банковской гарантии

Одним из способов обеспечения исполнения контракта по установленному требованию заказчика является предоставление участником, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии (п. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В этом случае контракт заключается только после выполнения данного требования (п. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). По мнению налоговиков, такое условие в законодательстве оправдывает экономическую направленность затрат на приобретение банковской гарантии (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Получается, стоимость банковской гарантии участник торгов может учесть при налогообложении прибыли в составе затрат на оплату банковских услуг (пп. 25 п. 1 ст. 264 и пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем указанные расходы придется равномерно распределить на весь срок действия банковской гарантии (Письмо ФНС России от 04.06.2013 N ЕД-18-3/606).

При этом столичные налоговики уточнили, что организация должна документально подтвердить не только факт оформления банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и участие в конкурсе на заключение государственного контракта (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119669).

Плата за получение выписки из ЕГРЮЛ

Для участия в аукционе компания подает заявку, которая, помимо прочего, должна содержать выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 и пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ). Предоставление таких сведений платное (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ", п. п. 7 и 13 Порядка ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утв. Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 158н).

Казалось бы, такое условие аргументирует право компании включить плату за получение выписки в состав налоговых затрат. Но УФНС России по г. Москве в Письме от 30.08.2006 N 09-14/076085 делает весьма неожиданные выводы. Рассмотрев подобную ситуацию, ведомство посчитало, что "Закон N 94-ФЗ не предусматривает подачу одновременно с заявкой на участие в конкурсе заверенной налоговым органом копии устава организации". Правда, налоговики оговорились, что, если расходы, связанные с запросом в инспекции по месту учета копии устава, подпадают под критерии признания расходов для целей расчета налога на прибыль (ст. 252 НК РФ), их можно учитывать при формировании базы по этому налогу.

Страхование гражданской ответственности исполнителя

Ранее законодательство предусматривало, что обеспечить исполнение госзаказа можно путем страхования ответственности по контракту (п. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ). Но Закон N 44-ФЗ такого условия не содержит.

УФНС России по г. Москве в Письме от 06.04.2010 N 16-15/035561@ напомнило, что расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по любым видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ). В приведенном Письме ведомство согласилось, что взносы по договору страхования ответственности участник торгов может отнести к налоговым расходам при выполнении двух условий. Во-первых, заказчик установил требование обеспечить исполнение государственного контракта, во-вторых, конкурсная документация не исключает такой вид обеспечения исполнения договора.

Но есть и иная позиция. Если Закон не обязывает страховать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по госзаказу, то такой вид страхования не является обязательным. И страховые взносы не уменьшают базу по налогу на прибыль страхователя. Налоговики посчитали, что спорный вид страхования не является ни обязательным, ни добровольным (Письма УФНС России по г. Москве от 10.07.2009 N 16-15/070901 и от 18.02.2008 N 20-12/015150).

Учитывая, что в настоящее время Закон N 44-ФЗ не обязывает участников торгов страховать ответственность за ненадлежащее исполнение государственного контракта, списывать взносы по таким договорам целесообразно за счет чистой прибыли.

Это интересно. Для госзаказчиков приоритетнее российские производители

ФНС России Письмом от 17.05.2010 N ШС-37-5/1658@ довела до сведения территориальных инспекций и использования в работе Письмо Минэкономразвития России от 28.04.2010 N 6746-АП/Д22 "Об изменениях в Приказ Минэкономразвития России от 05.12.2008 N 427". В этом Письме ведомство разъяснило, что заказчики, в том числе при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме, обязаны предоставлять преимущества товарам российского происхождения.

Кроме того, на законодательном уровне установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ и услуг, которые выполняют иностранные лица, а также ограничения допуска этих товаров, работ и услуг для целей осуществления госзакупок (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Это подтверждают и суды. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 N 16941/12 (Постановление размещено на официальном сайте ВАС РФ 22.10.2013) пришел к выводу, что компанию правомерно привлекли к ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции. Дело в том, что в целях получения преимуществ и преференций компания заявила на торгах для государственных нужд о поставке товара российского происхождения. В действительности в рамках государственного контракта фактически поставила товар производства КНР (Комментарий ФАС Уральского округа по вопросам практики применения ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Исполнитель госконтракта вправе получить оплату, включая НДС, даже если заказчик плательщиком этого налога не является

Если предметом торгов является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся объектом налогообложения по НДС, стоимость контракта указывается с учетом НДС (п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 168 НК РФ). При этом цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

На практике может произойти ситуация, когда заказчиком по госконтракту выступает лицо, не являющееся плательщиком НДС (например, госучреждение-"упрощенец"). Если такой заказчик опубликовал стоимость лота с учетом НДС, то исполнитель вправе предъявить ему указанную сумму налога.

Учитывая, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает изменения цены контракта, заказчик, применяющий УСН, обязан будет заплатить исполнителю всю сумму, указанную в контракте, с учетом НДС. На это обратило внимание УФНС России по г. Москве в Письме от 21.03.2011 N 16-15/026297@.

Исполнителю госконтракта нельзя уплачивать ЕНВД

Заказчиком по госконтракту выступает государственный или муниципальный орган (в том числе орган власти), а также муниципальное казенное учреждение или бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (ч. 5, 6 и 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

ФНС России в Письме от 08.06.2012 N ЕД-3-3/2041@ обратила внимание, что продавец товаров по госзаказу заключает с заказчиком договор поставки, а не розничной купли-продажи. Напомним, что применять "вмененный" режим можно только при торговле в розницу (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому применять ЕНВД в отношении доходов, полученных по государственному контракту, исполнитель не вправе. В своих выводах налоговая служба опирается на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 04.10.2011 N 5566/11.

Аналогичное мнение ведомство сделало в Письмах от 30.12.2011 N ЕД-4-3/22628@, от 13.04.2011 N КЕ-4-3/5811@, от 01.03.2010 N ШС-22-3/144@ (приведенные разъяснения размещены на официальном сайте налоговой службы www.nalog.ru в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами") и от 14.02.2011 N КЕ-4-3/2350.

Исполнитель государственного контракта вправе получить отсрочку по уплате налогов

ФНС России в Письме от 21.10.2010 N ЯК-18-8/271 напомнила, в каких случаях компания может получить отсрочку по уплате налогов. Одно из условий - несвоевременная оплата услуг, выполняемых в рамках государственного контракта (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Получается, если государственный заказчик несвоевременно оплатил услуги по госконтракту, компания-исполнитель вправе обратиться в инспекцию с заявлением о предоставлении отсрочки. При этом к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие основания для изменения срока уплаты налога (пп. 7 п. 5 ст. 64 НК РФ). В частности, это может быть копия государственного контракта с указанием даты перечисления оплаты и выписка с банковского счета, свидетельствующая об отсутствии поступления денежных средств.

Аналогичные выводы содержит Письмо ФНС России от 05.04.2006 N ММ-15-19/377 (согласовано с Минфином России).

Р.Лахман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"