Договор о евразийском экономическом союзе
"Налоговый вестник", 2015, N 1
На сегодняшний день Единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, в том числе налоговой политики. Напомним, что с 1 января 2010 г. действует Таможенный союз, с 1 января 2012 г. началось формирование Единого экономического пространства. С 1 января 2015 г. осуществлен переход к более глубокой интеграции уже в формате Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 г. в г. Астане лидерами России, Белоруссии и Казахстана подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). Основными целями Евразийского экономического союза являются:
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
ЕАЭС будет осуществлять свою деятельность на основании следующих принципов:
- уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
- уважение особенностей политического устройства государств-членов;
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;
- соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
- функционирование Союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
Договор о ЕАЭС ратифицирован парламентами России, Беларуси и Казахстана, и с 1 января 2015 г. Евразийский союз начал функционировать, создавая мощный центр экономического развития для трех стран с населением 170 млн человек.
Высокий уровень интеграции в формате Евразийского экономического союза гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, позволяет осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском и транспортном хозяйствах.
Состав участников евразийской экономической интеграции расширен 10 октября 2014 г. присоединением Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время утверждена "Дорожная карта" и завершается адаптация законодательства Киргизии к нормативно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство
Территория: 20 007 860 кв. км
Население: около 170 млн чел.
ВВП: около 2 трлн долл. США
Рис. 1 Раздел XVII "Налоги и налогообложение" Договора о ЕАЭС
В данной статье предлагается рассмотреть разд. XVII "Налоги и налогообложение" Договора о ЕАЭС. Этот раздел состоит из трех статей (71 - 73), в которых предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. В частности, принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения заложены в ст. 71 проекта договора о ЕАЭС. Согласно данной статье товары, ввозимые с территории одного государства - члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.
Также в данной статье определен принцип недискриминации в рамках ЕЭП. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
- гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
- дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.
В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров и их налогообложение косвенными налогами при импорте.
При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ТС и ЕЭП, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению N 18 к Договору о ЕАЭС. Обмен информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливается порядок обмена, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.
Особо следует подчеркнуть включение в текст Договора о ЕАЭС ст. 73, согласно которой признается право граждан стран-участниц на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любой стране - участнице Договора. Одновременно следует отметить, что принцип наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле является важным положением ГАТТ, которым устанавливается принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам. В то время как РНБ запрещает применять недискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.
Принцип национального режима, дополняющий РНБ, предусматривает, что импортированный товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. Таким образом, страна не имеет права после того, как товар попал на ее рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые применяются для товаров отечественного или внутреннего происхождения.
Рисунок 2 - Принципы экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России Рисунок не приводится. Оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business
Ежегодная оценка ведения бизнеса по рейтингу экономик Doing Business, который составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC), определяет позицию государств в индексе легкости ведения бизнеса.
Высокая позиция государства в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Индекс является средним показателем страны по десяти индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. В мировом рейтинге по благоприятности условий для предпринимательской деятельности на 2014 г. по рейтингу экономик Doing Business лидером является Сингапур. В десятку лучших также вошли - Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Южная Корея, Грузия, Норвегия и Великобритания. Рейтинг Doing Business составляется Всемирным банком (WB) и Международной финансовой корпорацией (IFC) Doing Business с 2005 г. (рейтинг, определяющий легкость ведения бизнеса). Задача попасть в топ-50 рейтинга зафиксирована в стратегических планах развития стран ЕАЭС.
Казахстан
Ежегодный рейтинг Doing Business на 2014 г. показал, что Казахстан улучшил свои позиции. Казахстан за год поднялся на три пункта: до 50-й позиции с прошлогодней 53-й строчки - и занял место между Словакией и Тунисом. По критерию "получение разрешения на строительство" Казахстан поднялся на четыре пункта: до 145-го места, а по критерию "регистрация собственности" наблюдается рост на девять пунктов: до 18-го места. По показателю "разрешение неплатежеспособности" Казахстан поднялся на один пункт: до 54-го места.
При этом по показателю "регистрация предприятий" идет снижение на три пункта: до 30-го места, по условиям подключения к электроснабжению - на две позиции: до 87-го места, по доступности кредитования - на четыре пункта: до 86-го места, по показателю "защита инвесторов" - на один пункт: до 22-го места, по условиям обеспечения контрактов - на один пункт: до 27-го места. Между тем согласно рейтингу Doing Business условия налогообложения и ведения международной торговли не изменились по сравнению с 2013 г. Наихудшие позиции Казахстан показал по критерию "международная торговля", заняв 186-е место. Вместе с тем необходимо отметить, что Правительством Казахстана одобрен комплексный план мер по улучшению индикаторов рейтинга Doing Business на 2014 г. Основной целью работы в рамках комплексного плана является его использование как инструмента для выявления и анализа существующих административных барьеров для бизнеса и принятия необходимых мер по их устранению. Учитывая это, каждый индикатор поделен на бизнес-процессы, определены пошаговые мероприятия по их улучшению. Комплексный план включает в себя 46 мероприятий по 11-ти индикаторам. Помимо этого сформирован перечень из 19 нормативных правовых актов, требующих изменений для реализации мероприятий комплексного плана.
Беларусь
Республика Беларусь заняла 63-е место среди охваченных данным исследованием 189 государств, повысив тем самым свою прошлогоднюю позицию на один рейтинговый пункт.
В структуре отчета на 2014 г. у Беларуси сложились следующие позиции:
- "Создание компании" - 15 место (в отчете "Ведение бизнеса 2013" - 20);
- "Получение разрешений на строительство" - 30 место (37);
- "Подключение к системе энергоснабжения" - 168 место (175);
- "Регистрация собственности" - 3 место (3);
- "Получение кредита" - 109 место (105);
- "Защита прав и интересов инвесторов" - 98 место (95);
- "Налогообложение" - 133 место (135);
- "Международная торговля" - 149 место (150);
- "Обеспечение исполнения контрактов" - 13-е место (13);
- "Разрешение неплатежеспособности" - 74 место (56).
Россия
В составляемом Всемирным банком ежегодном рейтинге Doing Business Россия поднялась до 92-го места с прошлогодней 112-й позиции. Согласно рейтингу Россия существенно улучшила свои показатели, упростив запуск нового бизнеса, регистрацию собственности и подключение к электронным сетям. В то же время показатели страны по условиям получения кредита и процедурам банкротства стали немного хуже. В докладе Doing Business-2014 указывается, что Россия провела реформы, облегчающие ведение бизнеса, в пяти сферах из 10 оцениваемых.
В частности, это отмена требования о предоставлении авторизованной банковской карты на момент открытия банковского счета предприятия, упрощение процедуры передачи недвижимости в собственность и получения разрешений на строительство. В прошлом году Россия поднялась на четыре позиции в рейтинге Doing Business в первую очередь благодаря улучшениям в сфере уплаты налогов, в частности, администрированию налогообложения с использованием электронных технологий. Рейтинг Doing Business на 2014 г. показывает, что из стран Таможенного союза Казахстан занимает лидирующую позицию, затем идет Беларусь - 63-е место, Россия - 92-е место. Вместе с тем результаты исследования "Ведение бизнеса 2014" показали, что, несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса, резерв в этом направлении для стран ТС и ЕЭП остается значительным.
Правительствам стран ЕАЭС необходимо проводить реформы во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран, с целью развития частного сектора экономики. Несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса в странах ЕАЭС, результаты рейтинга Doing Business показывают, что имеющиеся предпосылки для совершенствования законодательств, включая налоговое законодательство, в направлении улучшения индекса легкости ведения бизнеса остаются значительным.
Евразийский экономический союз создан для того, чтобы помочь друг другу выдержать глобальную конкуренцию, создать достойные условия для занятости граждан, для бизнес-значимого импульса для развития экономики всех государств - участников Договора.
Дальнейшая стратегия стран ЕАЭС в области налоговой политики будет направлена на проведение согласованной налоговой политики, стимулирующей развитие экономик, включая совершенствование налогового законодательства и администрирования, с учетом налоговых суверенитетов, конкуренции юрисдикции, необходимости снижения вывода капитала в офшорные зоны, необходимости преодоления барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности. Указанные меры должны содействовать повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами - членами ТС и ЕЭП.
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Рисунок 3 - Благоприятность условий для предпринимательской деятельности (рейтинг Doing Business) Рисунок не приводится.
Н.Мамбеталиев
К. т. н.,
профессор,
начальник отдела налоговой политики
Евразийской экономической комиссии