Мудрый Экономист

Информирование о налоге на прибыль организаций

"Налоговый вестник", 2015, N 1

В статье рассматриваются основные характеристики такого экономического понятия, как прибыль компании, перечислены роли прибыли в условиях рыночной экономики, определена важность информирования заинтересованных пользователей как о размере самой прибыли, так и о налоге на прибыль, характеризующего размер перечислений в бюджет в зависимости от результата финансово-хозяйственной деятельности. Представлена система информирования о налоге на прибыль и выявлена приоритетная функция бухгалтерского учета в качестве информационной системы бизнеса.

Налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде, влияет на расчет показателей деловой активности организации. На базе этой информации акционер принимает решение о покупке или продаже акций компании, кредитор делает вывод о том, насколько рискованно давать компании заемные средства и будут ли они обеспечены залогом, инвестор решает, куда лучше вложить свои средства и насколько такие вложения будут безопасны и прибыльны.

С точки зрения микроэкономики налог на прибыль организаций является одним из основных бюджетообразующих налогов (согласно данным пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" <1> налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный и региональный бюджеты, по своему размеру уступает лишь НДС), его взимание производится с юридических лиц - хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают основную долю прироста валового внутреннего продукта, и поэтому информация о его размере, а также порядке формирования очень важна для государственных органов, занимающихся контролем в сфере уплаты налогов и сборов. Таким образом, информация о налоге на прибыль компаний чрезвычайно интересна широкому кругу пользователей, включая иностранных.

<1> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" // http://www.consultant.ru.

По оценкам специалистов, в настоящее время многие страны, включая Россию, фактически достигли передела налогообложения. Эксперты отмечают, что Российская Федерация вплотную подошла к экономически обоснованному пределу изъятия государством части национального дохода в виде налогов, сборов и пошлин. Дальнейший рост обложения чреват снижением темпов роста экономики и застоем в основных отраслях. Эта опасность усугубляется тем обстоятельством, что во многих основных отраслях (нефтяной, газовой, металлургической) резервы дешевых, в смысле требуемых инвестиций, возможностей роста исчерпаны, и в ближайшие годы рост производства потребует значительно больших, чем ранее, капиталовложений на каждую дополнительную единицу продукции <1>.

<1> Позиция Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике по концепции консолидированной группы налогоплательщиков. М.: РСПП, 2006 // http://www.rspp.ru/-Default.aspx?Catalogld=283&d_no=1339.

Прогрессирующий кризис налоговых систем заставляет большинство западных государств пойти на снижение налоговых ставок. В частности, это проявляется в соответствующем снижении налога на прибыль корпораций. Согласно исследованиям о степени влияния налогов на темпы экономического роста, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития, на первом месте по степени влияния на бизнес оказался налог на прибыль <2>. Это справедливо, поскольку именно прибыль служит источником развития бизнеса.

<2> Угодников К. Вопрос бремени / К. Угодников // Итоги. 2008. N 52. С. 29.

В подтверждение этого еще "отец бухгалтерского учета" Лука Пачоли (1445 - 1517) когда-то писал: "Прежде всего, мы должны иметь в виду, что всякий занимающийся торговлей имеет перед собой известную цель, для достижения которой он употребляет в действиях свои возможные усилия. Цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенную и постоянную выгоду для своего содержания" <3>.

<3> Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. М.: Финансы и статистика, 2001.

На примере выводов И.А. Бланка <4> модель роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики выглядит следующим образом (рисунок 1).

<4> Бланк И.А. Управление прибылью. Ника-Центр, 2007. 768 с.

Модель роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики

                           --------------------¬
¦ 1 ¦
¦ Главная цель ¦
¦предпринимательской¦
---------------¬ ¦ деятельности ¦ -----------------¬
¦ 7 ¦ L---------T---------- ¦ ¦
¦ Основной ¦ ¦ ¦ 2 ¦
¦ защитный ¦ ¦ ¦ База ¦
¦ механизм ¦ ¦ ¦ экономического ¦
¦ от угрозы ¦ ----------+---------¬ ¦ развития ¦
¦ банкротства +-----------+ +---------+ государства ¦
¦ предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------- ¦Прибыль предприятия¦ L-----------------
---------------¬ ¦в условиях рыночной¦ -----------------¬
¦ 6 ¦ ¦ экономики ¦ ¦ 3 ¦
¦ Важнейший ¦ ¦ ¦ ¦ Критерий ¦
¦ источник +-----------+ +---------+ эффективности ¦
¦удовлетворения¦ ¦ ¦ ¦ конкретной ¦
¦ социальных ¦ LT-----------------T- ¦производственной¦
¦ потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦
¦ общества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------- ¦ ¦ L-----------------
-------------+-----¬ --+-------------------¬
¦ 5 ¦ ¦ 4 ¦
¦ Главный источник¦ ¦ Основной внутренний ¦
¦ возрастания ¦ ¦источник формирования¦
¦рыночной стоимости¦ ¦ финансовых ресурсов,¦
¦ предприятия ¦ ¦ обеспечивающих ¦
¦ ¦ ¦ развитие предприятия¦
L------------------- L----------------------

Рисунок 1

  1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия.
  2. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнить" доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.
  3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятия характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием.
  4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников при прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей его развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.
  5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов.
  6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ. Кроме всего, за счет прибыли удовлетворяются части социальных потребностей персонала предприятия.
  7. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. При прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Перечисленные выше роли прибыли в условиях рыночной экономики обусловливают важность информирования заинтересованных пользователей как о размере самой прибыли, так и о налоге на прибыль, характеризующего размер перечислений в бюджет в зависимости от результата финансово-хозяйственной деятельности. На основе системного подхода к вопросу предоставления компанией информации заинтересованным пользователям о размере налога на прибыль автором сформулировано следующее определение. Система информирования о налоге на прибыль компании - это совокупность форм, содержаний, процедур и областей распространения, направленных на предоставление достоверной информации о размере налога на прибыль компании заинтересованным пользователям. Опираясь на нормативную базу, методологические и методические положения по бухгалтерскому учету и налогообложению, выделено две подсистемы в структуре системы информирования о налоге на прибыль компании: подсистема публичного информирования и подсистема ограниченного информирования. На рисунке 2 представлена архитектура системы информирования о налоге на прибыль компании. Каждая подсистема отличается от другой формой представления информации (бухгалтерская или налоговая отчетность), содержанием (порядок определения налога на прибыль), процедурой информирования (официальное опубликование или локальное представление), а также периметром распространения (на всех желающих либо только на определенных пользователей).

Архитектура системы информирования о налоге на прибыль организаций

                     ----------------------------------¬
¦ Система информирования о налоге ¦
¦ на прибыль организаций ¦
L--T---------------------------T---
¦/ ¦/
----------------------+---------¬ ---------------+---------------------¬
¦ Подсистема публичного ¦ ¦ Подсистема ограниченного ¦
¦ информирования ¦ ¦ информирования ¦
L---------------T---------------- L------------------T------------------
¦/ ¦/
----------------+---------------¬ -------------------+-----------------¬
¦Бухгалтерская отчетность (отчет¦ ¦ Налоговая отчетность (декларация по¦
¦ о финансовых результатах) ¦ ¦ налогу на прибыль организаций) ¦
L---------------T---------------- L------------------T------------------
¦/ ¦/
----------------+---------------¬ -------------------+-----------------¬
¦ Отражение налога на прибыль ¦ ¦Расчет налога на прибыль организаций¦
¦ организаций, рассчитанного по ¦ ¦ исходя из доходов и расходов ¦
¦ правилам ПБУ 18/02 ¦ ¦ компании по данным налогового учета¦
L---------------T---------------- L------------------T------------------
¦/ ¦/
----------------+---------------¬ -------------------+-----------------¬
¦ Официальная публикация ¦ ¦ Представление в налоговый орган ¦
L-------T---------------T-------- L-------T--------------------T--------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
--------+------¬ -------+-----¬ --------+------¬ --------+------¬
¦ Внешние ¦ ¦ Внутренние ¦ ¦ Внутренние ¦ ¦ Внешние ¦
--+ пользователи,¦ ¦пользователи¦ ¦ пользователи ¦ ¦ пользователи ¦
¦ ¦ в том числе ¦ L------T------ L-------T------- L-------T-------
¦ ¦ зарубежные ¦ ¦/ ¦/ ¦/
¦ L--------------- -------+-----¬ -----------+--------¬ ----------+-------¬
¦ ¦ Все ¦ ¦Менеджеры компании,¦ ¦ Российские ¦
¦ ¦ сотрудники ¦ ¦ сотрудники ¦ ¦ государственные ¦
¦ L------------- ¦ бухгалтерских ¦ ¦финансовые органы¦
¦ -----------------¬ ¦ и налоговых служб ¦ ¦ ¦
+->¦ Инвесторы ¦ L-------------------- L------------------
¦ L-----------------
¦ -----------------¬
+->¦ Акционеры ¦
¦ L-----------------
¦ -----------------¬
+->¦ Кредитные ¦
¦ ¦ организации ¦
¦ L-----------------
¦ -----------------¬
¦ ¦ Аудиторские ¦
+->¦и консалтинговые¦
¦ ¦ фирмы ¦
¦ L-----------------
¦ -----------------¬
L->¦ Другие ¦
¦ пользователи ¦
L-----------------

Рисунок 2

Каждый элемент системы (пользователь информации) имеет собственные цели для получения информации о налоге на прибыль организаций и использует ее в соответствии со своими внутренними задачами для решения определенных вопросов. Например, акционер принимает решение о покупке или продаже акций компании, кредитор делает вывод о том, насколько рискованно давать компании заемные средства и будут ли они обеспечены залогом, инвестор решает, куда лучше вложить свои средства и насколько такие вложения будут безопасны и прибыльны.

Из рисунка 2 очевидно, что наибольшей области распространения информации о налоге на прибыль организаций (включая информирование иностранных пользователей) способствует подсистема публичного информирования, т.е. с использованием процедуры официального опубликования бухгалтерской отчетности.

Также следует отметить, что каждая страна имеет свое налоговое законодательство. Никаких общепринятых стандартов в этой области не существует. Принципы и инструменты налоговой политики разных стран во многом различаются (в зависимости от ситуации в стране) <1>. Налоговое законодательство постоянно меняется и представляет собой "компромиссы, достигнутые на законодательном уровне" <2>.

<1> Курбангалеева О.А. Бухгалтерский учет отложенных налоговых активов и обязательств: Дис. к. э. н.: 08.00.12 / О.А. Курбангалеева; ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации". М., 2008. 211 л. // https://dvs.rsl.ru/rsl/inet/Lists/UserCart/UserCartltems.aspx?id=xdis@004142152.
<2> http://www.gaap.ru/biblio/icar/092000/016.asp.

Кроме того, НК РФ не содержит положений, обязывающих организацию публиковать налоговую отчетность в открытом доступе. Учитывая, что в соответствии со ст. 102 НК РФ <3> любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежащую разглашению без согласия налогоплательщика, налоговая отчетность доступна главным образом только этим государственным структурам.

<3> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) в редакции 30.03.2012 // Первоначальная редакция опубликована в газете "Российская газета". 06.08.1998. N 148-149 // http://www.consultant.ru.

Решить вопрос о представлении заинтересованным пользователям актуальной информации поможет система бухгалтерского учета, за которой закреплена функция по обеспечению формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. Важно, что годовая бухгалтерская отчетность обязательна для публикации ВИК в соответствии с нормами ГК РФ, федеральных законов, регулирующих деятельность определенных организационно-правовых форм, и ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" <1>.

<1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" // Российская газета. 30.07.2010. N 168.

Бухгалтерский учет, являясь информационной системой бизнеса, имеет тенденцию к развитию вместе с развитием форм и методов ведения бизнеса. Каждая новая форма хозяйствования, каждая новая операция на рынке способствуют появлению новых методов учета, которые должны отражать суть совершенной хозяйственной операции, давать точную информацию о ней владельцам бизнеса, кредиторам, инвесторам и иным пользователям отчетности <2>. Следует отметить, что увеличение размера чистой прибыли, отражаемой по строке 2400 "Чистая прибыль (убыток)" отчета о финансовых результатах, благоприятно скажется не только на финансовом состоянии организации, но и повысит ее инвестиционную привлекательность, усилит положение на товарных и иных рынках. Показатель чистой прибыли участвует в расчете коэффициентов, характеризующих деловую активность организации.

<2> Соколов А.А. Основные этапы формирования консолидированной финансовой отчетности группы компаний // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 14. С. 23 - 29.

Так, например, согласно Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия и определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам организации, а норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации и измеряется в процентах как отношение чистой прибыли к выручке <3>. Учитывая, что налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде, и влияет на расчет показателей деловой активности организации, становится очевидным повышенное внимание к данному показателю как со стороны бизнес сообщества, так и со стороны государственных контролирующих органов.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.06.2003. N 26. Ст. 2664.

На основе системного подхода к вопросу предоставления информации о размере налога на прибыль автором в статье определено понятие "система информирования о налоге на прибыль организаций". Опираясь на нормативную базу, методологические и методические положения по бухгалтерскому учету и налогообложению, в структуре данной системы схематично выделены подсистемы, характерные отличия подсистем, элементы системы. Анализ компонентов системы позволил сделать вывод о том, что наибольшей области распространения информации о налоге на прибыль организаций (включая информирование иностранных пользователей) способствует подсистема публичного информирования, т.е. с использованием процедуры официального опубликования бухгалтерской отчетности.

Н.Кондрашова

К. э. н.,

доцент

кафедры Бухгалтерского учета,

анализа и аудита

Московского государственного

университета экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)