Мудрый Экономист

Как изменения в валютном контроле повлияют на рынок международного факторинга

"Международные банковские операции", 2014, N 4

Какие изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и ст. 15.25 КоАП РФ предлагает законопроект N 664658-6? Могут ли эти изменения дать импульс развитию международных факторинговых операций? Когда обязанность резидента по репатриации валютной выручки будет считаться исполненной? Как выглядит схема выкупа фактором-резидентом требования по экспортному контракту у резидента? Какой размер ответственности предусмотрен за нарушения норм валютного законодательства?

За последние три года валютное законодательство нашей страны изменялось с "завидным" постоянством - раз в год. Судя по всему, 2015 г. (а возможно, и конец 2014 г.) не станет исключением.

Федеральный закон от 05.05.2014 N 86-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" предусматривает присоединение РФ к Конвенции УНИДРУА от 28.05.1988 по международным факторинговым операциям (далее - Конвенция).

Конвенция направлена на унификацию правил, обеспечивающих правовые основы международного факторинга и контроля за равновесием интересов различных участников при факторинговых сделках. Она регулирует отношения, возникающие при использовании договоров факторинга и при уступке права требования.

Для соблюдения валютного законодательства необходимо понимать разницу между двумя этими понятиями - факторингом и уступкой прав требования.

Под договором факторинга в Конвенции понимается договор между поставщиком и фактором. В соответствии с таким договором поставщик может или должен уступить фактору денежные требования, вытекающие из договоров купли-продажи товаров между поставщиком и его клиентами (за исключением приобретения ими товаров для личного, семейного или домашнего использования), а фактор должен реализовать не менее двух функций из следующего перечня:

В операции факторинга обычно участвуют три лица:

Основная деятельность факторинговой компании - это выкуп дебиторской задолженности кредитора (обычно такая задолженность не превышает 90 - 120 дней). Фактор и поставщик заключают между собой договор факторинга. Согласно этому договору по мере отгрузки/оказания услуг фактору предъявляются документы, по которым покупатель обязан произвести оплату. Фактор, по сути, выкупает эти документы - как правило, за 60 - 90% от стоимости. После того как покупатель оплатит продукцию, фактор может, если это предусмотрено условием договора, доплатить остаток суммы поставщику, удерживая с него свой процент и комиссию за оказанные услуги.

Таким образом, факторинг - это услуга, связанная с предоставлением продавцу финансирования под уступку права требования к покупателю за отгруженный товар в пользу фактора. По сути, это договор переуступки прав требования, инициированный новым кредитором (фактором). Согласно этому договору фактор выкупает требование кредитора к должнику по оплате товара или услуги (с дисконтом 60 - 90% от стоимости требования).

В российском законодательстве не существует такого понятия, как факторинг. Однако есть понятие договора финансирования под уступку денежного требования, закрепленное в ст. 824 ГК РФ.

Договор финансирования под уступку денежного требования - это договор, в соответствии с которым одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику). Такое требование вытекает из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. Клиент в свою очередь уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Клиент может уступить финансовому агенту свое денежное требование к должнику, чтобы обеспечить исполнение обязательств клиента перед финансовым агентом.

Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение бухгалтерского учета для клиента и предоставление ему иных финансовых услуг, которые связаны с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

Таким образом, одно из принципиальных отличий договора факторинга от договора уступки прав требования - договор факторинга может быть заключен как до, так и после возникновения взаимных обязательств между покупателем и продавцом. Фактор может финансировать покупателя как до, так и после возникновения основного обязательства покупателя перед продавцом. В свою очередь, договор уступки прав требования заключается только тогда, когда появляются взаимные обязательства между покупателем и продавцом. То есть до появления таких обязательств договор уступки прав требования не может быть заключен. Еще одной отличительной чертой договора факторинга является то, что после его заключения фактор не будет являться стороной по основному договору, заключенному между продавцом и покупателем.

К чему приведет присоединение РФ к Конвенции УНИДРУА?

Присоединение Российской Федерации к Конвенции неизбежно должно повлечь за собой изменения российского законодательства: необходимо будет привести его в соответствие с международными требованиями. Эти изменения затронут и сферу валютного регулирования.

Проект федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект N 664658-6), внесенный в Государственную Думу РФ 28 ноября 2014 г., предусматривает значительные изменения в валютное законодательство.

Изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

В частности, предполагается расширить ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В перечень разрешенных валютных операций между резидентами рекомендуется включить валютные операции между резидентом и фактором-резидентом в рамках договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Легализация этой валютной операции позволит факторам-резидентам выкупать дебиторскую задолженность резидента за иностранную валюту (ранее такая операция могла быть совершена только в рублях).

Актуальность такого нововведения для участников внешнеэкономической деятельности особенно возрастает в условиях дефицита валютной ликвидности и высокой волатильности курса рубля: у экспортера появляется возможность немедленно получить от фактора иностранную валюту за поставленный нерезиденту товар на условиях отсрочки платежа.

Кроме того, предусмотрены внесение изменений в ст. 19 Закона N 173-ФЗ и узаконивание обязанности резидента по репатриации экспортной выручки. Такая обязанность считается исполненной, если резидент в сроки, предусмотренные заключенным с нерезидентом внешнеторговым договором, обеспечит получение от нерезидента иностранной валюты или валюты РФ на банковский счет фактора-резидента в уполномоченном банке (когда фактор-резидент не является уполномоченным банком) либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка (когда фактор является уполномоченным банком). Отсутствие в валютном законодательстве такой возможности существенно исказило схему международного факторинга.

Рассмотрим однофакторную схему, когда в роли фактора и продавца выступает резидент, а в роли покупателя - нерезидент. В настоящий момент учет данных сделок в рамках валютного контроля без нарушений норм валютного законодательства выглядит так, как показано на рисунке.

Фактор-резидент выкупает требование у резидента по экспортному контракту Рисунок

  1. Продавец-резидент отгружает товар/оказывает услуги покупателю-нерезиденту на условиях отсрочки платежа. После этого резидент представляет справку о подтверждающих документах в банк паспорта сделки с соответствующим кодом подтверждающего документа.
  2. Фактор-резидент выкупает дебиторскую задолженность у продавца-резидента с дисконтом согласно заключенному между ними договору факторинга. Выкуп осуществляется только в валюте РФ вне зависимости от того, в какой валюте выражено обязательство между продавцом-резидентом и покупателем-нерезидентом.
  3. Чтобы минимизировать риск привлечения продавца-резидента к административной ответственности за ненадлежащее исполнение ст. 19 Закона N 173-ФЗ, то есть за неполучение экспортной выручки на свои банковские счета в уполномоченном банке, покупатель-нерезидент обязан перевести денежные средства в пользу резидента-продавца за отгруженный товар/оказанные услуги, а не в пользу фактора-резидента, как это подразумевается при классической схеме факторинга.
  4. Продавец-резидент возвращает фактору-резиденту полученные денежные средства в рублях в размере 100% вне зависимости от того, в какой валюте поступила экспортная выручка.

В этом случае факторинг никак не может быть привлекательным инструментом ни для участников внешнеэкономической деятельности, ни для фактора. Во-первых, согласно ст. 19 Закона N 173-ФЗ деньги в любом случае должны поступить на счет продавца, а во-вторых, у фактора и продавца-резидента возникают валютные риски.

Однако существуют законные методы предотвращения нарушений валютного законодательства в части реализации договора факторинга, в котором в роли фактора и продавца выступает резидент, а в роли покупателя - нерезидент, при условии расчетов между фактором и продавцом в иностранной валюте <1>.

<1> Данные методы и другие возможные схемы факторинга, а также порядок их учета в уполномоченном банке в целях валютного контроля подробно рассмотрены в практическом пособии "Валютный контроль в коммерческом банке: практика работы и сложные вопросы" (М.: Издательский дом "Регламент-Медиа", 2014).

В законопроекте также предполагается установить обязанность фактора письменно уведомить резидента-экспортера (с представлением копий соответствующих документов):

Изменения в статью 15.25 КоАП РФ

Рассматриваемый законопроект также вносит изменения в ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливающую ответственность резидентов за нарушения норм валютного законодательства:

  1. ч. 4 дополнена нормой об ответственности за невыполнение резидентом обязанности получить от нерезидента экспортную выручку за переданные товары/оказанные услуги на счета фактора в уполномоченном банке вне зависимости от того, кем является фактор - резидентом или нерезидентом. Данная норма подтверждает тот факт, что выкуп фактором у резидента дебиторской задолженности не означает перехода на фактора-резидента обязанности по репатриации экспортной выручки (ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Такое нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц:
  1. ч. 6 дополнена нормой об ответственности фактора-резидента за неуведомление им в установленный срок об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных условиями внешнеторгового договора, или об уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору с приложением соответствующих документов. Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб.

Несмотря на то что законопроект N 664658-6 вносит определенную ясность в порядок учета договоров факторинга для целей валютного контроля, он оставляет без ответа следующие вопросы:

Есть и другие вопросы, требующие решения. Скорее всего, после принятия законопроекта в соответствующей части будут доработаны и ГК РФ, и Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".

В заключение стоит отметить, что заниматься международным факторингом может только юридическое лицо, являющееся членом одной из двух международных факторинговых ассоциаций: Factors Chain International (FCI) или International Factors Group (IFG). На сегодняшний день в эти ассоциации входят следующие участники из Российской Федерации: ОАО АКБ "Металлинвестбанк", ЗАО "Русская Факторинговая Компания", ЗАО Банк "Национальная Факторинговая Компания", ООО "Кофас Рус Сервисез Компани", ООО "ВТБ Факторинг", ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "Газпромбанк", ЗАО "ЮниКредит Банк", ЗАО "Банк Сосьете Женераль Восток", ООО "Фактор-Рус", Росбанк Факторинг, ООО "ПОЛИТЕКС".

А.М.Мотохин

К. э. н.,

начальник отдела

валютного контроля

МСЦ "Ясная Поляна"

ОАО "Сбербанк России"