Мудрый Экономист

Страхование грузов при международных перевозках

"Международные банковские операции", 2014, N 4

Того, кто не задумывается о далеких трудностях,

непременно поджидают близкие неприятности.

Конфуций

Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, при этом возникают определенные риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют перевозимые грузы. При работе с документарным аккредитивом сотрудники банка понимают, что страховой документ регламентируется UCP 600, и знают, как его проверять. Но что стоит за этим документом, каковы нюансы его оформления и какие подводные камни могут возникнуть в фарватере сделки торгового финансирования?

Основные причины наступления страховых случаев при транспортировке грузов - аварии на транспорте, противоправные действия третьих лиц, пожары, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п. Чем сложнее схема перевозки, тем больше риск возникновения разнообразных проблем, повреждения и потери части или всего груза.

Страхование грузов при международных перевозках должно компенсировать финансовые убытки, которые могут возникнуть в процессе транспортировки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта. Это эффективный и экономически обоснованный механизм защиты грузовладельца от непредвиденных обстоятельств.

Страхование грузов клиентами при международных перевозках интересует банк при кредитовании внешнеторговых сделок, организации торгового финансирования по внешнеторговым сделкам, в том числе при выдаче банковских гарантий и аккредитивов без покрытия со стороны клиента, при работе с международными аккредитивами и инкассо, условия которых предусматривают представление страховых документов.

В настоящей статье мы рассмотрим виды страховых документов, основные условия страхования, а также правила проверки страховых документов, представляемых по аккредитивам, в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и банковской практикой.

Какая сторона страхует груз?

Внешнеторговые контракты предусматривают различные базисные условия поставки, в зависимости от которых страхование товаров должен осуществлять продавец (экспортер) или покупатель (импортер). В основном стороны контракта используют последнюю версию правил ICC по толкованию торговых терминов (условий поставки), вступившую в силу 1 января 2011 г., - Инкотермс 2010 (Incoterms 2010). Данные Правила изложены в публикации Международной торговой палаты N 715.

Рассмотрим такие условия поставки, как CIF и CIP.

CIF - Cost, Insurance and Freight (...named port of destination) - "Стоимость, страхование и фрахт (...указанный порт назначения)". По данному условию продавец должен обеспечить морское страхование товара от рисков утраты или повреждения при перевозке. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию, при этом он должен обеспечить лишь минимальное страховое покрытие - 110% от цены товара по контракту. Условие CIF можно применять только для морского или внутреннего водного транспорта.

CIP - Carriage and Insurance Paid to (...named place of destination) - "Перевозка и страхование оплачены до (...указанное место назначения)". Данное условие отличается от условия CIF тем, что может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.

Условия CIF и CIP требуют, чтобы продавец передал страховой документ покупателю, поскольку риск утраты или повреждения товара переходит на покупателя с момента пересечения товаром поручней судна в порту погрузки (при CIF) или с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контракт определяет, от каких рисков и на какой процент от стоимости должен быть застрахован товар, а также какой страховой документ должен быть оформлен.

Для внешнеторговой операции на условиях CIF или CIP при расчетах с использованием аккредитива необходимо, чтобы условия аккредитива предусматривали представление в банк оговоренного в контракте страхового документа. Если в заявлении на открытие аккредитива или в полученном из-за рубежа аккредитиве такой документ не указан, а отгрузка производится на условиях CIF или CIP, то работник отдела документарных операций должен обратить внимание клиента на это упущение и настаивать на том, чтобы страховой документ был включен в перечень документов, подлежащих представлению по контракту и по аккредитиву.

Иногда при перевозке на условиях CIP клиент может сказать, что товар страхуется перевозчиком, поэтому страховой документ не будет представлен. Действительно, если товар транспортируется не морским транспортом, а по железной дороге, авто- или авиатранспортом, то транспортные компании страхуют свою ответственность. Однако, если наступает ответственность этих перевозчиков, они могут выплатить лишь весьма ограниченный размер возмещения, который зафиксирован в международных конвенциях. Кроме того, возмещение выплачивается только в том случае, если повреждение или потеря груза произошли по вине перевозчика. Поэтому в интересах грузополучателя товар должен быть застрахован от транспортных рисков для получения полного покрытия при повреждении или гибели.

Что касается групп базисных условий поставки E и F, то покупателю следует самому застраховать груз на время транспортировки, хотя формальной обязанности сделать это у него нет. По базисным условиям, входящим в группу D, страхование должен оформить продавец, поскольку в случае повреждения или утраты груза до момента доставки его покупателю только страховое возмещение позволит продавцу безболезненно компенсировать убытки и отгрузить товар повторно.

Страховые документы и условия страхования внешнеторговых грузов

К страховым документам относятся страховой полис, страховой сертификат, ковернот, счет страховщика и страховая декларация.

Сторона, которая желает заключить страховой контракт, может обратиться непосредственно в страховую компанию или действовать через страхового брокера. В последнем случае она инструктирует страхового брокера о типе необходимой страховки, товаре и рисках, которые должны покрываться страховкой. Затем брокер подготавливает страховой договор со страховой компанией или ее агентами. Как только такой договор согласован, брокер посылает застрахованной стороне меморандум или письмо, где излагаются условия заключенного соглашения. Стороны обязаны быть в курсе, что такой документ, в отличие от страхового контракта (договора), не является юридическим документом.

Страхование производится от различных рисков (причем по многим из них выплачивается дополнительная премия): кражи и недопоставки товаров; забастовок; военных рисков; убытков или повреждений, возникающих в результате шторма, посадки судна на мель, столкновения, соприкосновения с морской водой, нефтью и другим грузом; рисков, связанных с возможностью насильственного захвата груза (пиратством), и др.

Общая и частная авария

Авария (Average) в морском страховании - это гибель или повреждение судна или груза, а также сумма, которая должна быть выплачена судовладельцем и собственниками грузов, чтобы компенсировать такие гибель или повреждение.

Авария может быть двух видов: частная (Particular Average) и общая (General Average). Расходы по частной аварии несет собственник или страховщик конкретного имущества, которое погибло или было повреждено в результате непреднамеренных действий. Общая авария подразумевает, что потери распределяются между сторонами пропорционально их участию. Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Примерами общей аварии могут служить использование разбрызгивателей или пара для тушения пожара на судне, выброс за борт всего груза или его части ради спасения корабля, намеренная посадка судна на мель, ремонт судна, гибель судна и др.

В страховом деле существует также понятие "франшиза": это установленный процент потерь, начиная с которого производится выплата возмещения.

Страховой полис

Страховой полис (Insurance Policy), выдаваемый страховщиком страхователю после выплаты последним страховой премии, - это документ, оформляющий договор страхования. В основном именно страховой полис указывается в аккредитивах как страховой документ. В страховом полисе описываются все риски, от которых производится страхование, и все условия страхования. Возмещение выплачивается только в том случае, если в полисе четко оговорена возможная причина убытков.

Продавец-страхователь может передать (например, иностранному покупателю или банку) свое право предъявлять страховщику требование о возмещении убытков путем индоссамента (передаточной надписи - endorsement) на полисе.

Страховой полис может быть оформлен на отдельную партию товаров. Кроме того, может оформляться генеральный (Floating, General) или открытый (Open Cover) полис. Эти полисы обычно используют крупные экспортеры, которые регулярно производят отгрузки товаров и не желают заключать отдельное страховое соглашение для каждой экспортной поставки. Такие полисы оформляются на длительный срок, например на календарный год.

В отличие от генерального полиса, по условиям которого стоимость застрахованного риска на каждую поставку вычитается из страховой суммы до тех пор, пока она не будет полностью исчерпана, страхование по открытому полису после каждой перевозки автоматически возобновляется до определенной максимальной суммы. При использовании открытого страхового полиса данные, идентифицирующие предмет страхования и конкретную партию, содержатся в страховом сертификате (см. ниже), выданном страховщиком в соответствии с инструкциями страхователя.

Полный текст условий страхования не всегда приводится в полисах или сертификатах, часто в них содержатся только ссылки на стандартные условия, одобренные национальными ассоциациями страхователей или брокеров. Наиболее широко применяются стандартные условия Лондонского института страховых компаний - Institute Cargo Clauses, однако похожие стандарты есть у подобных институтов в большинстве стран. В любом случае, ссылаясь на стандартные пункты такого типа, застрахованная сторона должна требовать от страховщика представить полный текст условий, относящихся к страховому документу.

Основные условия страхования могут быть указаны в сокращенном виде, а именно:

  1. условия FPA и WA.

Условие FPA (free from particular average - свободно от (или без) ответственности за частную аварию) покрывает риск полной утраты или повреждения груза, а также риск частичной утраты или повреждения груза вследствие посадки судна на мель, столкновения с другим судном, пожара или затопления судна.

Условие WA (with average - включая частную аварию) в страховых контрактах покрывает как общую, так и частную аварии и во многих случаях почти совпадает с пунктом "все риски" в контрактах (см. ниже). Этот вид страхования покрывает частичную утрату или повреждение груза вследствие опасностей морской перевозки, если сумма частичного убытка равняется определенному проценту (обычно 3%) от страховой суммы. Этот процент, как мы уже говорили, называется франшизой, но не применяется в случае убытков от общей аварии, а также в случае посадки судна на мель, столкновения с другим судном, пожара или затопления судна;

  1. all Risks (страхование на условиях "все риски").

Основные условия страхования грузов - это страхование "с ответственностью за все риски" (All Risks). Несмотря на его назначение, условие "все риски" не покрывает любой возможный риск. По этим условиям подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения всего или части застрахованного груза, произошедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и ряда других рисков, связанных со спецификой груза и его транспортировкой, например с перевозкой груза на палубе судна. По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков могут быть застрахованы за дополнительную премию;

  1. institute Cargo Clauses A, B и C.

Указанные параграфы стандартных условий Institute Cargo Clauses определяют риски, покрываемые страховым контрактом, в манере, сходной, но не полностью тождественной с условиями "все риски", WA и FPA, которые эти параграфы заменяют. Параграф А покрывает все риски и повреждения в манере, схожей с условием "все риски". Параграф C покрывает только повреждения, возникшие по причине общей аварии, пожара, затопления судна, землетрясения и столкновений. Параграф B вдобавок к рискам, регламентируемым параграфом C, покрывает повреждения, возникшие в результате проникновения воды в груз и полной потери товара во время погрузки и разгрузки.

В новой редакции указанных условий (2009 г.) по сравнению с предыдущей редакцией 1982 г. заменены, уточнены и "осовременены" некоторые термины, кроме того, учтены произошедшие в мире изменения, включая угрозу террористических действий;

  1. SRCC (Strikes, Riots and Civil Commotion).

Эти условия покрывают физическую потерю или повреждение товаров в результате забастовок, мятежей и гражданских волнений (включая террористические акты), но не покрывают повреждения, произошедшие в результате гражданских войн или революций. Условия SRCC включаются за дополнительную страховую премию.

Страховой сертификат

Страховой сертификат (Insurance Certificate), выдаваемый брокером, не пользуется особым доверием банка, как и ковернот (см. далее). Сертификат страхового общества оформляется на бланках этого общества при наличии открытого или генерального полиса. Как только составлен генеральный или открытый полис, страхователь страхует все партии на согласованных условиях против обусловленных рисков. Перед отправкой партии товара страхователь сообщает страховщику цену и другую информацию, касающуюся этой партии товара, с целью получения страхового сертификата, необходимого для обеспечения полного комплекта экспортных документов. При этом следует отметить, что в ряде западных стран страховой сертификат не принимается в качестве судебного доказательства. Следовательно, для того чтобы обратиться в суд с иском к страховщику, необходимо, чтобы тот выдал страхователю генеральный полис.

Прочие страховые документы

Ковернот (Cover Note) - это документ, выдаваемый агентом страховой компании или брокером и удостоверяющий совершенное страхование в пользу страхователя. Ковернот выдается, если генеральный полис еще не подготовлен. Он не является свидетельством наличия договора страхования и не принимается банком для оплаты по аккредитиву, если в аккредитиве не указано иное.

Счет страховщика (Insurer's Invoice) - документ с требованием уплаты суммы произведенного страхования.

Страховая декларация (Insurance Declaration) применяется тогда, когда страхователь информирует страховщика об отдельных отгрузках товаров, подпадающих под действие генерального или открытого полиса.

Проблемы страхования грузов в условиях санкций

Российские страховые компании могут ожидать последствий от западных санкций с четырех сторон:

Западные санкции, введенные против России в 2014 г., являются одним из факторов, оказывающих негативное влияние на российский рынок страхования имущества юридических лиц, в том числе страхования грузов при международных перевозках. Ответное эмбарго России на импорт ряда продовольственных позиций из Европы вызвало сокращение страхования грузов продуктовых ритейлеров.

Определенные проблемы могут возникнуть в будущем (и уже возникали) у российских страховщиков с перестрахованием рисков за рубежом. Следует отметить, что зависимость российского рынка страхования от международного перестрахования крайне высока: крупные риски приходится перестраховывать у западных перестраховщиков в связи с недостаточной емкостью российского рынка. В ситуации неопределенности западные перестраховочные брокеры и перестраховщики боятся работать с российским рынком. Снижение рейтинга или прогноза по России ухудшает возможности крупных российских страховщиков по принятию рисков в перестрахование.

В последнее время специалисты подразделений документарного бизнеса сталкиваются с тем, что некоторые российские страховые компании, ссылаясь на санкции, стремятся уменьшить сумму отдельного страхового полиса и предлагают клиентам выписать, скажем, два страховых полиса на один коносамент. В этом случае при проверке документов, представленных по аккредитиву, возникает вопрос: соответствуют ли такие документы условиям аккредитива? Если мы обратимся к ст. K16 ISBP в редакции 2013 г. (публикация МТП N 745), то увидим: нет, не соответствуют.

По нашему мнению, в таких случаях возможны следующие пути решения проблемы:

Здесь имеются два варианта:

Проверка страховых документов по аккредитивам

При проверке страховых документов специалист банка по аккредитивам должен руководствоваться условиями аккредитива, относящимися к этим документам, общими принципами проверки документов по аккредитивам, а также ст. 28 UCP 600 и ст. ст. K1 - K23 новой редакции ISBP для UCP 600 (публикация МТП N 745 от 2013 г.).

Статья 28 UCP 600 предъявляет следующие требования к страховым документам.

  1. Страховой документ (страховой полис, страховой сертификат или декларация по открытому полису) должен быть выписан и подписан страховой компанией, андеррайтером, их агентами или доверенными лицами с указанием, что агент или доверенное лицо подписали документ от имени либо по поручению страховой компании или андеррайтера (п. "a" ст. 28 UCP 600).
  2. Если страховой документ указывает, что он был выдан в количестве более одного оригинала, то по аккредитиву должны быть представлены все оригиналы такого страхового документа (п. "b" ст. 28 UCP 600).
  3. Коверноты приниматься не будут (п. "c" ст. 28 UCP 600).
  4. Если аккредитив предусматривает представление страхового сертификата или декларации страхования, банки будут принимать вместо них страховой полис (п. "d" ст. 28 UCP 600).
  5. Страховой документ должен быть датирован не позднее даты отгрузки, если только из него не следует, что страхование вступает в силу не позднее даты отгрузки (п. "e" ст. 28 UCP 600).
  6. Страховой документ должен указывать сумму страхового покрытия и быть выписан в той же валюте, что и аккредитив (п. "f(i)" ст. 28UCP 600).

Хотелось бы обратить особое внимание на этот пункт, поскольку неопытные российские экспортеры и страховые компании часто его нарушают. В практике автора был случай, когда контракт был заключен в долларах США, груз шел в Западную Европу и аккредитив был оформлен на английском языке, но, несмотря на это, страхование было произведено в рублях и страховой полис был на русском языке. В таком случае экспортер должен обратиться в страховую компанию с просьбой переоформить страховой документ.

  1. Требование в аккредитиве к страховому покрытию - представлять собой процент от стоимости товара, суммы счета или аналогичной суммы - рассматривается как минимальная требуемая сумма покрытия. Здесь речь идет о значениях процента от стоимости товара, предусмотренных аккредитивом для страхового покрытия: например, аккредитив может предусматривать страхование на 100% от стоимости товара.

Если иное не определено в аккредитиве, минимальной суммой, на которую должно быть произведено страхование согласно страховому документу, является цена товара CIF или CIP плюс 10%, если такая цена может быть определена из документов. Если она не может быть определена из документов, банки будут принимать в качестве минимальной суммы 110% от суммы, на которую требуется произвести платеж или негоциацию, или от стоимости товара, указанной в коммерческом счете (в зависимости от того, какая из этих сумм больше). Здесь специально выделено слово "минимальной", поскольку случается, что работник, проверяющий документы и не заглянувший в Унифицированные правила, убежден, что сумма страхового документа должна равняться 110% (п. "f(ii)" ст. 28 UCP 600).

  1. В страховом документе должно быть указано, что риски покрыты по меньшей мере от места принятия к перевозке или отгрузки до места разгрузки или конечного назначения, указанных в аккредитиве (п. "f(iii)" ст 28 UCP 600).
  2. В аккредитивах должны быть указаны требуемый вид страхования и дополнительные риски, которые должны быть покрыты страхованием (если таковые имеются). Страховой документ будет приемлемым, невзирая на то что какие-либо риски не покрыты, если в аккредитиве использованы неточные термины, такие как "обычные риски" или "стандартные риски" (п. "g" ст. 28 UCP 600).
  3. Если в аккредитиве предусмотрено "страхование от всех рисков", банки будут принимать страховой документ, содержащий любую пометку или оговорку "все риски", независимо от наличия или отсутствия заголовка "все риски", даже если в документе указано, что определенные риски исключаются (п. "h" ст. 28 UCP 600).
  4. Страховой документ может содержать ссылку на любую исключающую оговорку (п. "i" ст. 28 UCP 600).
  5. Если иное не указано в аккредитиве, банки будут принимать страховой документ, содержащий указание, что страхование предусматривает франшизу или вычет (п. "j" ст. 28 UCP 600).

Требования к страховым документам при их проверке

Требования к страховым документам при их проверке можно свести к следующим пунктам.

Страховой документ должен:

Наиболее распространенные ошибки экспортеров:

Страховой документ не должен:

Страховой документ может представлять собой страховой сертификат или декларацию страховой компании, андеррайтера, агента в случае, если условия аккредитива требуют представления указанных документов. Вместо таких документов банки принимают страховой полис.

Какие изменения в практику проверки страховых документов вносит новая редакция ISBP?

Новая редакция ISBP для UCP 600 от 2013 г. значительно отличается от предыдущей редакции и дополняет UCP 600 в части банковской практики проверки страховых документов:

При этом не требуется, чтобы страховой документ, указывающий, что страховое покрытие предоставляется более чем одним страховщиком, содержал наименование или процент покрытия каждого страховщика;

Н.Ф.Колюшенко

Эксперт

по торговому финансированию

и документарным операциям