Мудрый Экономист

Новый местный налог: торговый сбор

"Налоговая проверка", 2015, N 1

На сегодняшний день дискуссии о том, надо ли взимать налог с продаж, закончились введением торгового сбора. Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений.

Кто должен уплачивать торговый сбор? В каких регионах он вводится? Каковы полномочия органов субъектов РФ по данному вопросу? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с введением нового налога, - в нашем материале.

Что такое торговый сбор?

Определение понятия "сбор" для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом N 382-ФЗ, согласно которому под сбором будет также пониматься обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

В указанном Законе подкорректировано и понятие "местный налог", которое дано в п. 4 ст. 12 НК РФ. По сути, изменения сводятся к тому, что понятие "местные налоги" теперь звучит как "местные налоги и сборы". Вместо конкретных налогов - земельного и налога на имущество физических лиц - указано общее понятие "местные налоги и сборы".

И если ранее речь шла только о местных налогах и были прописаны полномочия представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении налогов, то теперь данные полномочия дополнены в отношении местных сборов. Таким образом, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать:

Кроме этого, п. 4 ст. 12 НК РФ дополнен нормами о разграничении полномочий для городских округов с внутригородским делением согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Федеральный закон N 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор (далее также - сбор).

Обратите внимание! Согласно новшествам, внесенным в п. 1 ст. 102 НК РФ, сведения, представляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам, не являются налоговой тайной.

Все вышеприведенные поправки позволили законодателю ввести новый торговый сбор и дополнить налоговое законодательство гл. 33 "Торговый сбор".

Согласно определению, данному в этой главе, торговый сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.

Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.

К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.

Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:

Виды предпринимательской деятельности

Объект осуществления торговли

Все виды торговли

Здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор

Деятельность по организации розничных рынков

Объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г.

Обратите внимание! В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Законодатель установил широкие полномочия для введения торгового сбора представительным органам муниципальных образований.

Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяется орган, осуществляющий указанные полномочия, - уполномоченный орган. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования.

При выявлении расхождений с данными, представленными плательщиком сбора в налоговый орган, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган. Одновременно информируется и плательщик торгового сбора в эти же сроки.

Установлено, что указанные акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, определенном законодательством РФ.

Кроме названных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ: могут быть установлены дифференцированные ставки сбора, при этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

При этом могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычных терминов "налоговый период" используется "период обложения", а вместо "объекта налогообложения" - "объект обложения".

Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Законодатель выделил следующие понятия:

Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

Установлено ограничение по величине ставки: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

При этом в целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по деятельности в виде розничной торговли, установленные пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

Если дословно читать п. 2 ст. 415 НК РФ, то получается, что предельные ставки сбора могут превышать сумму налога, уплачиваемого при ПСН, по следующим видам деятельности:

При этом, как мы отметили выше, субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости от:

Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности

Предельная ставка сбора

Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м <*> по каждому объекту организации торговли

Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала <*>)

Деятельность по организации розничных рынков

Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год

<*> Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей налогообложения

Налог на доходы физических лиц. Статья 225 "Порядок исчисления налога" НК РФ дополнена п. 5, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте РФ по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Указанные положения не применяются в случае, если налогоплательщик в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, не представил уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Налог на прибыль организаций. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора (п. 19 ст. 270 НК РФ). Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль учесть сумму торгового сбора в расходах нельзя.

Но при этом ст. 286 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей" НК РФ дополнена п. 10, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Упрощенная система налогообложения. Статья 346.21 "Порядок исчисления и уплаты налога" НК РФ дополнена п. 8 (Федеральный закон N 382-ФЗ), в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

В данном случае речь идет об "упрощенцах", которые применяют объект налогообложения "доходы".

Что касается "упрощенцев", выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Единый налог на вмененный доход. Согласно изменениям, внесенным в ст. 346.26 НК РФ, ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с гл. 33 НК РФ торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:

Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:

Обратите внимание! Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.

Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

* * *

Подытожим. В действующее налоговое законодательство введен новый местный налог - торговый сбор (гл. 33 НК РФ).

Торговый сбор является обязательным платежом для всех организаций и физических лиц, если они осуществляют отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные НК РФ, на территории, на которой введен данный сбор.

С 1 июля 2015 г. торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Законодатель установил полномочия субъектов РФ по введению и особенностям исчисления торгового сбора, а также порядок его исчисления и уплаты, порядок постановки на налоговый учет плательщиков торгового сбора и порядок учета сумм уплаченного торгового сбора для целей налогообложения.

Н.А.Петрова

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"