Концептуальные основы эффективности управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов
"Вестник Российской таможенной академии", 2014, N 4
В статье рассматриваются концептуальные основы эффективности управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов. Эти основы позволяют учитывать риск некорректного выбора из полного множества перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товарных партий нефти и нефтепродуктов из подмножества товарных партий, подлежащих углубленному контролю.
Таможенный контроль нефти и нефтепродуктов представляет собой циклический процесс определения и проведения таможенными органами комплекса контрольных мероприятий в отношении нефти и нефтепродуктов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Его цель состоит в обеспечении выполнения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перемещающими нефть и нефтепродукты.
В условиях ограниченности ресурсов таможенных органов достижение этой цели обеспечивается реализацией принципа выборочности. Его суть в том, что в каждый момент времени углубленному контролю подлежит не все множество перемещаемых через таможенную границу товарных партий нефти и нефтепродуктов, а только ограниченная выборка из него. В связи с этим в наиболее общем виде процесс таможенного контроля нефти и нефтепродуктов включает два последовательных этапа [1].
Первый этап состоит в делении множества перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарных партий нефти и нефтепродуктов на подмножества объектов, подлежащих обычному и углубленному контролю, а второй заключается в проведении необходимых контрольных мероприятий для каждого из объектов выделенных подмножеств. При этом реализация первого этапа связана с риском некорректного выбора из полного множества перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарных партий нефти и нефтепродуктов подмножества товарных партий, подлежащих углубленному контролю. Ее некорректность заключается [1]:
- во включении в совокупность партий нефти и нефтепродуктов, подлежащих углубленному таможенному контролю, партий нефти и нефтепродуктов, при перемещении которых участники ВЭД не допустили неправомерных действий, которые приводят к нарушению таможенного законодательства и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС, неполному сбору таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или к уклонению от их уплаты, нанесению ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде;
- в оставлении партий нефти и нефтепродуктов, при перемещении которых допущены указанные нарушения в подмножестве партий нефти и нефтепродуктов, подлежащих неуглубленному таможенному контролю.
Это приводит к неоправданным затратам ресурсов таможенных органов на осуществление мероприятий углубленного таможенного контроля перемещаемых товарных партий нефти и нефтепродуктов, излишним финансовым и временным издержкам участников ВЭД, обусловленным осуществлением этих мероприятий, а также потерям государства вследствие невыявленных нарушений.
Реализация второго этапа связана с риском невыявления при таможенном контроле имеющихся нарушений в контролируемых партиях нефти и нефтепродуктов. Их невыявление также приводит к неоправданным затратам ресурсов государства и обусловленным имеющимися нарушениями потерям.
Корректный учет этих рисков и максимально возможное при имеющихся ресурсах снижение ущерба государству при реализации рисковых событий составляет суть риск-ориентированного подхода при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов. Он реализуется системой управления рисками (СУР), представляющей собой совокупность взаимосвязанных органов и средств управления, обеспечивающих анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в ходе таможенного контроля нефти и нефтепродуктов. При этом органами управления рисками являются структурные подразделения и должностные лица таможенных органов, уполномоченные на управление таможенными рисками, а средства управления рисками включают совокупность технических средств, информационных ресурсов и информационных технологий, применяемых для управления таможенными рисками [2].
Процесс управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов включает также два взаимосвязанных этапа (рис.).
Процесс управления рисками
-----------------------------¬
--------¦Обнаружение и описание риска+--------¬
¦ -----¬/¦ +------¬ ¦
¦ ¦ L----------------------------- ¦ ¦
-------------+-+------------------¬ --------------------+-+-------------¬
¦Актуализация (отмена) и уточнение¦ ¦Определение мер по минимизации ¦
¦профилей рисков ¦ ¦рисков и порядка их применения ¦
L------------T-T------------------- L-------------------T-T--------------
-------------+-+------------------¬ --------------------+-+-------------¬
¦Обобщение результатов применения ¦ ¦Формирование и утверждение профилей¦
¦профилей рисков ¦ ¦риска ¦
L------------T-T------------------- L-------------------T-T--------------
-------------+-+------------------¬ --------------------+-+-------------¬
¦Контроль результатов применения ¦ ¦Оценка рисков и целевой отбор ¦
¦мер по минимизации рисков ¦ ¦объектов для таможенного контроля ¦
¦ ¦ ¦на основании индикаторов риска ¦
L------------T-T------------------- L-------------------T-T--------------
¦ ¦ ------------------------------¬ ¦ ¦
¦ L------+Применение мер по минимизации+------ ¦
L--------+ рисков +--------
L------------------------------
Рис.
На первом этапе формируются инструменты СУР, а на втором осуществляются применение этих инструментов и их уточнение по результатам применения.
Первый этап включает:
- сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля партий нефти и нефтепродуктов;
- обнаружение и описание риска;
- определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;
- формирование и утверждение профилей риска.
Второй этап охватывает:
- анализ текущей информации о перемещаемых партиях нефти, нефтепродуктов и участниках ВЭД и выявление рисков;
- оценку рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля на основании индикаторов риска;
- применение мер по минимизации риска;
- контроль результатов применения мер по минимизации риска;
- обобщение результатов применения профилей рисков;
- актуализацию (отмену) и уточнение профилей рисков.
Рассмотрим содержание элементов первого этапа. Сбор и обработка информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля партий нефти, нефтепродуктов и участников ВЭД заключается в формировании исходных данных для построения инструментов СУР. Исходные данные содержат:
- положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;
- сведения, отраженные в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;
- информацию о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
- результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков.
Обнаружение и описание риска заключаются в выделении на основе указанных исходных данных рисковых событий и их описании.
Определение мер по минимизации рисков при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов и порядка их применения предполагает выбор из общего перечня форм таможенного контроля форм, обеспечивающих минимизацию выявленного риска и эффективное использование имеющихся ресурсов таможенных органов. К таким формам таможенного контроля следует отнести таможенный досмотр, таможенную экспертизу, запрос документов на бумажных носителях, применение инспекционно-досмотровых комплексов.
Формирование и утверждение профиля риска состоит в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их применения, а также документальном оформлении и утверждении в установленном порядке сформированного профиля риска.
Второй этап управления рисками начинается с анализа текущей информации о перемещаемых партиях нефти, нефтепродуктов и участниках ВЭД и установлении на ее основе возможности наступления рисковых событий. Текущая информация о перемещаемых партиях нефти и нефтепродуктов включает:
- сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках нефти и нефтепродуктов;
- предварительную информацию, переданную в таможенные органы участниками ВЭД в установленном порядке;
- информацию, полученную от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;
- информацию, полученную в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
- иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов.
Оценка рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля заключаются в определении уровней рисков партий нефти и нефтепродуктов и участников ВЭД и осуществлении на этой основе отбора объектов для проведения дополнительных мероприятий таможенного контроля, направленных на минимизацию рисков.
Применение мер по минимизации риска состоит в реализации установленных для выявленного риска форм таможенного контроля. При этом контроль результатов применения мер по минимизации риска предполагает проведение регулярного мониторинга их результатов.
Обобщение результатов применения профилей рисков представляет собой оценку соответствия достигнутых результатов планируемым и принятие мер по повышению эффективности СУР. На основе обобщения результатов применения действующих профилей риска принимается решение об их актуальности, уточнении или отмене.
Функционирование СУР в отношении перемещаемых партий нефти и нефтепродуктов через таможенную границу ЕАЭС проявляется в осуществлении циклического процесса формирования и оказания органами управления управляющих воздействий (решений по выбору партий нефти и нефтепродуктов для углубленного таможенного контроля и мероприятий этого контроля), обеспечивающих минимизацию ущерба государству вследствие неправомерных действий участников ВЭД и имеющихся ресурсов таможенных органов. Следовательно, достижение цели управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов, прежде всего, определяется рациональностью принимаемых решений.
Учитывая вышеизложенное, формирование рациональных решений предполагает [3]:
- установление и представление в измеримой форме целей и задач таможенного контроля перемещаемых партий нефти и нефтепродуктов;
- формирование альтернативных вариантов решений;
- прогнозирование результатов, достигаемых при принятии того или иного варианта решения;
- сравнение их по эффективности и выбор рационального решения.
Следовательно, от корректности подхода к оцениванию эффективности в значительной мере зависит рациональность принимаемых решений и, в конечном счете, возможность достижения целей таможенного контроля при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу ЕАЭС. Вместе с тем необходимые для формирования корректного подхода к оцениванию эффективности управления рисками при перемещении нефти и нефтепродуктов теоретические основы в настоящее время еще не получили достаточного развития. Это обусловливает задачу развития указанных теоретических основ и определяет ее важность для совершенствования таможенного контроля нефти и нефтепродуктов.
Задача развития теоретических основ управления рисками имеет концептуальный, методологический и методический аспекты.
Концептуальный аспект состоит в определении содержания понятий "эффективность" и "эффективность управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов".
Основные постулаты, определяющие суть понятия "эффективность" и цель его введения в теорию и практику управления вообще и управления таможенными рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов в частности, состоят в следующем [4]:
- Эффективность может возникать только в реальных физических системах.
- Эффективность - характеристика целенаправленного действия (процесса) в системе.
- Элементарными физическими процессами, порождающими эффективность, являются: разделение, соединение, сохранение и перенос материи (вещества, поля, энергии, информации).
- Основным фактором, порождающим эффективность целенаправленного процесса, является управление (организация действия).
- Ресурсы, расходуемые системой для придания целенаправленности физическим процессам, являются теми дефицитными ресурсами, которые и обеспечивают получение эффекта (полезного результата функционирования). Именно они, по нашему мнению, должны учитываться при оценивании эффективности.
- Эффективность каждого частного процесса может быть правильно оценена только на основе анализа его вклада в достижение цели общего процесса (процесса функционирования надсистемы).
- Эффективность отражает степень использования возможностей дефицитных ресурсов системы для достижения определенной надсистемой цели.
- Эффективность измерима. Мера для ее измерения определяется установленными показателями эффективности.
- Показатели эффективности должны отражать цель, во имя которой осуществляется действие в системе, отражать результаты действия, зависеть от затрат ресурсов для осуществления оцениваемого действия.
- Измерение эффективности не цель, а средство определения (выбора из множества возможных) варианта организации действия (функционирования) системы.
Таким образом, с учетом этих постулатов эффективность управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов следует рассматривать как степень реализации возможностей таможенных органов по минимизации ущерба государству, обусловленного нарушениями таможенного законодательства участниками ВЭД при перемещении через таможенную границу товарных партий нефти и нефтепродуктов.
Основным показателем эффективности управления рисками является отношение достигнутого в процессе таможенного контроля эффекта к максимально возможному эффекту при реализации возможностей, имеющихся ресурсов в сложившейся ситуации при перемещении партий нефти и нефтепродуктов через таможенную границу ЕАЭС.
Достигнутый в процессе таможенного контроля эффект представляет собой фактическую величину предотвращенного ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде, обусловленного нарушением участниками ВЭД таможенного законодательства и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС, контроль за которым возложен на таможенные органы. Он определяется путем непосредственного измерения величин предотвращенных ущербов экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде и последующей их свертки в единый интегральный показатель ущерба.
Максимально возможный эффект в процессе таможенного контроля при имеющихся ресурсах и в сложившейся ситуации проявляется в потенциально возможной величине предотвращенного ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде, обусловленного нарушением участниками ВЭД таможенного законодательства и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС, контроль за которым возложен на таможенные органы.
При этом необходимо также подчеркнуть, что особенность управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов состоит в том, что оно противодействует сознательному нарушению участниками ВЭД таможенного законодательства. Кроме того, наряду с непосредственным снижением ущерба государству вследствие выявления нарушений таможенного законодательства, при оценке эффективности управления рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов необходимо учитывать и латентный эффект. Он состоит в снижении возможности участников ВЭД к нарушениям таможенного законодательства и соответствующем снижении ущерба государству. Эта особенность должна учитываться при построении показателей эффективности управления таможенными рисками при таможенном контроле нефти и нефтепродуктов.
Использованные источники
- Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Богоева Е.М. Формализация процедуры риск-ориентированного подхода при выполнении государственными органами контрольных функций // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 3.
- Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Бойко А.П., Калинина О.В., Карпов В.А., Лобас Е.В. Введение в экономический риск-менеджмент. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. 91 с.
- Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Капитоненко В.В. Оптимизационно-адаптивный подход к управлению инвестициями в условиях неопределенности. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 174 с.
- Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Босов Д.Б. Введение в теорию эффективности инвестиционных процессов. М.: МПГУ, 2006. 92 с.
К.Р.Арсланова